Имени Павла Сопрунова

7 октября в Великолукском локомотивном депо состоялся митинг, посвященный ставшему уже традиционным присвоению тепловозам персональных имен выдающихся деятелей, связанных с историей железнодорожного транспорта в Великих Луках. В этот день тепловоз 2ТЭ25КМ № 0545 решением руководства дирекции тяги ОАО «РЖД» получил имя первого начальника депо П.Н. Сопрунова.

О биографии Павла Никифоровича во вступительном слове рассказал ведущий инженер депо Геннадий Всеволодович Балакирев.

Г.В. Балакирев

Павел Никифорович Сопрунов окончил Санкт-Петербургский технологический институт Императора Николая I. Получив высшее образование и накопив практический опыт, он продолжил свою трудовую деятельность в 1903-1905 годах в должности помощника начальника участка тяги на станции Новосокольники. Только что закончилось строительство 1000-верстной железнодорожной линии от Москвы до Виндавы – порта на берегу Балтийского моря, имевшего круглогодичную навигацию. По железной дороге увеличивающимся год от года потоком шли транзитом лесные, строительные, наливные грузы, а также сельскохозяйственная продукция из центральных регионов России, Поволжья, Сибири. Обратной дорогой вглубь страны следовали импортные грузы. Новосокольнический участок движения, которым руководил П.Н. Сопрунов, был узловым в этой транспортной цепочке.

В 1905 году к Великим Лукам приближается Бологое-Полоцкая железнодорожная линия. Павла Никифоровича, как опытного руководителя и специалиста, назначают начальником будущих Великолукских железнодорожных мастерских. С его участием ремонтные мастерские при коренном депо строятся с размахом на перспективу – 2 каменных веерных здания по 20 паровозных стойл в каждом, с тремя поворотными кругами.

Павел Никифорович назначается начальником Великолукского участка тяги Николаевской железной дороги. В нелегкое революционное время он организовывал движение поездов.

П.Н. Сопрунов, работал на различных руководящих должностях в службе тяги Николаевской железной дороги, начальником вагонной службы Октябрьской железной дороги. После выхода на пенсию в 1934 году Павел Никифорович занимался преподавательской работой в ЛИИЖТе. Война застала его в родном городе. Ужасы блокадного Ленинграда не обошли его стороной. П.Н. Сопрунов скончался в марте 1942 года.

Также Геннадий Всеволодович отметил, П.Н. Сопрунов является примером беззаветного и героического служения железным дорогам и Отечеству. Его имя на борту современного локомотива – это не только дань памяти первому руководителю депо, но и символ трудовой преемственности поколений железнодорожников. Не случайно присвоение локомотиву имени Павла Никифоровича Сопрунова состоялось именно в 2022 году – в год 185-летия Российских железных дорог, а также в год 120-летия со дня основания Великолукского техникума железнодорожного транспорта. В этом году 115 лет исполнилось и Великолукскому железнодорожному узлу.

Выступление Игоря Александровича Фадеева

На митинге также выступили работники депо и почетные гости. Так, начальник эксплуатационного локомотивного депо Великие Луки Игорь Александрович Фадеев рассказал о сохранении традиций депо и 115-летии предприятия. Он отметил, что возможность увековечить имя Павла Никифоровича Сопрунова – большая честь. В богатой истории депо было много достойных и выдающихся руководителей: Борис Шувалов, поднимавший железнодорожный транспорт в годы разрухи и Гражданской войны; Михаил Константинов, руководивший работой паровозного депо во время войны и сразу после освобождения города от немецких захватчиков; Иван Шатинин, во время войны командовавший колонной паровозов особого резерва, а после войны восстанавливавший разрушенное паровозное хозяйство; Арнольд Миронович Орлович, взявший на себя огромный труд по реконструкции депо и переходу с паровозной на тепловозную тягу; Валерий Николаевич Иванов, при котором депо стало базовым по ремонту тепловозов серии М62 для нужд Минобороны, но именно П.Н. Сопрунов заложил основы будущего предприятия – Великолукского локомотивного депо.

Прошли десятилетия, появились новые формы работы, изменились технологии в эксплуатации и ремонте, совершенно иным стал тяговый подвижной состав, и потому глубоко символично, что имя первого начальника депо будет на бортах самого современного тепловоза 2ТЭ25КМ-0545, поступившего в приписной парк депо в прошлом году.

Заместитель начальника Октябрьской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам, тоже в прошлом начальник Великолукского локомотивного депо, Александр Витальевич Кузьмин, выступая с поздравительным словом, обратил внимание на то, что первоначально, при Павле Никифоровиче, преобразовавшем ремонтные мастерские в депо, здесь работало всего 130 человек. В настоящее время депо стабильно развивается, имеет хорошие производственные показатели, а коллектив добивается значительных успехов в работе и обеспечении безопасности движения. Также он отдельно поблагодарил сотрудников депо, участвовавших в подготовке документов для инициации наименования локомотива.

В поздравительном слове заместителя главы города Великие Луки Сергея Николаевича Агарёва прозвучали слова благодарности и поздравления, переданные главой города Николаем Николаевичем Козловским железнодорожникам. Он отметил, что это мероприятие подчеркивает внимание руководства железной дороги к патриотическому воспитанию молодого поколения, что является крайне важным фактором развития государства. Железная дорога как фундамент развития города особенно важна в современных условиях необходимости бесперебойного снабжения и последующего экономического роста. Сергей Николаевич отметил преданность железнодорожников своему делу и поблагодарил их за труд.

С поздравительным словом выступил почетный работник Октябрьской железной дороги Владимир Сергеевич Истомин. Его рабочая биография чем-то похожа на трудовой путь Павла Никифоровича, а сам Владимир Сергеевич был начальником трех локомотивных депо: Бологое, Санкт-Петербург-Московский и, конечно же, Великие Луки. Сейчас В.С. Истомин передает свой богатый опыт и знания студентам Великолукского филиала ПГУПС. Владимир Сергеевич подчеркнул, что это уже третье наименование локомотива в депо Великие Луки. Он обратил внимание собравшихся на талант Павла Никифоровича, на то, что молодой железнодорожник с 1909 года выпускал печатные труды о паровозной тяге и железнодорожном транспорте в целом, один из которых – «Железнодорожные вагоны и их части», выпущенный в 1927 году, – до сих пор хранится в фонде Петербургского университета путей сообщения.

Почетным гостем мероприятия также стал старейший работник депо, бывший главный механик Юрий Алексеевич Черепов, работавший в депо с 1956 года. До сих пор в депо работают станки, стенды, краны и множество другого оборудования, смонтированного и установленного руками Юрия Алексеевича. Именно ему вместе с В.С. Истоминым было предоставлено почетное право открыть памятную надпись, посвященную первому начальнику депо П.Н. Сопрунову, на борту тепловоза 2ТЭ25КМ-0545.

Алое полотно спало под звуки гимна Российской Федерации, и общие аплодисменты ознаменовали важность этой традиции и отклик ее в сердцах собравшихся. «Павел Сопрунов» снова в строю. Его имя на борту локомотива располагается между двумя знаковыми символами: самой первой и нынешней эмблемой Российских железных дорог и является своеобразной «времен связующей нитью» нашей истории. Надеемся, что традиция будет продолжаться и впредь, и новые тепловозы будут получать имена наших самых достойных земляков-железнодорожников.

И. САЮНОВ

Поделиться ссылкой: