В своем либеральном выборе государство самоустранилось от регулирования отношений между элитой и народом, что, по сути, является миной замедленного действия. Мост над этой битвой за справедливость мы можем построить только на любви к своей Родине. Неразрывность понятий «истина» и «Родина» гениально показал русский пророк Ф.М. Достоевский, раскрывая религиозную, вероотступническую и, как следствие, антинациональную суть «русского либерализма». Достоевский писал, что русский либерал тем отличается от европейского, что европейский порядки в своей стране критикует, а русский либерал «всю Россию ненавидит». «Либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать».
Поэтому нужно таких «либералов», то есть «либеральную пену», различать с критически настроенными гражданами, которые, обнажая пороки и несправедливости сегодняшнего государства, все же любят свою Родину и хотят для нее лучшего будущего. Последние, в свою очередь, могут и должны использоваться как опора государства. Опираться нужно на сопротивление. Грамотная коммуникация с ними, сторонниками демократических реформ и европейских порядков, скорее принесет пользу гармоничному и эффективному развитию государства, чем политика отгораживания и противопоставления «неудобным» группам.
Сейчас Россия осуществляет переход в абсолютно новое качество. Она вернула причитающееся ей место на мировой арене. Во внутренних процессах мы тоже видим новое качественное состояние – увеличение продолжительности жизни, демографическую стабилизацию, рост благосостояния. Неизменным остается вопиюще несправедливое отношение к нашей стране со стороны Запада, почему? Потому что вопрос устранения России с геополитической карты мира никто не отменял.
У русского народа есть миссия, которая заключается в поддержании уровня справедливости на земле, позволяющего продолжение существования мировой цивилизации. Русский народ признает некую общую, религиозную, вытекающую из православного вероучения, справедливость, единую и понятную для всех. Ее источником не может быть отдельный человек, группа людей, или отдельно взятое передовое просвещенное демократическое государство, потому что любой порядок, устанавливаемый группой людей, будет установлен в чьих-то интересах. В основе того, что русский человек понимает под справедливостью, лежит нравственное начало, проистекающее от Бога и его замысла. Правовая справедливость, общественные реформы, принудительные законы играют здесь второстепенную, служебную роль.
В свою очередь, в западноевропейском цивилизационном коде вопросы добра и зла, вопросы справедливости рассматриваются только с точки зрения практической пользы, личной выгоды. Русский человек не использует «право на возмездие», даже с врагом, в отношении которого у него естественным образом появляются основания так поступать. В этом состоит еще одно наше отличие от человека Запада. Советские солдаты, потерявшие в Великой Отечественной войне близких, кормили немцев в 1945-м из своих котелков, спасали детей своих врагов, порой ценой собственной жизни. Русская армия в 1814 году, имевшая моральное право на справедливое возмездие после разорительного нашествия Наполеона, запомнилась французам поступком офицерской чести графа Воронцова, который разорился, но заплатил из своего кармана за все предъявленные французскими рестораторами счета после ухода нашей армии из Парижа. Русский не мстит слабому и поверженному врагу. Это наше ментальное отличие: незлобивость, немстительность, мистическая религиозность армии, даже в те времена, когда официально государство жило «без Бога», отсутствие комплекса собственного превосходства. Сама идея сверхчеловека – это порождение западноевропейской философской мысли: не азиатской и тем более не русской. Эта идея является следствием отпадения от Бога, секуляризации сознания западного человека.
Особую роль обеспечения мирового равновесия современная Россия унаследовала и от православной Российской Империи, и от СССР. Эта роль проистекает из исторической миссии России как хранителя и миссионера православия и самого учения Православной церкви о государстве
как о «Катехоне», государственной власти, удерживающей мир и общества от зла. Церковь поручила Москве быть Третьим Римом после падения первых двух как последнему оплоту православия на земле. Эта обязанность России определена в «Уложенной грамоте» Вселенского патриарха об установлении Московского и всея Руси патриаршества. Благодаря наличию ракетно-ядерного потенциала, Россия, «Катехон», «Третий Рим» на данный момент единственная страна, способная ограничивать американскую гегемонию, гегемонию отречения от веры и традиции.
Если бы не было фактора России, мир превратился бы в транснациональный инкубатор, подчиненный единственной и абсолютной воле американского диктата. В свою очередь, наша страна с ее традиционной православной культурой, стремлением к патернализму, защите человечности, ориентацией на дух противостоит силе глобального разложения с его «европеизацией», атомизацией общества и свободой личности от всевозможных ограничений. В этой ситуации роль русской цивилизации, русского мира многократно возрастает. И не в рамках нашей военной мощи, а в рамках нашей морально-нравственной правды. Та позиция, которую мы сейчас занимаем на международной арене, безупречна юридически, в высшей степени ответственна, но она в первую очередь нравственна, моральна.
Однако еще до украинских событий был запущен абсолютно неадекватный антироссийский тренд: упреки в неприятии сексуальных меньшинств, в недемократичности и непредсказуемости политики, хотя именно Россия, в отличие от западных знаменосцев всяческих свобод, предоставила политическое убежище Эдварду Сноудену. Именно Россия, в отличие от «прогрессивного Запада», остается страной, свободной от диктата меньшинства.
Несмотря на нацеленную политику дискредитации нашей страны, русские горды тем, что их Родина – Россия, что они говорят на русском языке и являются носителями уникальной русской культуры. Отсюда и поддержка русскоязычного населения юго-востока Украины, солидарность с жителями Южной Осетии и Абхазии, Приднестровья, отсюда и защита православия на Украине, в бывшей Югославии, уничтожаемых христиан Ближнего Востока, при том, что внутри своего общества, своей страны этой самой справедливости для себя не хватает.
Великая Победа 1945 года стала вершиной извечного сражения русского человека за справедливость. Наша страна восприняла агрессию против себя как борьбу со всемирным злом. С первых же дней война была названа «священной», и это в рамках атеистического государства. Русская православная церковь, вместо того, чтобы сводить счеты с атеистическим государством, призвала народ защитить Родину и отразить агрессию, стала строить православные бронеколонны. Мобилизующая роль РПЦ, пламенные патриотические призывы патриархов Сергия и Алексия, русских святых, таких как архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), преподобный Серафим Вырицкий и святая Матрона Московская, стали важнейшим фактором Победы.
Русской кровью был сокрушен фашизм, и русскими слезами омыт новый мировой порядок, установившийся после Победы 1945 года. Поэтому опытные западные конкистадоры целят в самое сердце нашего народа. У нас пытаются отнять Победу, играя на противоречиях, порожденных той сложной эпохой, в которой жили наши предки: это время слома государственной парадигмы, социального строя. Безусловно, эта эпоха сопровождалась социальными катаклизмами, но это катаклизмы нашего государства, и они касаются именно нас, граждан нашей страны. Ведь мировая общественность не вывела общественный дискурс на обсуждение темы уничтожения индейской цивилизации в Америке или бесчеловечных атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки? А западные штабы, используя ментальные особенности нашего народа, понимая, что идея справедливости для нас важнее всего, навязали нам чуждый и вредоносный дискурс о роли Сталина. И в этой ситуации выставили его как главного тирана, мракобеса, людоеда в отрыве от той исторической миссии, и от того исторического периода, в котором Сталину пришлось действовать. Дискурс о Сталине мы должны вести исключительно в рамках нашего внутреннего диалога с точки зрения братской любви и уважения к каждому мнению, не позволяя манипулировать нами извне. Ведь смысл ниспровержения Сталина заключается в том, чтобы ниспровергнуть саму современную Россию. Формулу русской Победы точно показал духовный лидер русского мира Святейший Патриарх Кирилл, сказавший, что жертвенный подвиг святых новомучеников и исповедников Российских, за Веру и Отечество убиенных, за Христа пострадавших, стал основой жертвенного подвига всего нашего народа, приведшего к Великой Победе 1945 года.
Несправедливо отдавать нашу Победу. За всю человеческую историю ни один народ не заплатил такую цену за возможность жизни будущих поколений. 27 миллионов жизней за нашими спинами. Эта цена, которую мы положили на алтарь Победы, не позволит украсть у нас подвиг. Мы никогда не забудем, что именно наш народ, благодаря своему мужеству, героизму, любви к своей земле и, возможно, особому замыслу Бога о нас, не дал свершиться установлению фашистского порядка. Появление Сталина во главе государства в эпоху глобального вызова – это божественный промысел.
Умаление вклада Советского Союза в Победу 1945 года и нежелание лидеров европейских стран (в частности тех, за чьи территории полегли советские солдаты) участвовать в Параде Победы лишь выявляет лицо современной мировой политики, расставляя по местам, кто есть кто.
Мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны, все еще достаточно справедлив. Площадка Организации Объединенных Наций, Совета Безопасности, в котором Россия имеет «право вето», исходит из принципа справедливости в международных отношениях и прочих сферах человеческой жизни. Но, на взгляд западной цивилизации, этот порядок несправедлив, потому что не выделяет их особую роль, особые заслуги, значимость.
Население России сейчас реально осознает все процессы, которые происходят: и вокруг нашей Победы, и вокруг нынешнего состояния нашей страны. Россия сейчас государство-триумфатор, победившее во Второй мировой войне, воссоединившее Крым с его исторической Родиной. Мы переживаем национальный подъем. И именно сейчас наши враги активизировались. Они объединились и пытаются нанести удар по самым кровоточащим и болезненным местам в нашей истории.
Сейчас мир переживает новый этап в своем развитии, этап реванша. Проигравшие пытаются изменить правила игры. Если будет поставлен знак равенства между режимом Гитлера и режимом Сталина, значит, с этого момента Россия как правопреемница СССР перестает быть державой-победительницей и превращается в государство-агрессора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это исключение из Совета Безопасности ООН, иски к Российской Федерации со стороны стран, которые мы освободили, – со стороны Литвы, Эстонии, Польши, Латвии, Венгрии, Чехии, Словакии. В такой логике и сама Германия может объявить себя пострадавшей стороной.
Историческая память должна быть справедливой и объективной, а справедливость признания главного вклада советского солдата в Победу очевидна. Через глаза 27-миллионой армии «Бессмертного полка» ясно видно, кто искажает историю, предъявляя свой уродливый лик. Мы – народ-победитель, и нам не нужно ничего доказывать. Мы все доказали, водрузив Знамя Победы над Рейхстагом.
Сегодня в условиях политической реальности, которую Изборский клуб охарактеризовал как «Холодная война 2.0», русский человек находится в состоянии катастрофических ожиданий. В условиях негативных макроэкономических прогнозов, падения благосостояния, массовых увольнений он невольно испытывает высокие ожидания от государства как от единственной силы, способной помочь и защитить. Это консолидация на консервативных и во многом патерналистских основаниях, это сильное государство, порядок, национальные интересы, ответственность элит.
Инструменты государства – это в первую очередь идеология, а потом уже государственные институты. Исторически вызовы ставят государство перед необходимостью осуществления высших идеалов, а не обходиться решением текущих задач. Власть для осуществления этих высших идеалов – есть.
Россия не должна забывать, что она находится под покровом Пресвятой Богородицы, которая стала духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей, явившись нам в образе Державной иконы Божией Матери в роковом 1917 году. Чудо Победы 1945 года стало свидетельством небесного покровительства Богоматери и подтвердило особое ее промышление о судьбе России. Это значит, что не иссякнут державные силы русского государства и возрождение России и русского мира неизбежно на фундаменте нашей Победы, русской правды, справедливости и любви.
Олег Розанов
20 июля 2015 г