В минувшие выходные в Великолукском драматическом театре открылся юбилейный 105-й театральный сезон. Он стартовал с премьерного показа спектакля «Капитанская дочка» (12+), поставленного по одноименному произведению А.С. Пушкина петербургским режиссером Викторией Луговой. В день премьеры удалось пообщаться с Викторией и взять у нее небольшое интервью о жизни, о работе с артистами и, конечно же, о самом спектакле, представленном на суд неискушенного великолукского зрителя.
В 2024 году Великолукскому драматическому театру исполнилось 105 лет. В далёком 1919 году пьесой Максима Горького «На дне» режиссёра Д.А. Яркина театр впервые, как профессиональный городской творческий коллектив, открыл двери перед великолукским зрителем. Причем самое начало исторического пути нашего театра получилось весьма ярким.
Удивительно, но факт, с великолукским театром сдружился такой известный советский режиссёр, как Сергей Эйзенштейн. Он успел с успехом поставить на великолукской сцене свою работу «Взятие Бастилии» по пьесе Р. Роллана. Также из истории известно, что хорошую работу ВДТ отмечал сам нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский.
После Великой Отечественной войны театр получил собственное здание, ставшее великолепным украшением центральной части нашего города. По сей день и работники театра, и простые горожане бережно чтут и хранят традиции великолукской сцены.
На премьере спектакля в эту субботу, 16 ноября, было немало гостей. Среди них: депутат Государственной думы А.Н. Козловский, первый заместитель председателя Комитета по культуре Правительства Псковской области В.А. Алексеева, глава городской администрации А.Г. Беляев, депутат Псковского областного Собрания депутатов Е.Н. Даньшова, артист Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, председатель Псковского регионального отделения Союза театральных деятелей А.А. Овчаренко, председатель комитета по культуре Администрации города Великие Луки Е.А. Савченко и, конечно же, директор театра, заместитель главы города Великие Луки Н.И. Андросович. И хотя каждый выступил со своей большой и развёрнутой речью, все гости в целом были единодушны в своих тёплых и щедрых на слова и награды поздравлениях.
Вот лишь некоторые тезисы из прозвучавших слов: «Открытие юбилейного 105-го сезона – событие знаковое не только для театра, но для всего нашего города!»; «Сегодня Великолукский драматический театр является ведущим учреждением культуры, пользуется заслуженным авторитетом Псковской области и за ее пределами. Премьеры театра становятся праздником и вызывают неподдельный интерес, живо обсуждаются поклонниками театрального искусства!»; «Самые лучшие годы детства прошли именно здесь!»; «105 лет – много это или мало?.. Для такого уважаемого коллектива, как наш театр, это очень и очень весомая дата!».
Своё прекрасное стихотворение прочла артистка театра Алла Любовская, отдавшая великолукской сцене целых полвека. С юмористическим и произвольным номером на сцене внезапно появилась артистка Елена Владимирова, выступавшая сегодня в роли театрального критика. Она просто здорово повеселила своим выступлением публику. Кстати, чуть позже она появилась в спектакле уже как императрица Екатерина Великая.
Главным подарком великолучанам по случаю открытия юбилейного сезона стал сам спектакль – пушкинская «Капитанская дочка». Разумеется, его лучше увидеть самому и своими глазами, тем более что актеры играли так, что просто дух захватывало.
Зрителю пришлось окунуться в такой одновременно далёкий и близкий каждому мир. Где верность и дружба сосуществуют с подлостью и предательством. Где мир и покой – лишь фикция, где нет неопределимой разницы между добром и злом, где каждое из качеств человека может обернуться за и против в мгновение ока. Но где, несмотря ни на что, всё же имеются понятия чести и совести, где вопреки всем законам природы и разума существует, возвышается и «дышит», словно на самом высоком отвесном склоне, нечто большее – Любовь, ради которой и совершаются все доблести и подвиги.
После спектакля удалось пообщаться с достаточно молодым режиссёром и одновременно с умной и очень тонкой и талантливой девушкой Викторией Александровной Луговой.
– В нашем городе вы впервые со своей работой? Много ли спектаклей на вашем счету?
– Где-то уже более пятнадцати спектаклей. Я 15 лет в профессии, каждый год выходит где-то по спектаклю. «Капитанская дочка» – это моя первая работа в Великих Луках. До этого я ставила два спектакля в Псковском театре.
– Где вы учились?
– У меня и актёрское, и режиссёрское образование – театральная академия на Моховой. Сейчас это Российский государственный институт сценических искусств. Это главный театральный институт в Санкт-Петербурге. Кстати, в Питере до сих пор идёт мой спектакль «Достоевский» в Театре сатиры на Васильевском, которому уже 8 лет, но он всё ещё актуален.
– Вы приезжаете со своей труппой или здесь все «наши»?
– Да, это все «ваши», – улыбается Виктория Александровна, – я работала исключительно с вашей труппой. Спектакль очень многонаселённый, поэтому всего количества актёров не хватило, чтобы разложить реплики на всех. Некоторым артистам пришлось сыграть по две-три роли одновременно. Вообще, мне было очень интересно работать с великолукской труппой.
– В каких театрах довелось уже поработать?
– Я работала в Минске, в Волгограде, в Димитровграде, в Пскове, в Петербурге. Для меня неважно, где актер находится физически. Он индивидуален, и моя задача как режиссёра эту индивидуальность максимально развить. Иногда он сам не знает какие-то вещи о себе и растёт и раскрывается уже в ходе долгой и кропотливой постановочной работы. В сегодняшнем спектакле, на мой взгляд, каждый свою индивидуальность максимально проявил.
– Легко ли вы «срастаетесь» с новым актёрским составом?
– С артистом вообще работать сложно, так скажем, – отвечает Виктория. – Потому что артист – это такой тонкий инструмент. Его надо уметь настроить, научить его играть именно твою «мелодию». Каждый режиссёр приезжает со «своим языком», у него своя стилистика, свой метод работы. Поэтому я понимаю артистов, что им поначалу сложно понять, что от них вообще хотят. Это этап, который проходят, наверное, все режиссёры, когда приезжают в новые труппы. Это совершенно естественный процесс в работе. К концу все приходят к общему знаменателю и в целом всё получается.
– Как «знакомитесь» с артистом? И как быстро можно понять, подходит ли он для той или иной роли или образа?
– Я всегда нахожу артиста по фотографии. Я вижу глаза! И именно по ним я определяю его готовность к роли. Не было ещё ни разу, чтобы я пожалела о своём выборе. В глазах – своя энергетика, душа человека, и ты понимаешь, что вот эта роль ему действительно подходит. Конечно, имеют место и внешние качества, рост. Не может, к примеру, маленький человек играть Ромео, но в целом обычно угадываю.
– Пару слов о спектакле: вы ставите обычно классику, как сегодня? И что для вас сегодняшний спектакль? Что хотели именно вы донести до великолукского зрителя и что подчеркнуть?
– Я ставлю не только классику, но и современное искусство. Для меня это такая сложная задача – чтобы А.С. Пушкин прозвучал современно. Темы любви, власти, свободы – они ведь понятны всем поколениям без исключения. Для меня как для режиссёра самое ценное – увидеть, что с людьми во время спектакля что-то происходит. Чтобы они вышли из театра и у них был некий отклик: стоят ли у человека в глазах слёзы, чтобы душа ожила и отозвалась на историю, «завибрировала».
– В Великих Луках впервые?
– Вы знаете, я выросла здесь. У меня мама отсюда, но в студенческие годы она уехала в Санкт-Петербург, там я и родилась. Приезжала на лето к бабушке в ваш славный город. Поэтому детство моё прошло здесь и театр я помню ещё с малых лет. Сейчас это место приобрело для меня совсем уже иное значение. Словом, Великие Луки для меня – своего рода малая родина.
– И напоследок «дежурный» вопрос: что пожелаете нашему зрителю и городу в целом?
– Мне хочется, чтобы зритель чаще ходил в театр. Чтобы люди тянулись к нему, не считая театр каким-то «рудиментом». Чтобы вечер в театре их как-то внутри поменял и сблизил. Чтобы театр развивал и обогащал людей, чтобы в каждом спектакле был свет, чтобы люди чувствовали, особенно в классике, на себе лучшие примеры других людей и это как-то повышало их веру в человека, чтобы хотелось и самому стать лучше и мудрее и относиться к окружающим с большей теплотой и вниманием.
Театр – это единственное искусство, которое «здесь и сейчас». И каждый спектакль рож- дается «сейчас», именно в этот «момент». Этим и ценен театр! Ведь кино – это монтаж, это смонтированная и выверенная работа. А артист на сцене, он – «канатоходец», у него всего лишь одна попытка: здесь и сейчас. И каким он пришёл сегодня, таким его и увидит зритель. Всякий спектакль каждый раз слегка будет другим. Поэтому я желаю сегодняшней постановке, прежде всего, долгой театральной жизни. Мне хочется, чтобы на этот спектакль и просто в Театр Великих Лук приходили ещё и ещё!
Евгений Николаенков
Фото автора