Достойны славы дедов и отцов

Теплоход «Алексей Родин»

Листая страницы летописи Великой Победы, невозможно вновь не вспомнить о героизме речников Селигера. Ведь вскоре исполнится 80 лет подвигу капитанов Ивана Марковича Маркова и Алексея Сергеевича Хоробрых, выполнивших поставленные задачи в июле 1942 года ценой своей жизни и не выпустивших из рук штурвал даже после получения смертельных ранений. О них, как и о других речниках пристани Осташков, вынесших с честью все тяготы военного лихолетья, на страницах нашей газеты ранее рассказывалось неоднократно. Но ратные подвиги на водах Селигера – далеко не единственная героическая страница истории коллектива пристани.

Капитан буксирного парохода Алексей Сергеевич Хоробрых, геройски павший 23 июля 1942 года

Уже после окончания боев на селигерских рубежах водники Осташкова внесли огромный вклад в обеспечение боеготовности советских войск на Северо-Западном фронте. С первых дней навигации 1943 года флот пристани Осташков, выполняя задания командования фронта, занимался перевозками грузов по озеру, а также эвакуацией раненых солдат и офицеров Красной армии в тыл. А когда в апреле 1943 года в связи с бездорожьем в районе Старой Руссы сложилось критическое положение в снабжении войск продовольствием и боеприпасами, коллективу пристани было поручено построить несколько барж на реке Ловать и организовать перевозку по ней всего необходимого для обеспечения боеготовности наших частей и соединений. В мае – июне 1943 года осташковские речники построили 15 барж грузоподъемностью от 25 до 40 тонн.

Капитан буксирного парохода Иван Маркович Марков, геройски павший 16 июля 1942 года

На Ловать были направлены и два катера военной комендатуры пристани Осташков. И здесь селигерские речники оправдали доверие командования, с честью выполнив сложнейшие боевые задачи. Они осуществляли проводку караванов по Ловати к озеру Ильмень, зачастую под артиллерийскими обстрелами противника, порой совсем близко от линии фронта, проявляя не только высочайший уровень профессионализма, но и личное мужество.

Вклад коллектива осташковских водников в разгром фашизма велик, как велико и количество совершенных ими ратных подвигов. А послевоенная история речной пристани Осташков – это огромное количество трудовых достижений как плавсостава, так и сотрудников береговых подразделений. В предыдущих публикациях было сказано немало добрых слов о капитане теплохода «Капитан Хоробрых» Александре Александровиче Хрусталеве – продолжателе трудовой династии речников Селигера и внуке прославленного капитана Василия Сергеевича Хрусталева, начавшего свой флотский путь матросом на пристани в годы Великой Отечественной и посвятившего мужественной профессии речника всю свою жизнь.

Среди нынешнего поколения селигерских водников есть немало замечательных людей. Экипаж комфортабельного пассажирского теплохода «Алексей Родин» состоит из трех человек. Капитан Дмитрий Олегович Иванов после службы в рядах Советской армии поступил в Рыбинское речное училище. Успешно окончив его в 1986 году, начал трудовую деятельность на пристани Осташков мотористом теплохода «Капитан Марков».

Капитан теплохода Дмитрий Олегович Иванов

Требуемый уровень профессиональной подготовки, полученный в курсантские годы и закрепленный в период работы, как и другие прекрасные деловые и личностные качества, присущие Дмитрию, послужили основанием для назначения его в 1989 году на должность капитана буксира-толкача «Валдай», а затем – буксира РТ. Вот уже три года Дмитрий Олегович несет капитанскую вахту на пассажирском теплоходе. Его добросовестный труд отмечен различными поощрениями.

Д.О. Иванов – продолжатель замечательной династии речников Селигера. Капитаном был его дедушка – Дмитрий Иванович Иванов, принимавший после окончания Великой Отечественной участие в сложном переходе судов через Балтику на Селигер, когда было поручено выполнение важнейшей государственной задачи – перевозки народнохозяйственных грузов, включая станки и другое промышленное оборудование, по репатриации.

Матрос-кассир Александр Алексеевич Можаев

С речным флотом связали свою жизнь и два родных дяди Дмитрия Олеговича, трудившиеся в должностях плавсостава на Селигере. А капитан Иван Маркович Марков, ставший символом героизма советских речников в годы Великой Отечественной, имя которого увековечено в названии одного из пассажирских теплоходов пристани Осташков, посмертно награжденный орденом Красной Звезды, был родным братом бабушки Дмитрия Олеговича Иванова.

Воспитанный на славных традициях советских речников, капитан теплохода Д.О. Иванов считает работу на водном транспорте смыслом своей жизни.

Быть капитаном речного теплохода – это не только сложно и ответственно. Ведь возникновение нештатных ситуаций на этой работе полностью исключить невозможно. А значит, готовность к быстрому принятию единственно верного решения – одно из главных деловых качеств, необходимых для успешного выполнения любой из поставленных перед капитаном и экипажем задач. Многолетняя работа Дмитрия Олеговича на речном флоте, как и весь его жизненный путь, характеризуют его не только как опытного капитана, обладающего высоким уровнем профессионализма, но и как сильного духом человека. И абсолютно верны его слова о том, что если возникнет необходимость внести свой вклад в защиту Отечества, нынешнее поколение речников готово достойно выполнить любые оборонные задачи на внутренних водных путях.

Моторист Игорь Николаевич Ищенко

Вместе с Дмитрием Олеговичем несут флотскую вахту моторист Игорь Николаевич Ищенко и матрос-кассир Александр Алексеевич Можаев. Игорь Ищенко пришел в коллектив речной пристани Осташков в 1988 году, отслужив до этого в рядах Советской армии. Имеет огромный опыт работы на судах пассажирского, грузового и технического флота в должностях матроса, моториста и крановщика. Окончил школу командного состава речного флота. Имеет опыт принятия решений в различных ситуациях, связанных с обеспечением безопасности судна, экипажа и пассажиров.

За успехи в работе неоднократно поощрялся приказами руководства различного уровня. Сделанный в юности профессиональный выбор считает единственно верным. Уверен в том, что на водный транспорт должны приходить патриоты российского флота, влюбленные в профессию и обладающие необходимыми деловыми качествами, включающими трудолюбие, смекалку и готовность к слаженным действиям в нестандартных ситуациях.

Александр Можаев пришел в коллектив осташковских речников в 2015 году, отслужив по призыву в Вооруженных силах РФ. Был матросом-кассиром на пассажирских теплоходах «Капитан Марков» и «Капитан Хоробрых», окончил в Москве училище, готовящее рядовой плавсостав. За добросовестный труд неоднократно поощрялся приказами руководства организации. За 7 лет работы в отрасли понял, что выбрал профессию по душе, и желает в дальнейшем без отрыва от производства получить образование в вузе водного транспорта, что станет серьезной предпосылкой профессионального роста.

На «Алексее Родине», как и на других пассажирских судах, выполняющих рейсы по Селигеру, флотский порядок абсолютно вез-де и во всем – начиная от пассажирских салонов и палуб, заканчивая служебными помещениями, судовой документацией и форменным обмундированием экипажа. А интересный рассказ экскурсовода на любом из десяти выполняемых в настоящее время маршрутов и возможность полюбоваться с борта теплохода волшебными селигерскими пейзажами лишь усиливают желание вновь оказаться в этом уголке России, расположенном на краю земель великолукских, хотя и входящем в состав Тверской области. И, вне всяких сомнений, достойны огромного уважения и новых публикаций те, для кого работа на речном флоте стала делом их жизни.

Выполняя рейсы под мирным селигерским небом, продолжая с честью флотские традиции, они достойны славы дедов и отцов, сломавших хребет гитлеровской Германии. А еще у великолучан, как и у всех желающих посетить эту жемчужину России, появится возможность узнать интересные исторические подробности о развитии судоходства на Селигере, а также о жизни и подвигах местных речников. Ведь бесспорным фактом является то, что капитаны буксирных пароходов Иван Маркович Марков и Алексей Сергеевич Хоробрых навсегда останутся в памяти не только своих земляков и коллег. Каждый из них стал символом величия русского человека.

М. Гарбер

Поделиться ссылкой: