Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971 года № 2317-VIII «О прапорщиках и мичманах Вооруженных Сил СССР» в Советской армии, Военно-морском флоте, пограничных и внутренних войсках был введен принципиально новый состав военнослужащих, вплотную примыкающий к офицерскому корпусу. Прапорщики и мичманы стали неотъемлемой частью профессионалов войскового звена, и по сей день без них невозможно представить нормальную жизнедеятельность как Вооруженных сил, так и других федеральных органов исполнительной власти, в составе которых предусмотрено прохождение военной службы.
Вопросам, связанным с историей возникновения и развития института прапорщиков и мичманов в СССР и современной Рос-сии, а также прохождением военной службы на воинских должностях, предусматривающих присвоение воинских званий, отнесенных к данному составу военнослужащих, была посвящена рабочая встреча автора с военным комиссаром города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов подполковником запаса Р.В. Сукмановым, состоявшаяся 18 июля нынешнего года.
– Руслан Вячеславович, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения и развития института прапорщиков и мичманов в Вооруженных силах нашей страны.
– Институт прапорщиков берет свое начало с 1649 года, когда по указу царя Алексея Михайловича в русской армии так стали называть знаменосцев из числа наиболее мужественных воинов, проверенных в боях. В 1712 году, при создании регулярной русской армии, Пётр I изменил статус данной категории военнослужащих, и с тех пор в пехоте и кавалерии чин прапорщика стал первым в системе офицерских чинов. Так продолжалось до Октябрьской революции 1917 года.
На флоте равнозначным являлся чин мичмана. В Красной армии, а затем и в Вооруженных силах СССР до 1972 года воинского звания прапорщик не существовало. В Военно-морском флоте воинское звание мичман относилось к старшинскому составу.
Постоянное совершенствование всех родов войск и видов Вооруженных сил, поступление все более сложной военной техники требовало появления высококвалифицированных специалистов среднего звена, которые не только являлись ближайшими помощниками офицеров, но и могли при необходимости заменить их в боевой обстановке.
Инициатива введения в ВС СССР института прапорщиков и мичманов в нынешнем виде принадлежала тогдашнему министру обороны СССР маршалу Советского Союза дважды Герою Советского Союза Андрею Антоновичу Гречко.
Для данного состава военнослужащих были введены новые знаки различия. Был принят ряд нормативных актов, регламентировавших порядок присвоения данных воинских званий, а также прохождение военной службы прапорщиками и мичманами.
На них возлагалось выполнение еще более сложных боевых задач, чем на сержантов и старшин сверхсрочной службы. Принципиально новым было также и то, что прапорщики и мичманы стали кадровыми военнослужащими, т.е. одновременно с присвоением воинских званий данного состава они зачислялись в кадры Вооруженных сил.
Для их подготовки были созданы школы прапорщиков и мичманов со сроками обучения от 5 месяцев, а в Военно-морском флоте, кроме того, школы техников с двухлетним сроком обучения и выдачей выпускникам дипломов о среднетехническом образовании.
Допускалось назначение на штатные воинские должности, замещаемые прапорщиками и мичманами с присвоением соответствующих воинских званий, военнослужащих и граждан, имеющих высшее и среднее специальное образование, без направления в школы прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы, имевших продолжительную выслугу лет.
Старшины и старшие техники подразделений, авиационные техники и старшие механики, должностные лица подразделений службы тыла, боцманы и специалисты по корабельному вооружению, начальники смен узлов связи и фельдшеры, командиры взводов, начальники мастерских и метеостанций – вот далеко не полный перечень должностей, предусматривавших присвоение воинских званий прапорщик и мичман.
Развитие данного состава военнослужащих в течение последующих без малого четырех десятилетий характеризовалось положительной динамикой. Совершенствовалась нормативная база, регламентирующая порядок прохождения службы, постоянно возрастали качество профессиональной подготовки и эффективность службы, а также ее престиж.
В 1980 году были введены очередные воинские звания старший прапорщик и старший мичман. Немало военнослужащих данного состава, проявивших мужество и героизм при выполнении интернационального долга в Афганистане, а также других служебно-боевых задач, награждено орденами и медалями СССР, а затем и Российской Федерации.
Некоторые из них, уже в новейшей истории Отечества, удостоены Золотой Звезды Героя России.
– Насколько велик вклад фронтовиков Великой Отечественной в становление и развитие института прапорщиков и мичманов Вооруженных сил СССР?
– Среди тех, на чьи плечи в 1972 году легли погоны прапорщиков и мичманов, было немало прошедших сражения Великой Отечественной, а в дальнейшем посвятивших свою жизнь сверхсрочной службе. Все они приняли активное участие в становлении и развитии вновь образованного состава прапорщиков и мичманов.
Приобретенные ими в юности боевой опыт, а в дальнейшей жизни – опыт прохождения военной службы, знания и навыки были востребованы в течение многих лет и способствовали укреплению боевой мощи всех родов войск и видов Вооруженных сил. Эти замечательные люди прославили нашу Родину, ее армию и флот не только в годы военного лихолетья, но и в послевоенные десятилетия. Для того, чтобы рассказать о каждом из них, потребуется издать не одну книгу.
Прошедший войну артиллерист, а затем разведчик Семён Алексеевич Бацев освобождал от фашистов и Великолукскую землю. После Победы была сверхсрочная служба в сухопутных войсках, а затем – в войсковых формированиях гражданской обороны в звании старшины.
В 1972 году на его плечи легли погоны прапорщика. В 1986 году в звании старшего прапорщика он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Этот мужественный человек, награжденный орденами и медалями, завершил службу в 1990 году.
Дмитрий Данилович Гурак в 15-летнем возрасте попал в фашистский концлагерь, после освобождения из которого стал красноармейцем, бил фашистов и удостоен боевых наград.
Затем остался на сверхсрочную службу и более 30 лет прослужил в сухопутных войсках. Как и многие другие фронтовики, он тоже стал одним из первых прапорщиков Советской армии.
А Яков Михайлович Зингер, в 14-летнем возрасте совершивший побег из гетто и перешедший линию фронта, стал разведчиком.
Его боевой путь отмечен орденом Красной Звезды и медалями. После войны он стал старшиной сверхсрочной службы, а в 1972 году – прапорщиком, затем – старшим прапорщиком.
Служил в Военно-воздушных силах в должности старшины роты, удостоен наград Родины и в мирное время. Он завершил военную службу в 1984 году.
Ну а наиболее известным из фронтовиков, ставших впоследствии прапорщиками Советской армии, стал уроженец деревни Дедино, вошедшей впоследствии в состав Великолукской области Себежского района, Владимир Петрович Миронов.
В годы Великой Отечественной он бил фашистов в составе партизанского отряда, а затем стал красноармейцем. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено за мужество и героизм, проявленные при штурме Кенигсберга.
После Победы служба в Военно-воздушных силах стала делом всей его жизни. Он был единственным прапорщиком Советской армии, удостоенным Золотой Звезды Героя.
Наш замечательный земляк, ставший гордостью родного края и Вооруженных сил, внесший огромный вклад в укрепление боевой готовности ВВС в мирное время и прославивший состав прапорщиков и мичманов, прожил только 51 год. Он ушел из жизни в 1977 году, в период прохождения службы в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище.
А полный кавалер ордена Славы Николай Николаевич Шеремет, прошедший войну разведчиком-наблюдателем в артиллерии, после Победы связал свою жизнь с Военно-морским флотом. В отставку ушел в 1976 году в звании мичмана.
– А какова роль данного состава военнослужащих в Вооруженных силах и иных воинских формированиях современной России?
– Начавшаяся в 2009 году ре-форма Вооруженных сил преду-сматривала постепенную ликвидацию института прапорщиков и мичманов, а также формирование высокопрофессионального корпуса сержантов и старшин контрактной службы. Многие прапорщики были уволены с военной службы либо переведены для дальнейшего ее прохождения на сержантские должности.
Однако жизненные реалии показали необходимость существования и дальнейшего развития в армии и на флоте состава прапорщиков и мичманов.
В дальнейшем соответствующие воинские должности были возвращены в войсковые части и соединения, хотя и с некоторой корректировкой в целях оптимизации. Возобновился и процесс подготовки прапорщиков и мичманов, а также присвоения соответствующих воинских званий, в том числе в аттестационном порядке.
В настоящее время в Вооруженных силах и иных федеральных органах исполнительной власти, в составе которых предусмотрено прохождение военной службы, прапорщики и мичманы – это высококвалифицированные специалисты по многим военно-учетным специальностям.
Действующие штатные расписания предусматривают назначение военнослужащих данного состава на большое количество воинских должностей.
Возросли требования и к образовательному уровню прапорщиков и мичманов. Кроме привычных еще со времен СССР школ прапорщиков и школ техников в ВМФ теперь данная категория военнослужащих проходит подготовку еще и в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на специальных факультетах, а также в учебных военных и военно-морских центрах.
Следует отметить и то, что выпускники военных образовательных учреждений получают не только погоны прапорщика или мичмана по завершении трехлетнего обучения, но и диплом о среднем профессиональном образовании. А окончившие соответствующие образовательные учреждения с четырехлетним сроком обучения – диплом о высшем профессиональном образовании и квалификацию бакалавра.
Прапорщики и мичманы – это не только ближайшие помощники офицерского состава, но еще и непосредственные начальники и наставники для солдат и сержантов.
Они по-прежнему являются кадровыми военнослужащими и обладают достаточно высоким служебным статусом, являясь по своему правовому положению начальниками для солдат, матросов, сержантов и старшин одной с ними воинской части.
Должности, замещаемые прапорщиками и мичманами, можно условно разделить на командные и технические. Боевая готовность всех без исключения частей и кораблей и в наши дни невозможна без обладающих высоким уровнем профессионализма прапорщиков и мичманов, проходящих службу в должностях старшин подразделений и техников, начальников узлов связи и фельдшеров, корабельных и авиационных специалистов.
Можно назвать еще множество должностей, в том числе связанных с обслуживанием новейших образцов военной техники, где военнослужащие данного состава являются людьми не просто востребованными, но и, без всякого преувеличения, незаменимыми. Действующее законодательство не исключает возможностей их профессионального роста.
При наличии требуемого образовательного уровня, опыта военной службы и положительной аттестации они могут быть назначены и на офицерские должности. В дальнейшем не исключена возможность присвоения им воинских званий офицерского состава.
Желающие проходить военную службу в качестве прапорщиков и мичманов могут обратиться в военный комиссариат, где им будет разъяснен дальнейший порядок действий.
– Расскажите о прапорщиках и мичманах – великолучанах, которыми вправе гордиться наш город.
– Престиж военной службы в городе воинской славы Великие Луки был традиционно высоким всегда. Таковым он остается и сейчас. И дело не только в достойном денежном довольствии, а также в реально предоставляемых льготах, гарантиях и компенсациях, которые не предусмотрены для людей гражданских.
На первом месте в выборе профессии защитника Родины всегда была и есть патриотическая составляющая. Многие великолучане не только стали кадровыми военнослужащими, пополнив состав прапорщиков и мичманов, но и проявили мужество и героизм при выполнении воинского долга.
Ветеран боевых действий старший прапорщик в отставке Владимир Иванович Дедушкин выполнял интернациональный долг в Афганистане и удостоен боевых наград.
А ветеран подразделений особого риска старший мичман в отставке Александр Петрович Иванов, посвятивший свою жизнь службе в ВМФ, отмечен боевой наградой за мужество и героизм, проявленные при выполнении служебно-боевых за-дач по обеззараживанию ядерных отходов. Можно назвать и другие имена замечательных сыновей и дочерей великолукской земли, прославивших наши Вооруженные силы и родной город, выполняя воинский долг в воинских званиях состава прапорщиков и мичманов, отличившихся и заслуживших награды Родины, как в боевой обстановке, так и при выполнении повседневных служебных задач в условиях мирного времени.
– Достойно встретив полувековой юбилей, имея огромные заслуги перед Отечеством, прапорщики и мичманы давно продемонстрировали не только жизнеспособность данного состава профессиональных военнослужащих, но и его необходимость, а часто и незаменимость при решении важнейших оборонных задач.
Институт прапорщиков и мичманов в нашей стране имеет огромные перспективы для совершенствования и развития, а обладателей воинских званий данного состава по праву считают и будут считать золотым фондом наших Вооруженных сил.
Те же слова применимы и к их коллегам, проходящим военную службу в составе других федеральных органов исполнительной власти. Нет сомнений и в том, что количество юношей и девушек, желающих пополнить ряды данного состава военнослужащих, в дальнейшем будет только возрастать.
А публикации, посвященные прапорщикам и мичманам, достойно выполнившим и выполняющим воинский долг, и прославившим великолукский край, будут и в дальнейшем появляться на страницах нашей газеты.
М. Гарбер