Инновационные процессы в нашем дошкольном учреждении идут в русле духовно-нравственного и патриотического воспитания – приоритетного направления работы нашего детского сада. Именно в этом направлении ДОУ работает много лет, а педагогический коллектив достиг определенных положительных результатов.
Опытом этой деятельности мы неоднократно делились на Свято-Тихоновских педагогических чтениях, на наших семинарах в рамках «Покровских вечеров» и в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». В этом конкурсе мы участвовали в 2016 году в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения». Заняли 1-е место в области. Мы не стоим на месте, развиваемся дальше, и результаты совместного творческого труда были представлены в этом православном конкурсе в 2020 году и удостоились высокой оценки не только в области, но и в Северо-Западном регионе – мы заняли 1-е место.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников продолжается интересными для детей и родителей формами организации образовательного процесса.
В преддверии 75-й годовщины Великой Победы наш коллектив выбрал тему «Защитники Отечества». Ее нам хотелось показать еще шире, показать преемственность русского мужества, те истоки, откуда черпали героизм и Александр Матросов, и Матвей Кузьмин, и Евгений Родионов.
Проект построен на задачах программы «Социокультурные истоки» с целью приобщения дошкольников к национальному культурному наследию: воспитанию любви к своему дому, родной земле, малой родине, своей стране, уважению к жизни и подвигам воинов-защитников.
Наше восприятие традиции привело нас к былинным богатырям, русскому святому Илье Муромцу, не позволило умолчать о славных защитниках Пскова: князе Довмонте и Александре Невском. Особым открытием для детей стал князь Александр Невский, которого еще в 5-летнем возрасте посвятили в воины. Их победы вдохновляли Суворова и Ушакова и давали силы героям Великой Отечественной войны. А над всем этим невидимый подвиг молитвенников, святых, которые, хотя и не были воинами, спасали нашу землю в тяжелые времена силой веры, силой молитвы. Так сложились темы нашего трехгодичного проекта:
1-й год – «Богатыри земли русской»;
2-й год – «От Александра Невского до Александра Матросова»;
3-й год – «Духовный щит Псковского края».
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм, духовные ценности во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в последнее время все более стало угасать в обществе традиционное российское патриотическое сознание. Это неизбежно скажется и на духовно-нравственном воспитании детей. Но в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Тем сложнее задача педагога с большим тактом и терпением просвещать не только детей, но и их родителей. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Данный проект – подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость, отвага и подвиг, воспитать патриотов с чувством гордости за свою страну, малую Родину, родной город и любимые памятные места, которые на всю жизнь останутся в сердце; вызвать желание быть похожими на воинов-защитников.
Эта тема особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач и компьютерных игр. Педагоги нашего ДОУ серьезно задумываются над тем, как возродить уважительное отношение к защитникам Отечества, стремление быть похожими на них. В этом помогает знакомство дошкольников с подвигами богатырей, полководцами, святыми защитниками Отечества.
В содержании проекта достойное место занимает региональный компонент. Наши дети живут в городе воинской славы, явившем в годы Великой Отечественной войны десятки имен героев. Псковский край с древних времен стоял на защите государства Российского, принимал первым бой, как пограничный страж. Имя Александра Невского – святого защитника Отечества, звучит как символ мужества и подвига. И в наши дни не оскудела Псковская земля воинами – героями, защищавшими рубежи своей Родины, воевавшими в горячих точках. Нельзя забыть подвиг воинов-десантников 76-й дивизии. Об этом должны помнить мы – взрослые, и передать эту память нашим детям.
Рецензентами нашей конкурсной работы стали: от отдела религиозного образования и катехизации Великолукской епархии руководитель этого отдела протоиерей Сергий Матвеев, от педагогического сообщества – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Анна Борисовна Теплова. Анна Борисовна отозвалась о нашем проекте как об инновационном опыте внедрения современных технологий в образовательную практику и воспитательную работу и отметила, прежде всего, культуру освоения и раскрытия ребенком самого себя в традиции и истории своего народа и семьи. Этот проект «не только интересный продукт творчества детей и взрослых, но и реально действующий инструмент духовно-нравственного воспитания детей и профессионального становления взрослых».
«Особый интерес представляет организация слаженной осмысленной работы со всеми участниками образовательного процесса. И здесь необходимо отметить управленческую профессиональную позицию, ведь от нее зависит, как будет сформирован, обогащен и распределен образовательный ресурс учреждения» (А. Б. Теплова).
Со славными именами защитников были связаны наши поездки:
– в Псков – город, неразделимый с именами святой княгини Ольги, святого князя Александра Невского и святого князя Довмонта, защищавших Псковщину от иноземных набегов;
– Новгород – вотчину князя Александра Невского, где стены Софийского собора помнят благоверного князя и делают нас причастными к далекой истории;
– Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где покоятся святые мощи благоверного князя;
– Донской монастырь в Москве, хранящий мощи нашего земляка, святого Патриарха Тихона, воевавшего не мечом, а молитвой.
Дорог нам и Торопец – город детства Патриарха Тихона, куда мы ездили коллективом.
Оплотом не только веры, но и защиты псковских земель стали Спасо-Елиазаровский и Савво-Крыпецкий монастыри. Мы прикоснулись к этим святыням, познакомились с жизнью святых подвижников – преподобных Саввы и Корнилия Крыпецких, преподобного Евфросина Псковского.
Нужно отметить и православные педагогические чтения, которые становятся для наших педагогов школой вразумления и вдохновения.
Это: Александро-Невские чтения в Пскове, Глинские чтения, которые проходят в Свято-Троицкой Сергиевой лавре – обители преподобного Сергия Радонежского, благословившего на битву с захватчиками святого князя Дмитрия Донского. Сама лавра становилась неприступной крепостью в смутное время.
С большой пользой мы посещаем ежегодные Рождественские чтения в Москве, открытие которых происходит в храме Христа Спасителя – памятнике воинам, погибшим в войне 1812 года.
Псковщину невозможно представить без Псково-Печерского монастыря, его игумена преподобного Корнилия. Мы всегда рады посетить этот монастырь и участвовать в Корнилиевских чтениях.
Нельзя не отметить яркие страницы проекта. Его жемчужинами стали:
– праздник «Папа, дедушка и я – добрые друзья». Этот праздник можно было бы назвать «Богатырским», а еще он стал семейным и олицетворял преемственность поколений. Папы в нем играли могучих богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, мальчики – юных воинов Древней Руси, а дедушки были мудрыми наставниками и советчиками. Свои роли достались взрослым старшим братьям. Общими усилиями богатыри и их помощники смогли преодолеть все препятствия, потому что вместе мы – сила.
– Естественным продолжением семейной темы стал праздник «Когда семья вместе, то и душа на месте». Все эти праздники органично вливаются в канву проекта и помогают увидеть своих отцов не просто папами, но и защитниками.
– Особенно впечатлило ребят знакомство с «Союзом десантников России», в котором участвуют папы и даже мамы наших воспитанников и выпускников. Они были желанными гостями на утреннике, посвященном Дню Победы, и на важном мероприятии «Могущество Отечества – в добром отцовстве». Это событие позволило детям еще раз выразить свою любовь к папам; отцам, в свою очередь, пообщаться с отцом духовным и всем вместе порадоваться силе и ловкости юных членов «Союза десантников России». А символом единства стал танец пап и детей. Особенно трогательным и символичным в нем был момент, когда дети образовывали внутренний круг, а отцы внешний, как надежная стена и защита.
– Наглядным отображением проекта стала хореографическая композиция «От героев былых времен». Связь поколений, героическое прошлое нашей страны, стремление к миру передается в ней языком танца.
– Также наши воспитанники приняли участие во Всероссийской олимпиаде для детей с международным участием «Богатыри Руси Великой», где показали очень высокий уровень знаний по этой теме. Это еще раз говорит, что за эмоциональным восприятием темы стоит нечто большее – интерес к своей истории, к своим истокам, зарождающееся чувство гордости и любви к Отчизне.
В дни православных Свято-Тихоновских педагогических чтений мы снова обращаемся к образу святого благоверного князя Александра Невского. Вспоминаем его подвиги, святые дела. Александр Невский – далекий и близкий, героический и житейски мудрый. Должны ли знать о нем наши дети, тем более дошколята? Для педагогов нашего детского сада такой вопрос не стоит. Это источник, из которого черпали мужество и Матвей Кузьмин, и Александр Матросов, и множество известных и неизвестных героев Великой Отечественной войны, псковских героев-десантников. И на все времена будут звучать призывом великие слова великого полководца: «Не в силе Бог, а в правде».
Мы продолжаем работу по духовно нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, воспитываем любовь к Родине, гордость за нее – самое лучшее, что есть в человеке. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем чувство любви и гордости. Человек, который любит свое Отечество, полюбит и родной город, и свою улицу, и детский сад, и своих друзей.
Коллектив МБДОУ «Детский сад № 21»