Великие Луки посетил церковный историк, востоковед и краевед А.Е. Черменский. Александр Евгеньевич окончил МГИМО, защитил диссертацию, много лет работал в Министерстве иностранных дел, свободно владеет английским, французским, вьетнамским и японским языками. Был переводчиком в училище, где готовили летчиков-космонавтов
(в том числе вьетнамца Фам Туана). Человек необыкновенно яркий и интересный.
На этот раз кандидат исторических наук, лектор по истории православной церкви московского Заиконоспасского мужского ставропигиального (с греческого «крестоводружение», то есть подчиняющегося непосредственно Патриарху) монастыря города Москвы выступил в качестве потомка сразу трех канонизированных русских святых.
Во-первых, А.Е. Черменский – правнучатый племянник митрополита Киевского и Галицкого священномученика Владимира Богоявленского (1848-1918). Во-вторых – архиепископа Черниговского и Нежинского священномученика Василия (1867-1918), четвероюродного брата Владимира. И, в-третьих, Александр Евгеньевич – правнук епископа Великолукского и Торопецкого священномученика Иоанна Троянского (1862-1937).
Великолучане знают, что в районе улицы Холмской открыт сквер в честь новомученика Иоанна. И вот теперь можно было ощутить собственную историю не как нечто далекое и не очень понятное, а вполне даже конкретное и осязаемое.
А.Е. Черменский выступил перед краеведами и прессой Великих Лук. Гостя представила директор центральной городской библиотеки им. М.И. Семевского Г.В. Ковалёва. Разговор получился эмоциональным, очень личным и доверительным.
Александр Евгеньевич приехал в Великие Луки 4 сентября, в день памяти Иоанна Троянского, в день его расстрела. Грустный повод, неспособный, однако, стать причиной для скорби.
– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!.. Я очень рад всех вас видеть. Я уже в районной библиотеке, медицинском колледже выступал…
Я – счастливый человек. Как вы думаете, почему? Потому что в нашей семье трое святых.
У нас, православных людей, нет степени родства. У нас духовное родство. А то, что они четвероюродные братья, – так Господь распорядился. Эти трое для меня особенно близки, потому что я чувствую их молитвенную поддержку.
Все взаимосвязано, только нужно этим интересоваться. Стараюсь в день их памяти бывать в их родных местах.
В подтверждение своей (и очевидной для религиозного сознания) мысли о взаимосвязи всего сущего А.Е. Черменский немало привел разного рода исторических параллелей и аналогий.
Первая история. Самара. Там служил о. Владимир. И там же свое первое дело в это время вел помощник присяжного поверенного В.И. Ульянов (будущий Ленин) – дело о церковном кощунстве. Суть в том, что один портной в общественном месте хулил Пресвятую Богородицу и царскую фамилию. Люди его задержали и отвели в участок.
Адвокат Ленин защищал тогда портного и строил защиту на том, что человек был пьяным и, значит, не виноват, не отдавал себе отчета в своих действиях. Член Святейшего Синода о. Владимир, наоборот, грех винопития жестко осуждал и позже возглавлял Всероссийское общество борьбы за народную трезвость.
Вторая история. Сталин родом из грузинского города Гори. И там в духовном училище был духовный инспектор Александр Данилович Италинский. В 1890 году он занял должность помощника смотрителя, а Сталин учился там в 1888-1894 годах. Так вот Италинский был женат на племяннице будущего священномученика Владимира.
– Многие считают, что это совпадения, случайности. Но мы же верующие люди. Мы знаем, что ничего не бывает случайного, – констатировал А.Е. Черменский.
Вспомнил наш гость и известную историю, когда Иоанн Троянский, находясь в гостях у некоего Михаила Федорова, сказал, современная мода молодежи ее до добра не доведет.
– Что он имел в виду? Красные косынки тех лет? – заметил Александр Евгеньевич. – Я бы развил тему.
Представьте современный скоростной поезд Воронеж – Москва. Двухэтажный. И все вагоны забиты молодыми людьми. Представьте еще, что когда мы были молодыми, разве бы мы не познакомились с симпатичными попутчиками (попутчицами)?! Не познакомились бы, не поговорили бы с ними?!
А здесь все молодые сидят в своих телефонах. Никто не видит и не слышит друг друга. Это же тоже мода, зомбирование. Думаю, что Иоанн не имел в виду какую-то внешнюю атрибутику, а именно об этом внутреннем перерождении говорил.
В завершение встречи гостя поблагодарили за интересное выступление публицист Л.А. Скатова, которая подарила А.Е. Черменскому брошюру, изданную к 200-летию церкви Казанской иконы Божией Матери, кандидат исторических наук С.Г. Петров, руководитель Музея истории образования города Великие Луки Т.М. Дроздова.
Очевидно, что история только тогда ценна, когда она является живой. Когда за ней стоят живые люди и живые поступки. И наш гость в ходе своей лекции представил именно такую историю. Вроде бы только свою личную, но и нашу общую тоже.
А. КАНАВЩИКОВ