«Правильная» аптека. Информация для покупателей

В последнее время аптеки в нашем городе открываются с завидной регулярностью, иногда располагаются в нескольких метрах друг от друга и представляют самые различные фармацевтические бренды. Одним словом, возможность выбора есть. Только вот далеко не всегда покупатели довольны качеством обслуживания. Иной раз фармацевт предлагает приобрести якобы более эффективный, но при этом более дорогой аналог, пытается убедить купить что-нибудь еще и т.д. «Великолукская правда»» узнала, каким должен быть сервис в «правильной» аптеке, а также попыталась разобраться в правах покупателей и фармацевтов. На наши вопросы ответила директор МП «Фармация» Наталья Павлова.

– Наталья Ивановна, аптек много, но для покупателя самым главным критерием, пожалуй, остаются самые низкие цены. Всегда ли стоит обращать внимание именно на это, и какой должна быть «правильная» аптека? Какие требования предъявляются к аптечным работникам?

– По закону фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Это значит, что перед тем, как открыться, юридическое лицо должно пройти процедуру лицензирования, в ходе которой доказать, что соответствует всем лицензионным требованиям, предъявляемым к со-искателю лицензии.
Одним из требований в том числе является наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста, который подтверждается каждые 5 лет.
Деятельность аптечных организаций регламентируется целым рядом документов. Таким образом, критерии «правильной» аптеки – это соблюдение всех лицензионных требований.
Аптекам необходимо выполнять огромное количество требований закона. Безусловно, не все действия фармацевтов понятны и приятны покупателю. Он оценивает действия специалиста со своей субъективной точки зрения. Один и тот же специалист может вызывать у одних посетителей уважение, а других – раздражение. Поэтому необходимо найти «свою» аптеку или «своего» специалиста. Точно так же, как мы находим «своего» врача или, к примеру, парикмахера.

– Существуют ли правила оформления лекарственных рецептов? Очень часто врачи выписывают рецепт не на рецептурном бланке, а на обычном листке бумаги, иной раз даже без подписи.

– Правила назначения лекарств устанавливает приказ Минздрава России от 14.01.2019 г. № 4н.
Назначение препарата оформляется на рецептурном бланке по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии – группировочному или химическому наименованию.
В правилах написано, что «рецептурные бланки заполняются медицинским работником разборчиво, четко, чернилами или шариковой ручкой».
Стоит напомнить, что можно получить налоговый вычет на все лекарственные препараты, назначенные врачом. В 2019 году во вторую часть Налогового кодекса РФ были внесены изменения. Они предусматривают распространение права налогоплательщика на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в сумме его собственных расходов на лекарственные препараты, назначенные ему лечащим врачом, без применения какого-либо перечня лекарственных препаратов в указанных целях. Раньше лекарство должно было входить в утвержденный постановлением правительства перечень.
Предъявляемый в налоговую инспекцию рецепт должен быть оформлен на рецептурном бланке. Поэтому наличие рецепта (а не просто «бумажки») – это не только необходимость, но и
выгода.

– В аптеках часто предлагают аналоги вместо тех препаратов, что выписал врач. Даже в том случае, если они имеются в наличии. Насколько это правомерно?

– При продаже лекарства фармацевт не вправе предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о наличии, включая те, что имеют одинаковое международное непатентованное на-именование, а также скрывать информацию о наличии лекарств по более низкой цене.
Информировать покупателя обо всех торговых наименованиях лекарства, имеющихся в аптеке, – это обязанность фармацевта. Покупатель, в свою очередь, делает выбор, исходя из своих желаний и возможностей.
Если не устраивают подобные действия фармацевта, можно заказать лекарства онлайн. Это особенно актуально сегодня, когда эпидемиологическая обстановка неблагоприятна.

– Как быть, если рецепт написан неразборчиво?

– В этом случае необходимо уточнить наименование препарата у медицинского работника либо найти аптеку, специалисты которой не сомневаются в наименовании препарата. Неправильно прочитав рецепт, фармацевт может продать лекарство, которое врачом не назначено. В этом случае оно не только не окажет необходимого терапевтического действия, но и может причинить вред здоровью.
Более того, если рецепт выписан с нарушением, его регистрируют в «Журнале неправильно выписанных рецептов», погашают штампом «Рецепт недействителен» и возвращают покупателю. О неправильно оформленных рецептах аптека должна информировать руководителя медицинской организации.

– Можно ли купить рецептурное лекарство без рецепта?

– Если в «Инструкции по медицинскому применению» написано, что лекарство может быть продано «по рецепту врача», значит, оно должно быть отпущено строго по рецепту.

Часто фармацевты доносят до покупателя много информации, что, честно говоря, раздражает. Вправе ли они заниматься консультированием?

Не секрет, что люди не любят посещать больницы, предпочитают сразу обращаться в аптеки. У типичного покупателя, как правило, нет специальных знаний, которые позволили бы ему точно сформулировать проблему и купить нужное лекарство.
В соответствии с п. 53 приказа Минздрава России от 31.08.2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» розничная торговля товарами аптечного ассортимента включает: продажу, отпуск и фармацевтическое консультирование. Последнее включает доступ к информации о порядке применения или использования аптечных товаров, в том числе о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарств при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях. То есть речь идет об информировании посетителя о лекарствах, порядке их применения и использования, но не о рекомендациях фармацевта по их выбору.
Таким образом, фармацевтическое консультирование – одна из основных функций фармацевтов.

Разбираем ситуации

– Врач выписал лекарство. В аптеке была только одна упаковка, и после того, как ее приобрели, фармацевт забрал ре-цепт. Но на курс лечения нужны две коробки препарата. Значит, чтобы купить вторую, нужно снова идти к специалисту за рецептом и снова платить за прием. Или не покупать одну упаковку, а идти в другую аптеку? Хотя, с другой стороны, лекарство дорогое и часто его заказывают в ограниченном количестве, так что не везде можно сразу приобрести на весь курс лечения.

– Фармацевт заберет рецепт только в случае приобретения определенных групп лекарственных препаратов (так называемые учетные препараты). В соответствии с приказом № 403н рецепты на эти лекарства должны оставаться и храниться в аптеке в течение установленного срока (от трех месяцев до пяти лет). Таким образом, оставление рецепта в аптеке является обоснованным. Это требование законодательства.
В других случаях фармацевт вернет рецепт покупателю, поэтому повторно обращаться к врачу не потребуется.

– В одной из аптек не дали «Книгу жалоб». Правомерно ли это?

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463 исключена обязанность вести «Книгу отзывов и предложений». Таким образом, требование ее предоставить является необоснованным.
Если покупатель недоволен качеством обслуживания, ему необходимо обратиться к заведующему аптекой или к руководству юридического лица.
Это надо знать!

Документы, регламентирующие работу аптек
Деятельность аптек регламентируется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», Правилами надлежащей аптечной практики, Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных средств, Правилами регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, Правилами установления предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Пра-вилами отпуска лекарственных препаратов. Перечисленные нормативно-правовые акты утверждены постановлениями Правительства РФ и Минздрава России.

Беседовала С. Иванова

Поделиться ссылкой: