Дорога в небо – дорога патриотизма

Свой 80-летний юбилей 3 января отметил ветеран ДОСААФ Владимир Иванович Алексеев.
Более полувека отдано им Оборонному обществу

После занятий в Великолукском АСК окончил Центральную летно-техническую школу ДОСААФ по специальности летчик-инструктор-планерист. По ее окончании работал в Смоленском АСК, а с 1971 года вернулся в родной Великолукский АСК, где работал летчиком-инструктором-парашютистом, командиром звена парашютной подготовки. Стал летчиком 1-го класса. За годы работы в АСК подготовил более 1500 призывников для службы в ВДВ. Налетал 4700 часов, 12000 посадок.

С 1981 г. работал в Великолукском СТК инструктором-методистом. С 1984 г. переведен на должность старшего летчика-инспектора Псковского областного комитета ДОСААФ. С 1993 г. и по 2011 г. проработал начальником спортивно-технического клуба РОСТО (ДОСААФ).

Работа В.И. Алексеева отмечена высшей наградой Оборонного общества – медалью «Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин», почетным знаком ДОСААФ СССР, орденом 1-й степени «Защитник России», почетным знаком Всероссийской организации ветеранов, знаком «Почетный член РОСТО», его имя занесено в Книгу почета г. Великие Луки.

Как рассказывает Владимир Иванович, его первый самостоятельный полет на планере «Приморец» с лебедки «Геркулес-3» состоялся 18 августа 1961 г. на великолукском аэродроме: «Летный день начался как обычно с построения и предполетных указаний, но чувствовалось, что обстановка какая-то не такая, хотя нам никто заранее не говорил, что сегодня мы будем проверяться, и если готовы, то и выпустят в самостоятельный полет. Инструкторы обычно строгие и придирчивые сегодня были мягкими и добрыми. И только на построении начальник АСК  Виталий Иванович Бакланов объявил, что «выпускников» будет проверять и по готовности курсанта к полету выпускать Герой Советского Союза Иван Николаевич Селягин, выпускник Великолукского довоенного аэроклуба.

Большая честь выпала нам получить «благословение» на первый в жизни самостоятельный полет от самого Героя Советского Союза. Первый самостоятельный полет запоминается на всю жизнь. А было это так. Когда все подготовили к началу полетов, поставили планера на старт, установили лебедку для запуска планера на нужное место, проверили работу радиосвязи, довели до всего состава, принимающего участие в полетах, плановую таблицу, из которой я узнал, что предстоит проверка, готов ли я лететь самостоятельно. Так же были запланированы контрольные полеты Владимиру Зазыкину и Татьяне Щебелевой.

Геннадий Васильевич, мой инструктор, ласково сказал: «Иди готовься к полету и летай, как всегда летал». Я подогнал по росту парашют ПНЛ-45, осмотрел планер согласно схеме осмотра перед вылетом и, надев парашют, занял место в передней кабине планера, привязался привязными ремнями и стал мысленно прорабатывать свои действия в воздухе от взлета до посадки. Через несколько минут, надев парашют, в заднюю кабину сел И.Н. Селягин и тоже привязался ремнями, сказал: «Делай полет так, как ты летал раньше с инструктором, и не обращай на меня внимания. Постарайся все делать без большого волнения, и у тебя все получится».

Трос, зацепленный «усами» за планер выбрал слабину, я поднял левую руку в кабине, что означало мою готовность к взлету, и по команде руководителя полетов «Старт» планер начал стремительное движение вперед – разбег, отрыв планера от земли, выдерживание, чтобы разогнать необходимую скорость, и перевел планер в набор высоты, удерживая угол набора по капот-горизонту. На высоте 300-310 метров перевел планер в горизонтальный полет, отцепил трос, осмотрелся и стал выполнять свободный полет по «коробочке», как учили.

На втором контрольном полете Селягин, не предупредив меня, сделал отцеп планера на высоте 130-140 метров, имитируя обрыв троса, то есть ввел «особый случай» и проверил, как я буду действовать в этой ситуации. Я сделал, как меня учили, перевел планер в горизонтальный полет, для контроля отцепки троса от планера несколько раз дернул ручку открытия замков, осмотрелся, развернул планер на 180 градусов и произвел посадку с обратным стартом. Вроде бы получилось нормально.

Друзья-курсанты закатили наш планер на старт, и И.Н. Селягин, выйдя из планера, завязал привязные ремни в задней кабине, чтобы они не попали в органы управления планером, спросил: «Полетишь один?». Я четко ответил: «Полечу». Он сделал мне несколько подсказок по построению маршрута полета, пожелал успеха, сказав, что я справлюсь с заданием и чтобы не очень волновался. Получив такое напутствие, закрывая фонарь кабины, я посмотрел на заднее сиденье, а там никого нет.

Страха большого не было, было легкое волнение – ведь мне доверили планер, и я должен один самостоятельно на нем выполнить полет по «коробочке», не подвести своего инструктора и показать, что я на что-то способен. Осмотрелся в кабине, проверил рули управления и по радио доложил о готовности к взлету. Лебедка выбрала слабину троса, и в наушниках прозвучала команда «Старт».

Почти через минуту я на высоте 300 метров перевел в горизонт, отцепил трос, посмотрел назад и убедился, что в планере я все же один. Выполняю первый разворот, второй и направляю планер к третьему. Радуюсь, что лечу один. Но сильно радоваться было некогда, нужно построить маршрут полета, рассчитать точку выполнения третьего разворота, четвертого, зайти на посадку, а самое главное, хорошо приземлиться у посадочной стрелы. Вышел из четвертого разворота на высоте 100 метров, направил планер к посадочным знакам, проверил расчет на посадку – все в пределах нормы.

В точке выравнивания на высоте 5-6 м перевел планер в горизонтальный полет, скорость стала гаснуть, на высоте примерно полметра плавно взял ручку на себя, ногами удерживая направление, и мягко коснулся колесом земли. Подсказок по радио не было,

значит, я делал все правильно, посадка была хорошая, и, самое главное, я сумел выполнить все действия в полете самостоятельно, чему был очень рад. После выполнения первого полета мне разрешили сделать еще один, а это уже был второй самостоятельный полет в этот день, его я выполнил тоже хорошо.

После выполнения двух самостоятельных полетов я пришел на старт и доложил руководителю полетов, а руководил полетами начальник авиаспортклуба В.И. Бакланов, что «курсант Алексеев выполнил два самостоятельных полета, разрешите получить замечания». Виталий Иванович поздравил меня с первым самостоятельным вылетом, пожелал дальнейших успехов в летном деле.

Поздравили также мой инструктор Геннадий Васильевич Савельев, проверяющий Иван Николаевич Селягин, инженер Николай Андреевич Бойченков и все курсанты авиаспортклуба. После «минуты славы» я достал пачку папирос «Казбек» и положил на стол руководителя полетов. По традиции со времен В.П. Чкалова все курсанты, выполнившие первый самостоятельный полет, угощали всех, находившихся на старте, папиросами «Казбек» и ни какими другими. Эта традиция приносить «Казбек» на старт и угощать всех сохранилась и поныне. Если ты не куришь, курить было не обязательно.

У меня были первые самостоятельные вылеты на других типах планеров и самолетов, но самый первый запомнился навсегда. После летной подготовки на планерах мне необходимо было переучиться летать на самолете. Сложности при переучивании на самолет и освоении техники пилотирования у меня не было, поэтому программу переучивания для меня сократили».

Тысячи людей с тех пор благодаря профессионализму В.И. Алексеева открыли для себя небо, стали летчиками и парашютистами. Его любовь к Родине, убежденный патриотизм для всех всегда были примерами для подражания и руководством к действию.

С юбилеем, Владимир Иванович! Крепкого здоровья, благополучия, всяческих успехов в работе в качестве заместителя председателя городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов!

Друзья, коллеги

Поделиться ссылкой: