Открытие 103-го сезона: как с «Горки» скатились – весело, задорно!

О новом сезоне, артистах, спектакле, интервью с режиссером-постановщиком Натальей Шургановой и, конечно, о театре и его прекрасных «жителях» сегодня

Театр – это большая и таинственная книга, которую хочется листать и листать, не откладывая в долгий и пыльный ящик! Скорее, напротив, оставляя в ней все новые и новые пометки и закладки! Книга эта не только полностью открытая и заранее данная нам, как нечто неизменное, раз и навсегда написанная история. Напротив, секрет и таинство ее, – как вечно живой и динамичной картины, – как раз в том, что, как бы мы ни «листали», как бы ни «проникали» бы в ее подчас скрытые глубины, какие бы прочные «мосты» и «переправы» ни сооружали бы заранее, пытаясь дать всему четкую и ясную характеристику, мы рано или поздно поняли бы, что Театр – это нечто большее! И вот совсем недавно в Великолукском драматическом театре открылся 103-й театральный сезон, и, как обещали его организаторы, он непременно должен пройти на славу!

Н. Шурганова

Сразу после спектакля с речами выступили директор театра, заместитель главы города Николай Иванович Андросович, а также художественный руководитель ВДТ Анна Потапова: «Сегодня поистине прекрасный праздник! Сейчас мы вместе с вами являемся участниками открытия 103-го театрального сезона Великолукского драматического театра! На самом деле, работа артиста – это работа не из легких! Ребята, большое вам спасибо! Вы – молодцы!»

«Уважаемые друзья, – продолжал директор театра, – я хочу вас всех поздравить с этим праздником! Пожелать крепкого здоровья, благополучия, счастья в ваших семьях! Вашим родным и близким! Пусть всегда было бы мирным небо над вашей головой! Чтобы не было у нас войны! Чтобы наши артисты всегда выступали и радовали нас! А нынешний сезон открывается у нас таким вот необычным спектаклем – «Горка» (16+), за что отдельное спасибо нашему дорогому режиссеру-постановщику Наталье Шургановой!»

Николай Иванович также рассказал, что еще с 2014 года в театре стали появляться самые различные постановки в связи с тем, что театр начал приглашать к себе других режиссеров. Наш зритель любит театр, сказал он, который преобразился не только после ремонта внешне, но и

А. Потапова и М. Железнова

внутренне: наряду с режиссерами меняется и пополняется и состав труппы. Уже в этом году в нашем театре пополнение: Юрий Савельев (роль Порфирия Петровича в «Преступлении. Сонечка»), Валентин Сапронов (ведущий-снеговик в «Горке», Тибальт – в «Ромео и Джульетте»), а также Мария Железнова, ученица самого Константина Райкина (первый выход на сцене, первый «утренник» в нашем великолукском театре: роль музыкального работника Марины в «Горке»).

Была отмечена наградой за многолетний добросовестный труд и в связи с юбилеем благодарностью Псковского областного Собрания депутатов начальник парикмахерского цеха Людмила Павловна Черногрядская, работающая в театре с 2004 года. Также вручили прекрасный букет Татьяне Леонидовне Захаровой, которая отдала своему любимому «дому» без малого тридцать лет! Николай Андросович также преподнес и чудесный букет «изюминке этого вечера» – художественному руководителю ВДТ Анне Львовне Потаповой, в честь ее недавнего дня рождения. Анна Потапова в театре уже второй сезон. Именно она представила новых актеров публике, а также поздравила театр с началом сезона: «Мы очень постараемся, чтобы он стал для вас в чем-то интересным, в чем-то неожиданным, в чем-то оправдывающим ваши ожидания, чтобы каждый из вас нашел для себя что-то особенное! Мы надеемся, – добавила она уже в самом конце. – Что все вместе мы сделаем, устроим вам по-настоящему прекрасный, захватывающий, интересный, ослепительный сезон! Приходите в театр! Не пожалеете! Большое вам спасибо!»

А возвращаясь к премьерному спектаклю «Горка», мы не станем заранее рассказывать читателю и зрителю о сюжете пьесы, автором которой выступил наш современник, драматург Алексей Житковский. Единственное, можно дать рекомендацию: если душа его полна и желает познавать все новые горизонты, а также не чужда экспериментов, эта пьеса для него!.. Тем более, несмотря на некую «сумрачность» «Горки», в целом ей присуща целая «гора» юмора, иронии, музыки, песен и света! А уж сумасбродства-то сколько! Сколько неожиданных «вылазок» прямо из глубин почти не перестающей вращаться сцены! Сколько хитростей и уловок! В любом случае эта пьеса для тебя, зритель!..

Итак, несколько слов о сегодняшнем спектакле самого московского режиссера-постановщика, балетмейстера Натальи Шургановой.

– Общие черты вашего спектакля «Горка»: это мюзикл? Синтез различных направлений в театре и не только? И как его в целом можно представить зрителю?

– Мне кажется, что это больше музыкальный спектакль. Мюзикл – жанр, не совсем все-таки «заходящий» на эту территорию, несмотря на то, что в мюзикле тоже поют. Мне кажется, сегодняшняя пьеса – это, прежде всего, музыкальный спектакль в полном смысле этого слова. Как говорит мой мастер в институте, в опереттах или музыкальных спектаклях, когда персонаж доходит до определенной точки кипения, он уже не может говорить и переходит на другой уровень повествования, другой язык. Вот поэтому в оперетте или музыкальных спектаклях классическая – это «номерная система» – это когда я что-то говорю-говорю, раз, и «вышел в пение!»

Главная героиня Настя часто говорит грубо и иронично, и видно, что у нее наболело. Музыка и песни случаются, потому что у них у всех уже наболело: у медиков наболело, у вахтеров наболело, у учителей и родителей наболело, в общем, досталось всем! И в этом смысле, мне кажется, что это – музыкальный спектакль, не потому, что только там песни, а потому, что сама форма тут «застроена» по музыкальным законам: чтобы ничего «не поехало», никто дольше не страдал, «не набирал», не играл, не переживал, чтобы спектакль был в этом смысле «крепкий», «производственный». Такая еще здесь стояла перед нами задача.

– «Горка» – это трагикомедия?

– Мне кажется, что да, хотя мы пытались зайти на территорию какой-то классической трагедии, как хор в греческой трагедии, только в нашем случае это – хор таких импровизированных животных, которые повествуют о своей повседневной жизни. Также есть классический герой, с которым всегда что-то происходит. Чаще всего что-то грустное, но мне не всегда этого хотелось. Да и от самой главной актрисы, Александры Васильевой, как-то не исходило такого ощущения трагичности, и поэтому хочется оставить как-то больше многозначности, но светлой, поскольку в пьесе и не дано, что конкретно происходит в конце с главной героиней. Таким образом, надежда на хорошее все-таки остается. Хочется как в театре, так и чисто по-человечески, чтобы добро, в конце концов, побеждало зло!

– Получается, музыка – это еще одно дополнительное измерение?

– Да. И еще самое главное, что Настя как бы бесконечно смотрит идеальный утренник в голове, который она собирает, что так ей нужно еще это и это…. А тут они (ее маленькие воспитанники) запели: и то, конечно, как те поют, она видит чуть более гипертрофированно, чем это есть на самом деле. У Насти такой в этом смысле «трип» (то есть такое измененное состояние сознания, характеризируемое отличным от типичного восприятием и интенсивным процессом осознания), который уже стирает грань, где реальность, где ее вымысел, где это пространство интернета. У Насти там, словом, нелегкая судьба.

– Ваша задача как режиссера на сегодняшний день – это максимальный модерн, эксперимент и близость к современному, возможно, более молодому зрителю?

– Сегодняшняя пьеса – это совсем не классика!.. Если касательно стилистики…то мне очень нравится, что, во-первых: когда у тебя есть «лаборатория», у тебя есть только артисты и замысел… и ты достаточно многое можешь себе позволить. Эта пьеса – продукт того, что в прошлом году она выиграла по зрительским голосам, и вот уже через год по пьесе поставили спектакль. «Горка» – это современная пьеса, нет смысла ее актуализировать, она написана тем же языком, которым мы разговариваем с вами. Автор ее – прекраснейший человек, Леша Житковский, действительно живет в городе Нижневартовске,

где и разворачиваются основные сцены спектакля. Он, кстати, достаточно хорошо известен. «Горку» его ставят много где, потому она так и разошлась по всей стране. Здесь, наоборот, скорее хотелось не уйти в «нагромождение» каких-то детских садов, площадок, а пойти по каким-то условным ассоциациям, нитям. Плюс хотелось также создать ощущение не «всегда уютного» детского сада: иногда такой «машины», которая действительно где-то, может, и перегибает палку. И потому была задача показать его не очень в такой теплой, дружественной атмосфере: немножко хоррор, немножко Тим Бертон, немножко «Страшной оперы».

– Но, в конце концов, добро побеждает?

– Мне кажется, что да. И самое главное, что в наше время я считаю, что Художник просто не имеет права говорить ни о чем другом! Хотя художник и имеет право на все… Но я четко понимаю, что я хочу тратить свою жизнь и свое время, которое я отнимаю у людей, не просто на констатацию факта: что все плохо и так далее. Мне хочется, чтобы за те полтора часа, которые зритель проводит в театре, он обязательно уходил бы с каким-то теплым и трепетным чувством в душе. У меня нет ответа на вопрос: «Что делать?», и я не даю готовых форм, как жить. Но ощущение того, что Театр – это и есть теплота и что с тобой тут могут поговорить, и даже по-настоящему, – вот что для меня важно! Человечески и профессионально!

– Вам хорошо было работать с нашей великолукской труппой?

– Я обожаю эту труппу! У нас с ней все странно начиналось. Еще …когда Илюша Ротенберг был жив… Но мы с этими ребятами делали эскиз… Мне очень нравится работать с этими артистами. Новые ребята пришли замечательные, те, кто работал уже в «лаборатории» (Лаевского), мне они очень и очень нравятся!

– И по традиции добрые пожелания нашему городу и театру.

– Очень хочется пожелать сейчас, чтобы все как-то больше друг другу улыбались, больше открывались, и приходили в театр. Потому что пока еще это то место, где можно «не одуреть» от экрана, не ошалеть от рекламы, от того, что тебе навязывают: в одно ухо – одно, а в другое – совсем иное. А здесь – случается какая-то правда, какая-то даже истина! Душевный, честный, теплый разговор, потому, что я видела ваши спектакли, и многие из них мне очень даже нравятся!

И премьерный спектакль «Горка» это уже в достаточной мере подтвердил! И хотя жизнь в «Горке» не очень-то сладкая. Все ее герои – точно самый страшный сон молоденькой и только начинающей работать воспитательницы Насти. Этот сад – кошмар наяву, где, однако, каждый из его «участников» умеет здорово и задорно перевоплощаться: из родителя в ребенка и наоборот. Современная и музыкальная, эта пьеса рассчитана на широкую публику, и, хотя никто не знает, чем все-таки это закончилось, добро и свет побеждает. И все несогласные, наконец, дружно строят эту волшебную и сказочную зимнюю горку!..

Евгений Николаенков

Фото автора

Поделиться ссылкой: