Уникальное образовательное учреждение открылось 1 сентября на ул. Заслонова, д. 70 в Великих Луках. Не просто одно из многих, а именно уникальное, первое подобного рода в Псковской области.
Об инженерно-экономическом лицее можно рассказывать часами, и все равно что-то останется за кадром. Впрочем, начнем. Пусть это будет, скажем так, первая попытка охватить необъятное и показать, как почти с нуля складываются новые традиции, растет новый коллектив.
Энергия действия
Проект «Один день лицея» стартовал 12 октября. Представители городских СМИ в течение целого учебного дня ходили по учебным классам и общались с учителями и ребятами.
Ребята, кстати, сразу же удивили. Они не носились на переменах, как угорелые, по коридорам. Неужели так серьезны?
Директор лицея Ю.А. Ярышкина объяснила:
– У меня бы в педлицее уже все с ног на голову было бы. И останавливай не останавливай. А тут они как-то еще не поняли маршруты разбега…
Хотя мы им и не даем возможности тратить энергию впустую. Они активные у нас, совет старшеклассников заработал. И они приходят: «У нас к вам есть вопросы».
Они уже придумали кучу каких-то дел. И уже мне ставят задачи: когда мы это сделаем, а когда то? Они уже хотят сделать зимний сад. Я уже цветок принесла, на столе стоит…
– Во дворе посажены клены.
– Это только начало. Поле планируем под экологический проект дендропарка «Флора нашего края». И весною (мы уже с родителями говорили) 29 классов посадят 29 видов больших растений: черемуха, лиственница, все, что растет в нашей местности. И каждый класс будет готовить материал о конкретном растении, и они же будут ухаживать за ним.
А на маленькой территории, мы еще думаем, еще обсуждение идет, возможно, будет фруктовый сад. Скорее всего, посадим яблони, вишни, может быть, груши и будем сами себе сушить на компот, будем готовить сухофрукты на зиму.
Но для начала пока дендропарк. Проложим дорожки. По четырем точкам высокие деревья, рядом – кустарники, то есть мы уже посмотрели, где будут дуб, где арония, два вида берез, два орешника… Установим скамейки, чтобы можно было посидеть у деревьев, подышать правильным воздухом. Экологический проект перерастет в «Сад Памяти» к 9 Мая.
– А селекция будет?
– Раз биологическая лаборатория есть, значит, будет. Но это нужно еще разработать. А сначала дендропарк, чтобы могли проводить экологические экскурсии. Не только для своих детей, но и для тех, кто захочет прийти.
Тренажерный зал
С детьми занимается учитель физической культуры Константин Сергеевич Подстяжонок. Известный спортсмен, звезда баскетбола. Он рассказывает:
– У нас сейчас проходит урок физической культуры 9-а класса. Мы занимаемся в тренажерном зале. В основном – это обучение технике выполнения упражнений.
– Какие тренажеры здесь есть?
– Зал оснащен тренажерами для жима ногами, подъема на бицепс… Есть гантели разного веса, несколько скамеек для жима на грудь. Есть тренажеры для прокачки поясницы, для пресса. И, в принципе, тренажерный зал здесь не один. Есть еще залы с беговыми дорожками, с тренажерами для плавания, так называемые тренировки по сухому плаванию, где без воды ребята могут тренировать мышцы спины и плеч.
Что важно, К.С. Подстяжонок не просто сам – живой пример для подражания. Но он и объяснить прекрасно умеет, что нужно делать, как и почему:
– Казалось бы, простое упражнение. Но на самом деле оно не такое простое…
И дети слушают своего учителя, затаив дыхание.
Описательная статистика
Совершенно непривычный для школы урок статистики. Учитель математики и статистики Дмитрий Владимирович Евдокимов объясняет предмет с помощью интерактивной доски, а на партах стоят ноутбуки.
Идет объяснение, как происходит обработка информации, расчеты. Если что-то непонятно, объясняет более подробно. Только руку подними.
– Это предмет, которого в обычных школах, наверное, нет, называется он «Теория вероятности и статистика». Мы здесь, на данном этапе программы, знакомимся с описательной статистикой и характеристиками. Это был уже итоговый урок. Мы уже все, как говорится, вручную посчитали и теперь смотрим это в рамках расчетов.
– Что помогает детям заниматься?
– Видите, техники много, техника новая. Мне как учителю математики, информатики, немного инженеру все это интересно самому и детей стараюсь привлекать. Конечно, им тоже интересно.
Можно добавить: интересно даже со стороны смотреть, не то, что графики за ноутбуком прорабатывать.
Система шведского стола
Идем в столовую. Рассказывает заведующая производством Елена Сергеевна Качнова:
– Детки у нас приходят, берут подносы, сами выбирают из трех блюд. Берут салаты, напитки и второе.
– Какие именно блюда?
– Сегодня у нас плов, котлета и гуляш. Из гарнира макароны и гречка.
– Чем хороша такая система?
– Во-первых, ребятки могут сами выбрать. Кто-то не любит гречку, кто-то – капусту. А так нет отходов, все берут только то, что хотят, и столько, сколько готовы съесть.
Во-вторых, были жалобы, что пища горячая, а пока накрываешь, все остывает. Сейчас удобнее.
Ю.А. Ярышкина уточняет:
– Практически все съедается. Потому что вкусно. Системы шведского стола поначалу немного боялись, потому что не знали, как маленькие дети будут справляться с подносами, как они будут выбирать разные блюда, но у нас эта система буквально на третий день заработала так, как нужно.
Мужские навыки
Идем на урок технологии для мальчиков. Юлия Александровна отвечает на вопросы о преподавателе:
– С Евдокимовым сегодня уже общались. Семейная пара в школе. Их у нас несколько. Физика – тоже семейная пара. Есть семейная пара, которая к нам приехала работать из Кувейта. Есть программа, когда при дипломатических миссиях собирают лучших учителей. Вот как раз речь об одной из таких пар. Супруга – учительница английского языка. А ее супруг у нас закрывает сразу технологию, ОБЖ, физкультуру, и он еще классный руководитель.
– Повезло с учителями?
– Хорошие все. Ни про кого не могу сказать, что они случайные. Конечно, это люди, которые целенаправленно отбирались. Были еще желающие, но мы взяли не всех.
Говорит Антон Александрович Антонов:
– Честно сразу замечу, что Юлия Александровна меня презентовала как профессионального многофункционального учителя, хотя я учитель физкультуры в первую очередь. Но опыт работы по данному предмету имею небольшой, взял его на себя в этой школе.
Хочется сказать, что здесь созданы прекрасные условия для того, чтобы ребята могли развиваться по многим направлениям. Девушки – в кулинарии и в швейном деле, а молодые люди могут себя попробовать и как столяры, и как люди, которые делают изделия из глины, есть муфельные печи, которые есть далеко не в каждой школе России.
Прекрасное оборудование. Хороший педагогический состав, хорошие ребята. Есть все для успешной деятельности!
В кабинете представлены различные станки. Токарный станок по металлу. Деревообрабатывающий токарный станок. Фрезерный станок. Большое количество вспомогательного оборудования.
Ю.А. Ярышкина:
– Предполагается, что и девочки какой-то период учебного года будут учиться здесь, пока мальчики будут учиться кулинарии.
Пицца и шаурма
Не теряют времени даром в это время и девочки. Учитель технологии Наталья Геннадьевна Кислицина дает инструкции:
– Можно натереть сыр вручную, а можно на электрической терке…
Ненадолго отрывается от учениц, объясняет представителям СМИ:
– У нас сегодня творческий урок. Мы с девочками готовим всеми любимую пиццу. Девочкам было дано творческое задание, им нужно было выбрать ингредиенты по желанию. То есть у нас сегодня есть пицца «Маргарита», есть классическая пицца, есть «Пепперони»… Девчонкам нравится готовить.
– Как оборудован кабинет? Удобно ли?
– Знаете, я всегда, когда попадаю в этот кабинет, вспоминаю свое детство. То, что было у нас, и то, что здесь есть, – это небо и земля. Даже сейчас не во всех школах такое оборудование.
Кабинет, действительно, оборудован по-современному. Есть вся бытовая техника: миксеры, мясорубки, блендеры… Девчонкам здесь готовить – одно удовольствие. У нас огромные современные духовки, варочные панели. Кабинет оборудован таким образом, что девочки делятся на бригады, и никто никому не мешает. Все занимаются кулинарным процессом творчески. Это не кабинет, это – мечта!
Забегая вперед, можно сказать, что когда пицца и шаурма были готовы, то гостям их разрешили попробовать. Все было очень вкусно.
В штатном режиме
За все время перемещений по лицею не покидало ощущение что все идет естественно, нет ничего образцово-показательного, к чему долго-долго готовились, репетировали.
Ю.А. Ярышкина информирует:
– Учебный процесс протекает в штатном режиме. Да, мы сейчас в процессе наладки существуем, но она идет даже быстрее, чем мы себе это предполагали. Вы увидели не просто кабинеты, но именно жизнь в этих кабинетах. Абсолютно ничто не препятствует обучению.
У нас уже функционирует дополнительное образование, начинают работать клубы, и среди таких клубов есть детская телестудия. У нас есть вся аппаратура, и все новости нашего лицея будут освещаться не только СМИ, которые приходят к нам в качестве гостей, но и самими детьми.
Юлия Александровна оставляет нас на попечение заместителя директора по учебно-воспитательной работе Алёны Алексеевны Васильевой. Идем с ней на урок рисования.
Кабинет с атриумом. Очень необычно, но светло, просторно. Стоит целый ряд мольбертов рядом с партами. Учитель изобразительного искусства – Оксана Дмитриевна Найденова.
Заглядываем в два спортивных зала. Там с ребятами занимаются учителя физической культуры Наталья Валерьевна Козлова и Константин Сергеевич Подстяжонок.
Биологическая лаборатория
Учитель географии и биологии Юлия Юрьевна Зайцева знакомит лицеистов с четвероногими подопечными:
– Мы находимся в живом уголке, который еще развивается. Пока у нас на попечении четыре животных, которые принесли родители и дети. Это две черепахи Шиншилла и Нафаня, шиншилла Смоки и морской свин Анатолий.
– Кто за ними ухаживает? Могут ли дети прийти на них посмотреть?
– Дети приходят смотреть, но ухаживают только учителя, поскольку дети пока к животным допуска не имеют. Ученики и родители приносят корм. Чаще всего дети на перемене приходят и говорят: «Можно ли нам прийти в гости к животным?».
– Откуда взялась сама идея?
– Она возникла спонтанно. Все началось с того, что нам подарили двух черепах. И после того, как дети узнали, что есть черепахи, они предложили: «А можно мы вам принесем еще какое-нибудь животное?» И вторым жильцом стала шиншилла, которая, к сожалению, уже болела, но, к счастью, мы ее благополучно вылечили.
– А в планах есть расширяться?
– Конечно. Должны вот-вот хомяка принести. Ждем клетку. И должны еще быть птицы, канарейка. Возможен еще и террариум.
Опыты с реактивами
Идем в 9 класс. Учитель химии Татьяна Владимировна Ильина поясняет, что класс проходит теорию электролитической диссоциации:
– Все новое, современное, начиная от учительского стола. Электрический вытяжной шкаф… На каждой парте по индивидуальному набору препаратов и реактивов. Химию можно изучать не только у доски. При любой возможности проводим личные опыты. Заявленная тема «Реакция ионного обмена».
И вот сейчас, чтобы это было не голословно, давайте посмотрим. Опыты выполняем аккуратно, на подносе. Тетрадочку относим в сторону, но не закрываем, мы в ней еще будем работать. Любой опыт должен подтверждаться теорией.
Вот вы мне сейчас сказали, что есть теория: реакция ионного обмена идет, если есть осадок, газ или вода. А сейчас на практике мы это проверим. Возьмем карбонат натрия. Аккуратно берем пробирку пробиркодержателем и добавляем соляную кислоту…
Прямо из Нью-Йорка
Нельзя пройти мимо и кабинета английского языка. А.А. Васильева рассказывает про учителя:
– Он – великолучанин. Но у него огромное количество заграничных командировок. Он работал при министерстве иностранных дел в посольстве и в Нью-Йорке, и в Вашингтоне… То есть его можно смело считать уже носителем языка. Мы очень рады, что такой компетентный человек преподает иностранный язык у нас в школе.
Учитель английского языка Рудольф Николаевич Тимофеев поясняет:
– 32-й год идет моей педагогической деятельности, а попал в лицей очень просто. Мы с Алёной Алексеевной в свое время работали в школе № 13, потом, будучи в загранкомандировке, я работал в Нью-Йорке, в школе постоянного представительства России в ООН. Она позвонила и сказала: «Рудольф Николаевич, а давайте к нам!» Я сказал: «Хорошо». Вот и все!
Во-первых, всегда интересно начинать что-то новое. А здесь поле непаханое.
– Как оцените возможности школы?
– Думаю, что потенциал большой. Во-первых, вселяют оптимизм ученики – главное достояние любой школы, – ребята очень неплохие есть. Как везде, в любой школе, есть и слабенькие, но в основном, думаю, можно что-то слепить серьезное.
В другой раз
Выходим на улицу. Много увидели, со многими поговорили… Но и на другой раз многое осталось. Один бассейн чего стоит!
Впрочем, по порядку. Привыкаем, что в Великих Луках теперь есть инженерно-экономический лицей.
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Е. Николаенкова