АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 

Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева,26;
Главный редактор: тел.(81153) 5-20-64, vpravda@ellink.ru
отдел рекламы
: тел/факс (81153) 3-02-24, vp@ellink.ru.

Совершенство

Четыре пюпитра на сцене концертного зала филармонии с разложенными на них нотами струнного квартета N2 ля-минор Иоганнеса Брамса уже были готовы, как и мы, слушатели, к встрече со своими кумирами, лауреатами международных конкурсов: Олегом Смирновым (виолончель) - основателем (в 1994 году) и бессменным руководителем Государственного квартета имени М.И. Глинки, Степаном Яковичем (1-я скрипка), Владиславом Безруковым (2-я скрипка) и Львом Серовым (альт).

А вот и они, встреченные горячими аплодисментами! Прошлогодний приезд маститых музыкантов вспоминался в превосходной степени. И на сей раз ожидания благодарных ценителей классической музыки полностью оправдались. Кроме сочинения выдающегося наследника великих немецких мастеров, в программе концерта значился струнный квартет N3 фа-мажор еще одного корифея мировой музыкальной культуры, нашего современника Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

«Родителями» современных струнных смычковых музыкальных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов - были виолы. Появившись в конце XV - начале XVI веков, обладая мягким, нежным звучанием, виолы стали играть ведущую роль в оркестрах. И все же новые, более совершенные струнные смычковые инструменты стали постепенно их вытеснять. В XVI-XVII столетиях созданию новых инструментов способствовало появление на севере Италии, в Кремоне и Бреше, целых школ мастеров: в Кремоне - семейства Амати, Гварнери и «единоличник» Страдивари, в Бреше - семья Маджини. Звучание струнных, как правило, очень выразительно, придавая музыке тончайшую нюансировку.

Композитор, пианист, дирижер - Брамс идеализировал народную музыку, подтверждая это своим творчеством. Музыка Брамса сдержанна, чиста, целомудренна - пример настоящего, большого искусства. Роберт Шуман называл Брамса сложившимся мастером, «в совершенстве выражающим дух времени». Думаю, вся прелесть выдающихся композиторов как раз в том, что их творчество на все времена.

Произведения Брамса отличаются богатым мелодизмом, классической завершенностью, мастерским использованием возможностей инструментов.

…Потрясающе мягкое, нежное, словно дуновение свежего летнего ветерка звучание - первый посыл музыкантов в зал, замерший в ожидании волшебного продолжения. Колоритное, насыщенное скрытым напряжением звучание завораживает.... В этот момент музыка приобретает взрывной характер. Иоганнес дает прекрасную возможность проявить духовные, технические возможности концертантов с помощью любимых, поистине родных инструментов. Известное выражение «их сердца бились в унисон» имело реальное воплощение. Во второй части вновь чистое, мягкое, лиричное начало - в раздумье, в размышлении...

В третьей части акцентированное «вспыхнувшее» звучание, «бег с переходом на шаг», скорость и, как следствие, виртуозность.

В заключительной, четвертой, части яркое слово за альтом. С помощью композитора каждому инструменту музыканты дают возможность проявить себя во всем многообразии, не забывая о себе.

Четверо виртуозов предстали единым организмом, в едином порыве одухотворенно совершая любимую работу.

Во втором отделении слушаем опус Дмитрия Шостаковича. В своем творчестве композитор размышляет о жизни и смерти, проблемах духовного и нравственного характера. Музыкальный язык мэтра достаточно сложен. К восприятию его произведений нужна определенная подготовленность. Масштабы его творчества велики. Разнообразие жанров впечатляет.

Камерная музыка занимает особое место в творчестве композитора. Очень интересные в своей эмоциональной выразительности и духовной сосредоточенности, в чем мы убедились на концерте, струнные квартеты не уступают лучшим его симфониям. При всей сложности произведений, его творчество прекрасно знакомо народу в рамках музыки для кино, в том числе к таким фильмам как «Златые горы», «Встречный», «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Великий гражданин», «Человек с ружьем», «Пирогов», «Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Белинский», «Незабываемый 1919-й», «Овод», «Год как жизнь», «Софья Перовская» и других. Всего около 35 фильмов.

И вновь счастливая возможность с помощью автора проявить себя во всей красе. Сочинение насыщено яркой, эмоциональной музыкой. Прекрасное единение, «слитность» музыкантов.

Мне особенно понравилась четвертая часть. Представился давний Ленинград, родной город Шостаковича, в утренней дымке, мареве, с застывшей Невой, с висящей в воздухе настороженностью. Просыпающийся город в ожидании перемен. Здесь простор для виолончели. Олег Смирнов прекрасно использует данную возможность. Особый оттенок создало пиццикато одновременно на всех инструментах. Одухотворенные лица музыкантов - прекрасное дополнение к исполнению.

Спасибо Иоганнесу Брамсу, Дмитрию Шостаковичу, замечательным музыкантам Государственного струнного квартета имени Глинки, филармонистам!

На бис было исполнено изумительное Адажио американского композитора Сэмюэля Барбера (9.III.1910 - 23.I.1981). Музыку начал сочинять с 8 лет. Окончил музыкальный институт Кертиса (Филадельфия). Неоднократно награждался премиями за лучшее сочинение на различных конкурсах. Участник 2-й мировой войны. В 1962-м приезжал в СССР (Москва, Ленинград). Музыке Барбера присуща эмоциональная сдержанность, лиризм, искренность.

В очередной раз отмечаю великолепное, благодарное поведение великолучан - от мала до велика. Мои симпатии в адрес тех родителей, кто помогает своим чадам приобщаться к миру прекрасного, особенно если они учатся в музыкальных школах.

Двери филармонии всегда гостеприимно открыты всем любителям светлой, волшебной музыки.

Лев АРАПОВ

Создано: 26.10.2012 06:03

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика