Директор великолукской АНО «Бизнес-инкубатор «Новация» Елена Ковалева рассказала о работе возглавляемой ею организации, о проводимых мероприятиях и о том, как БИН поддерживает предпринимателей в воплощении их идей в жизнь, как помогает стартапам расти и развиваться.
– Елена Дмитриевна, какова основная миссия и цели бизнес-инкубатора «Новация»?
– Миссия бизнес-инкубатора – содействие развитию и популяризации малого предпринимательства в городе Великие Луки. Основная цель – комплексная поддержка начинающих предпринимателей в городе Великие Луки. В рамках поддержки мы предлагаем бесплатные консультации по открытию и ведению бизнеса, льготную аренду офисных помещений разной площади, посещение предпринимателями бизнес-тренингов, семинаров, мастер-классов и круглых столов, а также предоставляем конференц-зал и переговорную комнату для мероприятий предпринимателей.
– Какие критерии вы используете для отбора стартапов для участия в инкубаторе?
– Проконсультироваться по вопросам открытия и ведения бизнеса может каждый. Можно приехать лично или задать свой вопрос специалистам по телефону 8(81153)4-61-00. Посетить тренинги и мастер-классы может также любой желающий, достаточно только зарегистрироваться на мероприятие. Ссылку на простую форму для регистрации мы обычно прикрепляем к анонсу в сообществе бизнес-инкубатора ВКонтакте.
Чтобы снять офис или производственное помещение в бизнес-инкубаторе, нужно пройти через процедуру конкурса. Принять участие в конкурсе на предоставление в аренду нежилых помещений бизнес-инкубатора могут представители малого бизнеса, зарегистрированные в Великих Луках, с момента регистрации которых прошло не более трех лет. Подробнее о том, какой необходим пакет документов для участия в конкурсе и куда подавать заявку, специалисты могут рассказать на консультации. Также вся необходимая информация есть на сайте бизнес-инкубатора в разделе «аренда».
– Есть ли у вас программа наставничества с опытными предпринимателями или специалистами из различных отраслей?
– Ежегодно команда бизнес-инкубатора совместно с АНО «Центр инноваций социальной сферы Псковской области» проводит масштабное мероприятие – «Социальный акселератор». Это бесплатное интенсив-обучение основам бизнеса, в частности, бизнеса социальной направленности. Обучение состоит из тренингов и мастер-классов с сертифицированными бизнес-тренерами, менторских завтраков с опытными предпринимателями города и области, бизнес-игр и индивидуальных консультаций. За каждым участником закреплен трекер-специалист бизнес-инкубатора, который сопровождает от начала обучения и до этапа защиты стартапов. Защита стартапов проходит перед опытными предпринимателями-экспертами.
Очень хорошо зарекомендовали себя мероприятия под названием «Бизнес-своп» в 2021 и 2023 годах. Бизнес-инкубатор на этих мероприятиях стал площадкой для обмена знаниями, а также опытом и вдохновением, между теми, у кого уже есть любимое дело, но не хватает озарения, и теми, у кого есть бизнес-идея, но необходимы поддержка и мудрые бизнес-советы.
Совместно с Центром «Мой бизнес» ежегодно проводятся круглые столы, на которых предприниматели могут пообщаться со специалистами Центра, а также получить индивидуальные консультации. Также в течение года бизнес-инкубатором проводятся небольшие мастер-классы и тренинги от опытных предпринимателей и специалистов из разных сфер.
– Вы помогаете стартапам в поиске инвесторов и финансирования?
– Сейчас есть множество способов найти финансирование проекта. Это гранты для разных видов деятельности, субсидии, льготные кредиты и микрозаймы, частные инвесторы. Для малоимущих граждан есть поддержка в виде социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности – это относительно новый вид социальной помощи от органов социальной защиты. Специалисты бизнес-инкубатора могут помочь разобраться в этом многообразии.
– Какие офисные помещения и технические ресурсы доступны для стартапов в вашем инкубаторе?
– В бизнес-инкубаторе на данный момент заполняемость составляет 100%. Это означает, что у каждого кабинета есть свой хозяин. Этим фактом мы гордимся, так как это каждодневная кропотливая работа всей команды учреждения.
Периодически кабинеты освобождаются, тогда бизнес-инкубатор проводит конкурс на право аренды офисных помещений. Об этом сообщается на сайте бизнес-инкубатора, а также в сообществе ВКонтакте.
Офисы разные по площади, есть и 10,1 кв.м, и 70,4 кв.м. Каждый офис оборудован компьютерами, оргтехникой и мебелью, установленным лицензионным программным обеспечением; телефоном с выходом на городскую и междугородную связь; доступом в сеть Интернет; системами пожарной и охранной сигнализации, есть и охраняемая автопарковка.
Для резидентов также доступны на бесплатной основе переговорная комната и конференц-зал со всем оборудованием. На каждом этаже есть комната для приема пищи. Кроме того, в бизнес-инкубаторе есть уютный внутренний дворик, где в перерывах от работы можно посидеть в тишине и попить чай или кофе.
– Проводите ли вы обучающие мероприятия, семинары или мастер-классы для ваших резидентов?
– Для резидентов доступны все мероприятия бизнес-инкубатора, которые проходят на его территории, в том числе праздничные мероприятия в честь Дня российского предпринимательства и Международного дня социального бизнеса, дворовые бизнес-посиделки «#Все_вместе».
– Есть ли у вас сеть партнеров или спонсоров, которые помогают в развитии стартапов?
– У бизнес-инкубатора заключено 2 агентских соглашения с организациями, оказывающими поддержку в создании и развитии бизнеса начинающими предпринимателями, – это ПАО «Сбербанк» и АНО «Центр инноваций социальной сферы Псковской области». Это наши ключевые партнеры.
Налажены партнерские отношения с ООО «Бизнес-аудитория», генеральный директор которого выступает спикером и бизнес-тренером на наших мероприятиях, великолукский драматический театр, актеры которого проводили мастер-классы в рамках бизнес-обучения «Социальный акселератор», с ООО «Чистый край», руководители которого часто появляются на мероприятиях в качестве экспертов и мотиваторов, с парком аттракционов «Луки парк», в котором за последние два года проводилось несколько масштабных мероприятий (в том числе, «Фестиваль пирогов» и «Фестиваль талантов»). У нас много помощников. Если подумать, то почти вся карта Великих Луках окажется в «огоньках» партнеров бизнес-инкубатора.
– Предоставляете ли вы какие-либо гранты или стипендии для стартапов?
– Сам бизнес-инкубатор не предоставляет гранты или стипендии, но помогает предпринимателям получить те, что есть в нашем регионе. В первую очередь, информационно – в сообществе бизнес-инкубатора ВКонтакте мы своевременно рассказываем об актуальных грантах, прилагаем всю доступную информацию. И, конечно, консультационно – предприниматели могут обратиться к специалистам бизнес-инкубатора по возникающим вопросам, будь то трудности в составлении бизнес-плана или в сборе необходимых документов для подачи заявки на грант.
– Как вы способствуете взаимодействию и обмену опытом между резидентами инкубатора?
– В первую очередь, это мероприятия. Они позволяют резидентам показать себя, посмотреть других, пообщаться с «внешним миром» предпринимательства. Сами предприниматели этому придумали очень точное название – «переопыление». Сама по себе домашняя и уютная атмосфера в бизнес-инкубаторе располагает к взаимодействию между резидентами – сначала столкнулись за приготовлением чая, а через пару дней один другому уже ведет бухгалтерию. Или обратятся к команде бизнес-инкубатора за помощью в поиске специалиста в определенной сфере – а искать, чаще всего, не приходится, уже есть нужный специалист в бизнес-инкубаторе «по соседству».
– Проводите ли вы мероприятия для нетворкинга и создания сообщества?
– В бизнес-инкубаторе постоянно проводятся мероприятия, направленные на формирование и развитие бизнес-сообщества. Это как небольшие мастер-классы и тренинги, предназначенные для определенного вида деятельности, так и масштабные мероприятия.
Самые масштабные мероприятия бизнес-инкубатора – это интенсив-обучение основам бизнеса «Социальный акселератор» (с 2018 года ежегодно, в 2024 году было больше 50 заявок на обучение) и «Бизнес-своп» (в 2021г. и в 2023 г., при этом в 2023 году было более 60 представителей малого бизнеса), тренинги и мастер-классы в рамках которых как раз направлены на общение начинающих и опытных предпринимателей между собой и развитие бизнес-сообщества.
Бизнес-инкубатор в разные времена организовывал Великолукскую универсальную выставку, «Фестиваль пирогов», круглые столы по государственной поддержке предпринимателей и по развитию туризма в городе.
С 2021 года бизнес-инкубатор проводит «Новогоднюю ярмарку мастеров», объединяя мастеров и рукодельниц со всего города. В 2023 году более 70 мастеров представили на ярмарке свои изделия, в течение трех дней проводились мастер-классы, каждый великолучанин мог посетить ярмарку и закупиться подарками «с душой» для близких, уникальными (в т.ч. и вкусными) сувенирами, а также зарядиться новогодним настроением.
Кроме того, в 2023 году команда бизнес-инкубатора совместно с «Мой бизнес» принимала в Великих Луках делегацию во главе с руководством Свободной экономической зоны «Минск» из Республики Беларусь в рамках реверсной бизнес-миссии.
В декабре 2023 года у предпринимателей города была возможность пообщаться в бизнес-инкубаторе с социальными предпринимателями всей страны в рамках Всероссийского бизнес-тура социальных предпринимателей «Люди для людей».
Хочется не забыть и ежегодные праздничные мероприятия в честь Дня российского предпринимательства и Международного дня социального бизнеса, объединяющие предпринимателей города.
В 1-м полугодии команда бизнес-инкубатора провела уже 8 ставших традиционными мероприятий и планирует провести еще больше во 2-м полугодии. Опыт показывает, что с окончанием летнего периода предприниматели нуждаются в обновлении багажа знаний и опыта, а также в получении информационно-консультационной и даже эмоциональной поддержки.
– Поддерживаете связь с выпускниками инкубатора?
– Каждый прошедший через бизнес-инкубатор предприниматель остается навсегда в сердце у команды бизнес-инкубатора. Предприниматели это чувствуют и возвращаются в бизнес-инкубатор из года в год, посещая мероприятия сначала в качестве участников, а впоследствии – в качестве экспертов, менторов и мотиваторов. Поэтому каждое мероприятие – это своего рода встреча выпускников, обмен опытом и укрепление партнерства. Некоторые уже опытные предприниматели приходят просто поделиться своей радостью или переживанием, кто-то спустя несколько лет звонит и интересуется, чем живет бизнес-инкубатор. Это приятно и ценно.
– Можете ли вы рассказать о самых успешных проектах, которые прошли через ваш инкубатор?
– Если честно, за годы работы через бизнес-инкубатор прошло много предпринимателей с перспективными стартапами. Если перечислять все самые успешные, по мнению команды, проекты, то перечисление займет дни. При этом хочется никого не забыть, не обделить и не обидеть, ведь великолукские предприниматели на самом деле большие трудяги.
– Какие у вас планы по развитию и расширению бизнес-инкубатора «Новация» в ближайшие годы?
– В ближайшее время планируется косметический ремонт в конференц-зале. Хочется сделать пространство более современным и уютным, поддерживать на высоком уровне заполняемость бизнес-инкубатора. Учитывая высокий спрос на льготную аренду – офисы не будут пустовать.
Наращивать количество и качество бизнес-мероприятий для предпринимателей города, популяризировать предпринимательство в Великих Луках. И, конечно, продолжать консультировать и поддерживать предпринимателей и всех тех, кто только задумывается ими стать.
Есть еще задумки, но о них еще рано говорить. Как только проекты будут окончательно готовы, то мы их сразу анонсируем бизнес-сообществу. Планируем уже в сентябре-октябре мероприятие нового формата.
По материалам Луки.ру