Те, кому приходилось постигать музыкальную грамоту и искусство пения у Евгении Александровны Шевяковой, наверняка помнят ее руки, вечно движущиеся в дирижерских жестах, ее спокойный, но уверенный голос, ее блестящие глаза и завораживающую полуулыбку. Пройти через школу этого педагога и не заразиться ее любовью к музыке невозможно. Своим делом она всегда занималась по велению сердца. И даже сейчас, на днях отметив свой почтенный юбилей, она не сидит дома и не отстраняется от забот горячо любимого ею народного коллектива – молодежного музыкального театра «Трубадур», основателем которого она была почти 30 лет назад и прошла вместе с ним весь сложный путь становления и славы.
Е. А. Шевякова родилась в Донбассе, недалеко от Краснодона. Со страшным понятием «война» Евгении Александровне пришлось столкнуться совсем маленькой. Мать фашисты угнали в концлагерь, а пятилетняя Женя осталась со старшей сестрой, которой тогда было 13 лет. Но самое страшное все же обошло девочек стороной. Один из немцев делился с детьми едой, и им не пришлось узнать, что такое голод.
Еще один урок толерантности, как сейчас принято говорить, уже после войны юная Женя получила в школе. «У нас в классе учились татары, белорусы, русские, украинцы. Все говорили на русском языке, и только преподаватель украинского языка иногда под домру запевал песни на родном языке. А сама школа носила имя А. С. Пушкина», – рассказывает Е. А. Шевякова.
В Донецке находится театр оперы и балета. Сейчас он открыл 89-й сезон. А в то время, когда Е. А. Шевякова была маленькой, театральная труппа нередко совершала поездки по близлежащим городам. Бывали они и в Красном Луче, где жила семья Евгении Александровны. Вместе с родителями она смотрела музыкальные постановки. Каждый поход на оперу или балет становился праздником. «Помню, как мама, собирая меня в театр, обязательно надевала мне перчаточки», – улыбается моя собеседница. Так начиналось для Е. А. Шевяковой знакомство с миром классической музыки, которое стало началом не только большой любви к искусству, но и делом всей жизни.
Когда Евгения Александровна стала постарше, она стала брать уроки музыки. Она часто ездила к друзьям семьи в Тулу и решила, что продолжать образование она будет только там. Так и случилось. Евгения Александровна окончила музыкальное училище имени А.С. Даргомыжского. «Это сильнейшее музыкальное училище. Там был шикарный симфонический оркестр, профессиональные педагоги. Это заставляло серьезно заниматься и работать над собой», – вспоминает Е. А. Шевякова.
Окончив училище, Евгения Александровна получила распределение в Читу, а ее подруга – в Смоленск. Вместе девушки отправились в Министерство культуры (тогда такое было возможно), чтобы поменяться местами распределения. В итоге Е. А. Шевякова оказалась в Смоленске. Там познакомилась с будущим мужем, с которым в итоге и приехала в Великие Луки. В нашем городе и прошла вся ее трудовая жизнь.
Радость хорового пения
В Великих Луках Е. А. Шевякова начала работать в музыкальной школе имени М. П. Мусоргского. «Современного здания тогда не было, – вспоминает свои первые годы работы Евгения Александровна. – Было маленькое старое деревянное здание на улице Карла Либкнехта, которое позже снесли. Там зимой топились печки, скрипели повидавшие виды ступеньки. Был большой концертный зал, где стоял рояль, а над ним висел большой портрет Модеста Мусоргского. Классы для занятий были разбросаны по разным зданиям в городе. Но уже тогда были великолепные педагоги, удивительные мужчины: преподаватель по классу баяна А. В. Козлов, скрипач В. Циплияускас и многие другие, которые прививали детям любовь к музыке. Мужчин среди педагогов было большинство. Я была самая молодая в коллективе. В то время был создан очень сильный детский симфонический оркестр, оркестр баянистов. Ребята даже приносили свои баяны, с радостью занимались по воскресеньям. Чтобы поступить на фортепианное отделение, нужно было пройти большой конкурс», – делится Е. А. Шевякова воспоминаниями о начале своей трудовой деятельности.
Сама Евгения Александровна в то время преподавала музыкальную литературу и очень необходимый предмет – сольфеджио, помогая детям постигать основы музыкальной грамотности. Надо сказать, делала это с огромным успехом. Я сама помню, как этот довольно скучный и многими не любимый предмет она умела превращать в увлекательное путешествие в мир музыки, замечая и подчеркивая успехи каждого начинающего музыканта.
С радостью спешили мы и на занятия хора, еще одного обязательного предмета в программе музыкальной школы. Под руководством Е. А. Шевяковой учащиеся разучивали и популярные тогда пионерские песни, и серьезные классические произведения. Работали над каждым серьезно и основательно. Результатом трудов детей и руководителя были выступления на большой сцене: хор музыкальной школы становился участником концертов в драматическом театре и домах культуры. Эти выступления всегда были настоящим праздником для детей, а педагог учила своих воспитанников не только точному воспроизведению музыкальных звуков, но и сценической культуре, умению работать в команде, преодолевать трудности и любить то, чем занимаешься.
В 1972 году в музыкальной школе открылось хоровое отделение, его возглавила Е. А. Шевякова. По сути, она стала одним из основоположников развития хоровых традиций в нашем городе.
Еще в старом здании музыкальной школы родился уникальный творческий коллектив – хор мальчиков. Пением дети тогда занимались очень охотно, на отборочную встречу пришло очень много юношей, но Евгения Александровна отобрала только шестьдесят. «Это было чудесное время, – вспоминает педагог. – Почти в каждом доме по вечерам были слышны звуки фортепиано, семьи учили своих детей музыке. Поэтому найти поющих мальчиков тогда не составляло большого труда».
С появлением нового здания, где и сейчас располагается детская музыкальная школа имени М. П. Мусоргского, интерес к музыке у великолучан вырос еще более.
Мечта успешно воплотилась в жизнь
Сама Евгения Александровна жила своей работой, своим творчеством, расширяя сферу деятельности, пробуя себя в новой роли.
С успехом развивался детско-юношеский хор «Рассвет». Из него вышли многие из тех, кто сейчас работает в сфере культуры Великих Лук и руководит творческими коллективами города. Увлекла Евгения Александровна хоровым пением и взрослых великолучан, которых пригласила в академический хор «Акапелла». Работники разных предприятий, педагоги школ и вузов охотно приходили вечерами, после работы, на репетиции и выступали на различных концертных площадках. Но и этого Е. А. Шевяковой было недостаточно. Звала мечта, которую так хотелось воплотить и которая в итоге не просто исполнилась, но вылилась в огромное, успешное, по-настоящему громкое дело.
«По субботам и воскресеньям я стала собирать ребят из детского хора, и мы начали ставить спектакли, – рассказывает моя собеседница. – Одна я, конечно, не могла это осилить, за мной оставалась вокальная часть. А с постановкой мне очень помогали актеры драматического театра. Первой помощницей была заслуженная артистка РСФСР Галина Леонидовна Максимова. Она поставила первый наш спектакль – мюзикл Г. Гладкова «Трубадур и его друзья». Помогал нам и заслуженный артист РСФСР А. Ф. Иванов. При его участии родились спектакль «Хоровод сказок», водевиль «Дочь русского актера», оперетта «Игнат – бравый солдат». Такое содружество позволяло нам выступать на сцене драматического театра и знакомить великолучан с нашим творчеством».
В 1992 году в Великих Луках был основан молодежный музыкальный театр «Трубадур», который получил название по своему первому спектаклю. А в 1995 году режиссером на постоянной основе там начал работать Виктор Иванович Задвинский. «Вот тогда начался новый этап нашей работы, – говорит Е. А. Шевякова. – Очень помогала нам В. И. Зандер, которая была председателем комитета культуры».
С 1999 года театр «Трубадур» начал работать на базе МБУК «Городской дом культуры им. Ленина» (рук. О. В. Сергеева). В репертуаре появились не только музыкальные спектакли, но и вокально-хореографические композиции, сольные номера. В 2008 году был поставлен экспериментальный спектакль – рок-опера «Волшебные крылья» (В. Калле). В этом жанре театр работал впервые.
Великолучане всегда тепло принимали спектакли «Трубадура». Но вскоре о молодежном музыкальном театре узнали не только в нашей стране. В феврале 2007 года коллектив принимал участие в Международном фестивале детских и молодежных театров «Золотой ключик» в Берлине, откуда вернулся победителем, заняв первое место. В феврале 2008 года коллектив снова пригласили в столицу Германии, где на том же фестивале великолучане заняли второе место. В феврале 2011 года «Трубадур» вновь покорил жюри «Золотого ключика» в Берлине, где театру единогласно отдали первое место. После выступления великолукский коллектив зрители приветствовали и на улице. «Музыка способна развивать людей и сближать», – убеждена Е. А. Шевякова.
«Коллектив у нас всегда был большой, – продолжает Евгения Александровна. – Я старалась рассказывать школьникам о нашем театре, и они охотно приходили к нам. В том числе и мальчишки, которых не так уж и много в других творческих коллективах».
С сентября 2017 года при театре «Трубадур» начала свою работу детская студия, там занимались дети 7 – 12 лет. После окончания они становились полноправными участниками народного молодежного музыкального театра «Трубадур» и принимали участие в концертных программах и фестивалях.
В театре «Трубадур» меняются поколения. Многие из бывших его юных участников учатся в вузах Санкт-Петербурга и Москвы, продолжая профессиональную карьеру музыкантов и артистов. «Театральное искусство развивает человека, ребята становятся увереннее в себе и своих силах, и это помогает им быть более успешными в жизни», – утверждает Евгения Александровна.
Недавно руководство молодежным музыкальным театром «Трубадур» Е. А. Шевякова передала Ирине Михайловой, но и сейчас не остается в стороне от жизни своего любимого детища. Признается: снятся репетиции, снятся выступления. Ведь вся жизнь Евгении Александровны связана с музыкой и творчеством. Свою любовь передала детям и внукам – они тоже поют, а внучка Александра выросла вместе с «Трубадуром», была его участницей.
Более 60 лет посвятила заслуженный работник культуры Российской Федерации Е. А. Шевякова работе в этой сфере и развитию хорового и музыкального искусства в нашем городе. Она и сейчас в строю – бодрая, оптимистичная, полная мыслей и идей, которыми готова делиться со своими коллегами и учениками. Ведь у Евгении Александровны есть удивительный дар – открывать перед людьми мир музыки, который завораживает, развивает и помогает уверенно идти по жизни. Доказательство этому – судьбы многочисленных ее учеников.
Мария Озерова