В МУП «Тепловые сети» работает более пятисот человек самых разных профессий. Все вместе эти люди ежедневно обеспечивают Великие Луки горячей водой и теплом в период холодов. На первый взгляд даже не подумаешь, что вот та милая девушка или этот молчаливый и сосредоточенный мужчина занимаются очень важным в жизни каждого жителя города делом – создают, производят, обеспечивают и контролируют доставку горячей воды и тепла в наши квартиры, больницы и школы, офисы и производственные площадки, учреждения и организации.

Действительно, на свете существуют тысячи профессий: ярких и модных, популярных и громких, а есть такие, без которых сложно представить жизнь современного человека. Например, оператор котельной – малозаметная в повседневности профессия, от работников которой зависит домашний комфорт, коммунальные удобства и даже здоровье тысяч жильцов в многоквартирных домах.
Очередной отопительный сезон, если уже не на финишной прямой, то точно близится к завершению. В Великих Луках функционирует 16 котельных, в которых работает около трех с половиной сотен человек. А часто ли мы задумываемся о тех людях или профессиях, благодаря которым в наши дома и квартиры поступает горячая вода и тепло в период холодов и особенно зимой? Работники котельных обслуживают только одних многоквартирных домов в количестве 649 штук, или 1900 кв. м жилых помещений.
Среди сотен сотрудников МУП «Тепловые сети» разных профессий, которые задействованы в процессе обеспечения абонентов горячим водоснабжением и отоплением, есть профессия оператор котельной. Профессия, которая не публичная, даже незаметная для многих, но очень важная для каждого. Для большинства людей, далеких от сферы ЖКХ, оператор котельной – это малознакомая и малозаметная работа, образ которой в большинстве своем связан с представлением из прошлого. У многих наверняка перед глазами возникает перепачканный угольной пылью кочегар, а сам процесс до сих пор воспринимается как работа лопатой по заброске угля в печи.
Однако такой образ совсем не верен. Например, великолукские котельные давно и особенно в последние годы модернизированы и технически перевооружены, поч-ти все автоматизированы и работают на программном обеспечении. Самые новейшие из них, блочно-модульные котельные, могут работать в автоматическом режиме без участия человека. Поэтому современный оператор котельной – это ответственность, знания, внимательность и дисциплина. Технологическое переоснащение котельных уже давно заменило физический труд тепловиков на интеллектуальный.
Оператор котельной обслуживает водогрейные и газовые котлы, работающие на жидком и газообразном топливе или электронагреве. Побывав на наших городских котельных и увидев работу операторов, могу сказать, что профессия эта требует особых знаний и умений. Например, оператор котельной должен досконально знать алгоритм всех действий в управлении оборудованием котельной, а при возникновении нештатной ситуации – быть готовым мгновенно принять решение и отреагировать соответственно происходящему.
Для современного оператора котельной обязательно знание основ теплотехники, теплоэнергетики, химии, физики, желателен технический склад ума. Ведь задача оператора котельной – обеспечить стабильную работу котлов различных систем. А для этого нужно понимать их устройство, уметь обнаружить неисправность и устранить ее. Также уметь разбираться в автоматике разной сложности, уметь пользоваться контрольно-измерительными приборами и, учитывая их показания, регулировать подачу и горение топлива.
Сам убедился, побывав на наших двух котельных, что оператору отдыхать некогда – каждый час оператор котельной должен проверить все оборудование. В большинстве великолукских котельных человек по-прежнему главный участник процесса производства и доставки тепла и горячей воды потребителям. Поэтому расскажу о двух людях, которые однажды в своей жиз-ни выбрали профессию оператора котельной и являются частью большой жилищно-коммунальной системы Великих Лук.
Котельная № 2 расположена на улице Новоселенинской, является одной из технологически новых с современным оборудованием. Наверное, символично, что красивое желтое здание из металлоконструкций с газовой трубой появилось в этом районе Великих Лук в 2009 году и заменило отжившую свой век старую ТЭЦ. Новая котельная полностью автоматизирована и обслуживает около 20 000 абонентов, а также социальные объекты. Тем и интересней мне было, кто же здесь работает, обеспечивает, так сказать, великолучан теплом и горячей водой.
Оказалось, что трудится здесь в качестве оператора котельной одна из самых профессиональных, опытных и заслуженных работников предприятия – молодая женщина Юлия Сафронова. Только начать хочу не с нее, а c коллектива. Всегда, когда впервые знакомишься с каким-либо трудовым коллективом, можно понять или ощутить атмосферу, царящую в нем. Ведь от нее очень многое зависит.
Начальник цеха № 2 (так правильно называется любая котельная) Юрий Иванов расположил к себе сразу. Хотя я прекрасно понимал, что люди здесь всегда сосредоточены и лишний раз их лучше не отвлекать. Что удивило – это обстановка вокруг. Чистые и светлые помещения, растения в горшках, рабочие столы с бумагами, схемы и масса рабочей информации на стене. Есть даже отдельная комната для приема пищи и, безусловно, – санузел. Честно говоря, все увиденное было для меня определенным открытием и приятным сюрпризом, что так выглядят современные котельные, так как мои представления, и я уверен, что большинства читателей тоже, – это воспоминания из далекого советского прошлого об угольных кочегарках.
Так вот, после того, как Юлия Сафронова произвела очередную проверку всего оборудования, нам удалось немного пообщаться. Вторым сюрпризом было увидеть в качестве оператора паровых и водогрейных котлов (так правильно звучит профессия) именно женщину. Ведь работа в котельной – это сложная и ответственная работа, но нельзя сказать, что исключительно мужская. Операторами котельных или мастерами цехов довольно часто работают женщины.
Юлия Сафронова работает в котельной № 2 уже более десяти лет, а начинала она свой путь с обычной уборщицы, однажды подменив на время отпуска сотрудника. Вообще, надо сказать, что история Юлии – это история о том, что при желании работать и развиваться можно достигнуть и личного карьерного роста в такой сфере, как ЖКХ.
Юлия принадлежит к тому поколению, чья ранняя молодость, когда нужно определяться с будущей профессией или работой, пришлась на 90-е годы. Это было непростое время, период смены общественных и профессиональных ориентиров, большого переустройства экономики, а значит, и рынок труда бурлил, словно вулкан, поглощая в бездну ненадобности одни профессии и выталкивая на поверхность престижа и востребованности совсем другие.
Многим и вовсе было не до профессий, так как кормить семью, братьев и сестер нужно было каждый день, здесь и сейчас. Многое из особенностей тех лихих лет пришлось пережить и Юлии. Работала на рынке продавцом и была рада, как и все вокруг знакомые, что имеет хоть какую-то работу и кусок хлеба. Тогда многие так жили, фактически одним днем. Однако человек так устроен, что всегда стремится к большему, лучшему и прекрасному. Появилась своя семья, ребенок. Уже в более стабильные времена Юлия работала шлифовщицей в деревообработке, посвятив изготовлению дверей пять лет.
Однажды в один летний период Юлия подменяла на время отпуска сотрудника и устроилась уборщицей производственных помещений в котельную № 2. Оказалось, что осталась здесь надолго, и очередная смена профессии Юлию вовсе не испугала, а, напротив, открыла новые возможности и перспективы. Подходящей к любому порученному делу с ответственностью и обладающей определенными личными качествами, прежде всего, надежного работника, Юлии предложили пройти обучение на профессию машиниста паровых и водогрейных котлов.
Новая технологичная котельная № 2 в тот год только начала свою работу, и любого молодого и начинающего специалиста такая ситуация могла немного спугнуть.
«Я не привыкла отступать назад!» – как-то привычно и обыденно произнесла Юлия, рассказывая о начале своего трудового пути в качестве оператора котельной. Стажировка, дублирование действующего оператора – все эти ступеньки Юля закрепляла опытом и сдачей экзаменов.
Первый опыт в новой работе получила в качестве сменного оператора, когда подменяла коллег. Так что первый свой отопительный сезон Юлия помнит хорошо, когда все вокруг шумело и гудело, было и страшно, а множество приборов и их показатели открывали новый мир технологии процесса производства тепла и горячей воды. С тех пор Юлия работает оператором котельной и уже привыкла к тому, что когда-то казалось необычным.
Каждая профессия имеет свои особенности, связанные с графиком, который, в свою очередь, определяет ритм личной и семейной жизни. Например, оператор котельной работает день-ночь, потом два дня дома. По словам Юлии, режим работы ее очень устраивает, позволяет в течение недели уделять больше времени ребенку, чем обычный дневной режим.
В любом коллективе есть лидеры или люди, с которыми можно посоветоваться, или готовые прийти на помощь в разных ситуациях. Юлия Сафронова именно такой коллега и надежный работник для руководителей, готовая, не считаясь с личным временем, всегда выручить, подменяя других специалистов при необходимости.
Действительно, мы не часто задумываемся, кто же эти люди, которые круглосуточно обеспечивают наши дома и квартиры коммунальными услугами. Бесперебойная работа по подаче тепла и горячего водоснабжения – эта работа в каждой городской котельной таких специалистов, как Юлия Сафронова.
Еще один оператор котельной, заслуживающий внимания, работает в котельной № 8. Валерий Герасимов является опытным специалистом и профессионалом своего дела, который несколько лет назад пришел в котельную наладчиком, и с тех пор вся его жизнь связана с этой сферой.
Котельная № 8 также использует газ в качестве топлива и интересна тем, что кроме жилых многоквартирных домов еще обслуживает социально значимые для Великих Лук объекты, а именно учреждения здравоохранения, расположенные в «больничном городке», как эту часть города называют великолучане.
Цех № 8 МУП «Тепловые сети» хоть и не является новым объектом, но снаружи и изнутри выглядит, как настоящий завод. Расположена котельная на берегу реки Ловать рядом с улицей Винатовского. По своей сути каждая котельная – это завод по производству тепловой энергии. Со своим производственным циклом, процессом обслуживания и доставке теплоносителя или, например, пара. Так, котельная № 8 производит пар для заречной бани.
Здесь также работает дружный и доброжелательный коллектив специалистов, непосредственно руководит которым начальник цеха № 8 Александр Лапаев. В помещениях имеются все условия для круглосуточной работы, перерывов и отдыха, а также приема пищи. Производственная культура в цехах (котельных) МУП «Тепловые сети» – это особая положительная практика, так как без трудовой дисциплины, определяющей алгоритмы действий тех же операторов, работать просто невозможно.
Вместе с начальником цеха находим на рабочем посту оператора паровых и водогрейных котлов Валерия Герасимова. Вообще, сложилось впечатление, что все, кто работает операторами котельных, – это спокойные, рассудительные и сосредоточенные люди. Именно таким мне показался и Валерий.
Валерий Герасимов так же, как и Юлия Сафронова, является коренным великолучанином. После окончания школы № 11 поступил учиться в училище № 3 по профессии газоэлектросварщик. Затем – служба в армии. За безупречную службу был награжден именными часами. Обучение в ДОСААФ и активный спортивный образ жизни Валерию пригодились и дали фактически еще одну профессию – водителя.
Времена эти тоже были переломные на стыке 80-90-х. Страна меняла все вокруг: от ценностей до профессиональных ориентиров. Однако сама жизнь показала, что есть профессии фундаментальные, если так можно сказать. Может быть, не сразу и не всем заметные, но без которых привычные коммунальные услуги невозможны.
На гражданке в начале 90-х жизнь была не легче, чем в армии, хотя соблазнов и возможностей пожить красиво, но недолго те времена тоже давали спортивным и молодым ребятам. Валерий после армии выбрал честный трудовой путь и фактически пошел по стопам родителей. Мать Валерия работала мастером смены на котельной льнокомбината, так что коммунальная сфера ему в какой-то степени была знакома. Валерий вновь решил учиться и получил профессию оператора котельной.
Оператором котельной работать стал не сразу, а вначале трудился слесарем в котельной молочного комбината, а затем в нынешней котельной № 8, где работает до сих пор. Молодость всегда хочет свободы и больше личного времени, наверное, поэтому три года не решался на более сложную и ответственную работу оператора котельной. Однако такие личные качества Валерия, как надежность, ответственность перед поставленными задачами, знание оборудования и желание развиваться, были оценены руководителями. Так, с 1996 года и по сей день Валерий трудится в цехе № 8 МУП «Тепловые сети» в качестве оператора паровых и водогрейных котлов.
Валерия Герасимова за профессионализм и компетентность ценит начальство и руководство предприятия. Его имя и портрет размещены на Доске почета лучших работников предприятия в административном здании МУП «Тепловые сети», его уважают в своем коллективе.
Еще бы хотелось отметить, пообщавшись с нашими операторами котельных, что эти люди очень скромны и обладают теми человеческими качествами, благодаря которым слаженная работа всегда спорится в любых ситуациях.
М. Козлов