Система давала высокие результаты

23 января – 95 лет Общероссийской общественно-государственной организации –
Добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту России – ДОСААФ России

Как быстро летит время, совсем недавно, кажется мне, я пришел работать мастером производственного обучения в АМК (автомотоклуб) ДОСААФ, так в 1972 году называлась организация по подготовке водителей и радиотелеграфистов для армии и народного хозяйства. И вот позади более сорока лет, а вернее, сорок три года (1972-2015) моей работы мастером, а затем преподавателем в этой организации.

И вот в канун 95-летнего юбилея в очередной раз хочется вспомнить тех, с кем трудился в это прекрасное и сложное время. В советский период штат учебной организации насчитывал более восьмидесяти человек. Прежде всего, это преподаватели: Евгений Иванович Коротких, фронтовик, имеющий огромный жизненный и педагогический опыт, которым он щедро делился с нами, молодыми преподавателями, Юрий Николаевич Жолудев, Борис Петрович Ерошенков, Николай Николаевич Кильчицкий, Борис Моисеевич Рабский, Григорий Иосифович Прокофьев, Николай Васильевич Иванков, Анатолий Петрович Шабанов. А также преподаватель по подготовке радиотелеграфистов Игорь Александрович Логинов. Кроме того, была должность заместителя начальника школы по политической части, с которой как педагог проводил занятия с группами курсантов Виктор Дмитриевич Лымарев. Была также должность заместителя начальника школы по спорту, ее возглавлял Будимир Иванович Исаков.

Мастера производственного обучения (они готовили материальную базу для проведения практических занятий): прежде всего, это фронтовик, участник Великой Отечественной войны Александр Павлович Байков, мастера Ярослав Васильевич Тарасов, Пётр Петрович Соколовский, А.В. Максименков, Анатолий Иванович Жуков. Мастера производственного обучения вождению: фронтовики Николай Леонтьевич Петин, Василий Никитич Гладков, также Владимир Павлович Павлов, Анатолий Иванович Ануфриев, Евгений Иванович Иванов, А.А. Бойченков.

Много труда вложил в строительство новых учебных корпусов (полностью был перестроен гараж) начальник школы, фронтовик, участник Великой Отечественной войны Николай Васильевич Игнатьев. Затем начальником школы был Михаил Михайлович Криков, Анатолий Петрович Шабанов, сейчас школой руководит Иван Юрьевич Иванов. Обучение в ОТШ ДОСААФ (объединенная техническая школа Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту) проводилось в две смены, дневные группы, занятия проводились с 9 часов утра до 17 часов вечера.

Основную массу курсантов дневных групп составляли иногородние допризывники, вечерняя смена начинала занятия с 18 часов и до 21 час. 30 мин. здесь в основном были курсанты из городских училищ, техникумов и работающая молодежь. Дневные группы занимались пять месяцев, а вечерние – шесть месяцев. Программа подготовки военных водителей составляла 740 часов, включала в себя теоретическую часть, где изучались правила дорожного движения (ПДД), основы безопасного движения (ОБД), устройство и техническое обслуживание автомобилей. Затем вся теоретическая часть закреплялась лабораторно-практическими занятиями (ЛПЗ) и вождением автомобиля на автодроме, а также вождением автомобиля в городских условиях.

Подготовке военных водителей государством уделялось особое внимание, прежде всего, это плановые проверки. Каждый год приезжала комиссия из Пскова, в ее состав входили представители областного комитета ДОСААФ и областного военкомата. Один раз в два года приезжала комиссия Ленинградского военного округа, и один раз в пять лет посещала с проверкой качества подготовки военных водителей комиссия Центрального комитета ДОСААФ из Москвы.

Как правило, в состав комиссий входили в основном военные в звании от майора до подполковника в количестве до пяти человек. Проверялась теоретическая подготовка, присутствие на занятиях, где уделялось внимание элементам воинского воспитания, знаниям курсантами устройства и эксплуатации автомобилей, правил дорожного движения, а также методике проведения занятий. Затем члены комиссии переодевались в комбинезоны и на лабораторно-практических занятиях (залезали вместе с курсантами под машины) проверяли на практике закрепление курсантами теоретических знаний.

Заканчивалось проверкой у курсантов навыков управления автомобилем на автодроме. Внутренний экзамен также принимала военная комиссия, она состояла из представителя Великолукского военкомата и председателя комиссии (майора или подполковника автомобильной кафедры Опочецкого военного училища).

Вся эта система подготовки военных водителей давала высокие результаты на выпускных экзаменах как в ОТШ ДОСААФ, так и в ГАИ (Государственная автомобильная инспекция). При ОТШ ДОСААФ были созданы секции по мотоспорту, соревнования по мотокроссу с участием наших спортсменов Анатолия Никитина, Валентина Королёва, Николая Петрова, а также приезжали регулярно команды из Латвии, Эстонии, городов Москвы, Ленинграда, Пскова, Новгорода. Соревнования проводились зрелищно, как на крепости, так и на кроссовой трассе возле деревни Булынино. Постоянным судьей на таких соревнованиях был летчик первого класса В.И. Алексеев.

В семидесятые годы появились соревнования по автомногоборью и авторалли. Автомногоборье – это соревнование на скорость, время и экономию топлива на площадке, на которой в определенной последовательности выставлены элементы (линия старт, она же финиш, змейка, эстафета, круг, стоянка, колея и так далее, всего пятнадцать), автомобили были сначала грузовые, а затем и легковые.

Соревнования начинались, как правило, весной. Сначала – городские, из 70 участников только трое, занявшие призовые места, ехали на областные соревнования, там из тех же семидесяти человек, которые заняли призовые места, отправлялись лучшие на зональные соревнования Северо-Запада России, в различные годы это были города Калуга, Новгород, Псков, Рязань и даже Омск. На всех этих соревнованиях призерами становились Алексей Евстигнеев из Невеля, великолучане Григорий Прокофьев и автор этих строк.

Авторалли появилось в восьмидесятые годы. Старт давался в городе Пскове, проходил по городам Псковской области, через Пушкинские Горы, Красногородск, Опочку, Порхов, Локню, Великие Луки, Невель, и заканчивалось все с промежуточным финишем в Великих Луках и окончательным в Пскове. Маршрут составлял около восьмисот километров, на нем было четыре скоростных участка, закрытых для движения других автомобилей, где участники могли выжимать из своих автомобилей максимальную скорость.

Раллийная команда была и при ОТШ ДОСААФ. Водителем был ваш покорный слуга, штурманом Григорий Иосифович Прокофьев, в этом тандеме мы не раз были призерами и чемпионами области. Огромная заслуга в деле развития военно-прикладных видов спорта в системе ДОСААФ Псковской области принадлежит председателю областного комитета ДОСААФ Сергею Сергеевичу Мостовому.

Последние годы нашу страну сотрясают не только то экономические кризисы, то коронавирус, Америка и ее союзники по НАТО бряцают оружием возле наших границ. Поэтому, я думаю, еще долго ДОСААФ будет активной кузницей патриотов и специалистов для Вооруженных сил

России. Поздравляю работников ОТШ ДОСААФ, бывших и работающих в настоящее время, с праздником.

А.И. КОРОЛЁВ,

бывший преподаватель, спортсмен и судья по автомотоспорту ОТШ ДОСААФ

Поделиться ссылкой: