Рубежи боевой славы, памяти и творчества

24 декабря литературная гостиная Союза писателей России «Парк культуры» принимала писателей из Великих Лук, а также всех, кто вместе с великолучанами праздновал в этот день 25-летие Литературно-художественной творческой группы «Рубеж». В Москву из Великих Лук в этот праздничный день приехали председатель «Рубежа» Андрей Канавщиков, поэты Татьяна Лапко, Александр Юринов и лидер группы «V. V. And Band» Василий Виноградов.

Нина Дьякова

Встречу в Шолоховском зале Союза писателей провела поэт и драматург Нина Дьякова. Нина Николаевна подчеркнула:

– Мы назвали нашу литературную гостиную «Рубежи боевой славы, памяти и творчества». Таким образом мы обозначили тему, которая в конце года, объявленного Годом памяти, очень актуальна. Мы с вами становимся участниками вечера, которым СП завершает Год памяти. Очень много было сделано Союзом писателей России в этот год, а сегодня право начать этот вечер предоставляется первому секретарю правления Союза писателей России Г.В. Иванову.

Г.В. Иванов

Позицию поддерживаем

Геннадий Викторович сказал:

– У нас весной в этом же зале прошла встреча, посвященная Ржеву. А теперь у нас – другой рубеж. Заканчиваем год мы Великими Луками.

Я очень давно знаю Андрея Канавщикова, читал его, читаю, помню много-много лет назад, еще при Ганичеве, мы Андрея награждали премией «Сталинград». Знаю и Татьяну Лапко, которая подавала на конкурс Ершова свои книги.

Но Великие Луки у меня, прежде всего, конечно, ассоциируются с подвигом Матросова. Андрей как-то внедрил меня в борьбу за Матросова. Я до этого был в Уфе, и там, в центре города, стоит памятник Матросову. Мне все говорили, что, конечно, это «наш», он – башкир, а «Матросов» – это типа клички. А потом я прочитал книгу Андрея с мыслью, что подвиг и имя отдавать никому не надо…

Несмотря на пандемию, мы весь этот год проводили мероприятия. Николай Фёдорович (председатель Союза писателей России – А.К.), как всегда, очень много ездил по стране. Каждый месяц, порой, по две, по три поездки.

Писательские организации в регионах работают. Где-то лучше, где-то хуже. Где-то есть определенное затухание. Затухание идет отчего? Оттого, что писатели поделились, подменяют служение Слову служению различным начальникам. Как сказано: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».

Тем не менее, по словам Г.В. Иванова, большинство организаций твердо стоит на ногах при том, что у них нет особой финансовой поддержки. Но писательская жизнь в России сама по себе есть. Процесс идет.

Что касается Великих Лук, то я спрашиваю иногда у Игоря Смолькина, чем живет Псковская писательская организация. И мы в курсе дела, что ваша позиция – это, прежде всего, патриотическая, и мы это всей душой поддерживаем.

«Особенное место»

Нина Дьякова отметила, предваряя выступления великолучан:

– Конечно, город Великие Луки – это особенное место. Действительно, порубежное. Знаете, когда была там в 2019 году (наш театр находился на гастролях), могу сказать следующее: город поражает своеобразием своих улиц. Ощущением разлитой вок-руг древности при том, что подлинно старых домов немного.

И что интересно. Оказывается, этот город неоднократно за свою историю бывал стерт с лица земли. При этом его всегда восстанавливали, строили с любовью. Великолучане – это удивительные люди. Поэтому я благодарна генеральному директору СПР В.В. Дворцову, что он стал инициатором этой нашей встречи.

В.В. Дворцов

Знакомство с городом открыл Андрей Канавщиков:

– Формально наша сегодняшняя встреча посвящена презентации альманаха «Рубеж», вышедшего по случаю 25-летия Литературно-художественной творческой группы «Рубеж», но фактически невозможно говорить об альманахе, о нашем объединении, не касаясь города.

Когда мы обозначали с Ниной Николаевной обстоятельства на-шей сегодняшней встречи, то всякий раз мы упирались в то, что литературу невозможно отделить от города, от того, что мы живем в конкретных Великих Луках. Конкретном оплечии Новгорода, предсердии Москвы, городе воинской славы, который награжден орденом Отечественной войны I сте пени.

Название «Рубеж» органично и сразу появилось, когда решали, как объединение назвать. Поскольку можно выделить две основные ментальные схемы поведения у людей. Есть континентальная, когда человек в трудной ситуации не только ожидает помощи, но даже уверен, что всегда ему эту помощь окажут, всегда он сможет на кого-то опереться. И есть концепция рубежной ментальности, она в том, что ты один находишься на границе и всегда опираешься лишь на себя, и не факт, что тебе кто-то в принципе придет на помощь.

Опираться в первую очередь на свой потенциал – именно это отличает рубежные территории, рубежные города от остальных.

Луки постоянно сжигались, находясь на границе, претерпели множество бед, но самое главное, что отличает рубежную ментальность: Луки всегда возрождались, ставя перед собой максимальные задачи. Только максимальные.

Если промышленность, то промышленная столица региона. Если спорт, то непременно академия физкультуры. Театр – реальный центр культуры. Великие Луки даже сохранили и такое свое областное достояние, как ежедневная газета «Великолукская правда».

Слово и поступок

Подробнее о литературных аспектах рубежной территории говорил поэт Александр Юринов:

– Что касается объединения «Рубеж», оно возникло даже не столько из-за географического понимания, хотя это тоже был очень важный аспект, но в плане литературного творчества нас больше всего волновала культурологическая идея великого, я считаю, философа Бахтина, который жил недалеко от Великих Лук. И вот эта тема рубежа, всю жизнь разрабатываемая и усиливаемая, она настолько поразила нас с Андреем, что мы поняли, что в этом, наверное, и есть смысл литературы как таковой.

Сорбировать смыслы на каком-то горизонте событий. Не за горизонтом событий, это уже будет черная дыра, а именно на горизонте событий.

Ведь что такое рубеж? Это, прежде всего, разграничение идеалов. Дело в том, что каждый культурный акт существенно живет на границе. Культурный акт в плане литературы, который родился внутри культурной традиции, как говорил Бахтин, практически со временем вырождается, теряет остроту.

В чем здесь самое главное? На границе вот этого культурного пространства рождается вариант диалога и разграничения. Мне показалось, что именно в альманахе «Рубеж» это присутствует, и Канавщиков себе подсознательно ставил именно эту задачу: взглянуть на литературный жанр многоаспектно. Как форма бытия творческое произведение и объединение как метажанр.

Я внимательно несколько раз перечитал альманах «Рубеж». Почему он так легко читается? Там много авторов из разных городов, из разных географических пространств, но он читается как единое произведение. Получилось именно то, о чем мечтал Бахтин, создание метажанра, который определяет форму образования эпохи.

При этом философия поступка неотъемлема от слова. Возможность чистого искусства, каких-то абстрактных манифестов никогда не приживалась в «Рубеже», то есть это был налицо эвристический потенциал текста. По Бахтину подразумевается, что речевая структура забирает смысл языка и позволяет человеку быть и девственным, и действительным, производить действие. Наверное, это самое важное, чтобы добиться диалога на каком-то антропологическом пределе, достичь его и добиться диалога человека с читателем.

Внешнее и внутреннее

От Татьяны Лапко прозвучал рассказ о постоянной нацеленности «Рубежа» на развитие, на динамику:

– Мы и сами всегда много ездили по стране, и много принимали гостей, к нам приезжали Владимир Рыбинский (Тула), Валентин Ермаков (Обнинск), Дмитрий Авалиани (Москва), Артур Пунте (Рига)…

Прозвучали важные для постижения творческого пути факты из личной биографии. В частности, Татьяна Михайловна вела кружок глиняной игрушки в воскресной школе при храме во имя иконы Казанской Божией Матери. Также Т.М. Лапко представила стихи из юбилейной книги стихов «Сердцевина».

Выступил с песнями под губную гармошку и электрогитару Василий Виноградов, который философски заметил:

– Мой внешний вид – вызов самому себе. Поскольку мой внешний вид вы запомните, а вот запомните ли вы мои песни?!

Принимая вызовы времени

Из Смоленска на встречу «Рубежа» приехал писатель и журналист Владимир Королёв:

– Я счастлив, что сегодня, накануне Нового года, проходит эта встреча, которую собрали Андрей Борисович и мы, его соратники-соперники и друзья, прежде всего. И то, что мы говорим о рубежах, о том, насколько мы причастны к этим рубежам, насколько прочно мы стоим на рубежах исторических, географических и, конечно же, на литературно-краеведческих, это говорит о том, насколько мы ощущаем себя в своем времени.

Вызовы, которые нам посылает время, инфекционные и политические, все эти вызовы надо принимать и принимать с таким чувством, что вызывайте нас, вы получите в ответ еще более мощное сопротивление и определение сути времени. И понимание того, насколько в этом времени каждый из нас сколько стоит по отношению к противнику и по отношению к своей Отчизне.

И понятие «Великие Луки», так же, как понятия «город-герой Смоленск», «город воинской славы Вязьма», «город воинской славы Ельня», «город воинской славы Ржев», это все понятия конкретные и объемные. Прав Андрей Борисович, за Александра Матросова приходится бороться, прежде всего, нам, писателям. И каждый раз мы должны доходчиво и в то же время ярко, доказательно говорить о подвиге, который познается не только в тот момент конкретным человеком, который совершает этот подвиг.

Он познается и потом, когда тысячи и тысячи, миллионы людей, благодаря журналистскому и писательскому слову, начинают понимать, что они тоже являются свидетелями этого подвига и обязаны этот подвиг в своих мыслях и в делах обязательно продолжать всеми доступными способами и методами, которые им наша Россия предоставляет.

И, в конце концов, у каждого из вас, как говорил Маяковский, есть собственная гордость и должна быть собственная инициатива, в зависимости от нашего ума, от генов, которые нам подарили родители, и от того воспитания, которое нам дали наши педагоги и наша страна. Она была, есть и будет великой, пока в России существуют такие города – Великие Луки, Псков, Смоленск, Ельня, Вязьма… И любой районный центр, через который прокатилась туда и обратно в 1941-1943 годах мясорубка войны. Это первое, что я хотел бы сказать в связи с тем, насколько ценна та книжка, которую выпустили Андрей Канавщиков и его команда.

Владимир Королёв

Смоленский рубеж

Также Владимир Владимирович подробно рассказал о патриотической работе Смоленской писательской организации и об одной конкретной инициативе:

– Я рад, что в книжке «Рубежа» присутствует мое стихотворение, спасибо редколлегии, но я хотел бы сегодня, прежде всего, поговорить о том, какой вклад в развитие нашей литературы внес А.Т. Твардовский. 18 декабря отмечалось 50-летие со дня его кончины.

У Смоленщины есть три поэтических богатыря – это Н.И. Рыленков, М.В. Исаковский и, конечно же, А.Т. Твардовский, литературный Илья Муромец. И вот мы решили построить дом Василия Тёркина. Почему есть дом Дон-Кихота, Джульетты – в Вероне, дом станционного смотрителя, Дом Шерлока Холмса? И почему наш национальный литературный герой забыт в этом смысле и вот эта фраза фатьяновская 1946 года: «Мы тебе колхозом дом построим…» (песня на стихи Алексея Фатьянова «Где же вы теперь, друзья-однополчане» – А.К.) почему никем до сих пор не была осуществлена?

И вот, чтя память Александра Трифоновича, мы решили построить такой дом в деревне Рибшево, который входит в территорию национального природного парка «Смоленское поозерье».

В.В. Королёв напомнил, что в Рибшево, которое находится в 100 км от Смоленска, Твардовский написал повесть «Дневник председателя колхоза» и поэму «Страна Муравия». И еще не менее красноречивый факт. 306-я дивизия, освобождавшая в Великую Отечественную деревню, получила звание Рибшевской.

При этом штурме погибло более тысячи советских бойцов. Василий Сурков повторил тогда подвиг Матросова. 19 сентября 1943 года Москва салютовала взятию Рибшево.

Всего 5 дивизий получили свои имена за взятие деревень. И все эти пять деревень находятся именно на рубеже Смоленской, Псковской областей. Владимир Королёв сообщил, что уже установлен камень с надписью «Здесь будет поставлен Дом Василия Тёркина»:

– По сути своей это будет социально-культурологический центр, который должен включать в себя библиотечный, музейный комплексы. Оказывается у нас, благодаря Канавщикову, Лапко и их помощникам, есть единая литературная творческая группа крови.

Эдуард Побужанский

Образ творчества

Выступил в ходе встречи поэт, издатель, главный редактор московского издательства «Образ» Эдуард Побужанский:

– У меня нет исторического образования, поэтому я не берусь судить о роли человека, личности в истории. Но я журналист и литератор и, наблюдая за современным литературным процессом, могу сказать, что роль личности в литературе, как никогда или как всегда, велика.

Вот я всякий раз думаю, как повезло Великим Лукам, что у них живет и работает человек такого разностороннего дарования, я могу это в лицо сказать Андрею Борисовичу, как Андрей Канавщиков. И тут еще мало быть просто талантливым человеком.

Я знаю многих разбросанных по небольшим районным, областным центрам талантливых людей, но у которых нет вот этой внутренней энергии, активности, которые позволяли бы пускать волну вокруг себя. А у Андрея Борисовича это есть. Он удивительно талантливый и удивительно активный человек.

И благодаря ему (только 50 собственных книг разного жанра издано!) делается много еще чего попутного. Это и публикации в прессе разного уровня, и фестивали, и конкурсы, и судейство на разных мероприятиях, и альманахи «Из варяг в греки», «Рубеж», и за всей этой внешней атрибутикой, как правило, всегда стоит один человек.

Я еще журналист и редактор с почти 40-летним стажем, и я всегда обращаю большое внимание на то, как издаются газеты, на уровень журналистики в местной прессе. Чего говорить, у нас проблема с этим даже в Москве, а проблема районных газет, вообще, огромна, и опять же я считаю, что как повезло Великим Лукам, что в местной газете там работает Андрей Борисович. Мало того, что он пишет живым пером, но те литературоведческие публикации, которые я время от времени читаю в газете «Великолукская правда», они на таком уровне, что это не районный уровень, любая из таких статей может быть опубликована в московской прессе. То есть это еще высокий уровень разговора с читателем.

И, разумеется, когда я получил приглашение принять участие в сегодняшней презентации альманаха «Рубеж», я не мог его никак проигнорировать не только потому, что в альманах включены мои стихи, но и потому, что в этом году издательство «Образ» выпустило две книги великолучан.

Эдуард Георгиевич представил книги «Образа» Андрея Канавщикова и Татьяны Лапко «Кипяток» и «Сердцевина», вручил в подарок литературной гостиной альманах «Образ». А еще прочитал свои стихи и небольшой рассказ.

От души к душе

Одним из непосредственных вдохновителей встречи стал генеральный директор Союза писателей России, известный прозаик и поэт Василий Дворцов. Василий Владимирович сказал в своем выступлении:

– Можно долго не видеться, не слышаться, не перезваниваться, но я знаю, что есть Андрей Канавщиков, и это хорошо, потому что это – часть моей жизни, он там есть. Как и в других городах есть люди, с которыми можно сойтись и в любой день начать продолжать разговор, который может быть закончен пять или десять лет назад, не важно.

В конце концов, это продолжается, потому что ты знаешь, что это – твой человек. И то, что мы сейчас по «Рубежу» говорим, конечно, очевидно, что каждое дело имеет фамилию, имя, отчество. Приходит человек – приходит дело.

И счастье нашей творческой профессии – то, что даже если человек уходит, дело его все равно остается. Оно живо. Потому что книги вне времени, они всегда будут находить собеседника. Начинается творчество где-то на небе, доходит до нас, нас использует, творческий момент проходит сквозь поэта, и следующим шагом он достигает читателя, ведь процесс сотворения художественного произведения заканчивается в читателе.

У меня духовник в свое время говорил, что самое главное творчество – это умение передать впечатления одной души другой душе. И мы, пишущие люди, имеем счастье за счет книги прикасаться к душам даже тех людей, которых мы не знаем. И они нас не знают, но проходит время, пролетают километры, и все равно встречи происходят, и эти встречи происходят благодаря творчеству.

Великое дело – книги. И то, что есть альманах, и то, что есть Канавщиков.

В.В. Дворцов рассказал показательную историю:

– По телефону идет информация, что Великие Луки у нас будут выступать. Николай Фёдорович подходит к Илье, говорит: записывай срочно, такого-то числа приезжают Великие Луки. Илья – узбек, хороший парень из Советского Союза, и он записывает: «Великие Руки».

И его оговорка создала такой образ сильного русского человека, который великими руками держит землю. Это просто замечательно.

Василий Дворцов прочитал отрывок

из своей поэмы «Правый мир». Андрей Канавщиков представил мини-выставку из фоторабот Евгения Николаенкова.

Нина Дьякова добавила:

– О Великих Луках я вспоминаю только с добром. Какие были замечательные гастроли у нас с театром! И сегодня я точно получила удовольствие от общения с вами.

Также Нина Николаевна принимала поздравления по случаю того, что сегодня же состоялся премьерный спектакль по пьесе «Тайны лебединого перышка». Эту новогоднюю сказку поставил Амурский областной театр драмы (Благовещенск).

Литературные побратимы

В конце мероприятия встречу посетил председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов. Ранее он встречал рубежистов, а сейчас доехал до здания СП, как только завершилось годовое собрание Наблюдательного и Творческого советов Ассоциации союзов писателей и издателей (АСПИ).

Николай Фёдорович спросил:

– Так рубеж взят или не взят?

Ответил ему:

– Достигнут новый рубеж. Пока живем, итоги всегда только предварительные, и сейчас взята очередная высота.

Н.Ф. Иванов: – Как сказали на пленуме: у нас регионы командуют Москвой. В принципе так и есть, и слава Богу. Регионы тянут на себе основную работу.

А то, что вы у нас сегодня и получилось такое завершение литературного года родными мне местами, – это радует, потому что я на парашюте долго гулял по псковскому небу (Николай Фёдорович служил в 70-е годы в Псковской дивизии ВДВ – А.К.).

В ходе дальнейшего общения наилучшие пожелания Великим Лукам передал от начальника Военно-художественной студии писателей В.А. Силкина полковник Игорь Витюк. Игорь Евгеньевич рассказал о работе над книгой «Письма Маршалу», напомнив о поэме Андрея Канавщикова про Маршала Жукова.

Еще поэт И.Е. Витюк обозначил новое направление деятельности:

– Сегодня введен институт литературного побратимства на уровне муниципальных образований. И сегодня Видное объединилось с Великими Луками. Это города – литературные побратимы.

Н.Ф. Иванов: – Вот как только мы в Видном проведем выездной секретариат «Слово писателя, душа народа», я уже придумал название, как только нас глава примет там, мы в принципе можем об этом объявить.

Алексей Плотников, представляющий на встрече город Видное Московской области, согласился с такой постановкой вопроса. Великие Луки тоже. Были бы общие рубежи наши крепки, как и прежде.

А. КАНАВЩИКОВ

Фото Т. Лапко

Поделиться ссылкой: