Абонентный отдел МП «Водоканал» города Великие Луки – это, пожалуй, единственное подразделение в этой организации, в обязанности которого входит взаимодействие с потребителями. В абонентный отдел МП «Водоканал» г. Великие Луки граждане могут обращаться по вопросам заключения или переоформления договоров холодного водоснабжения и водоотведения, установки и опломбировки приборов учета воды, а также задать вопросы специалисту о порядке начисления платы и получить консультацию.
На все вопросы о работе абонентного отдела читателям нашей газеты расскажет начальник отдела Ольга Сенигова.
– В настоящее время очень актуальна тема учета коммунальных услуг. С какими вопросами к вам обращаются чаще всего?
– Граждане все чаще обращаются с вопросами, как установить прибор учета в квартире, если по каким-то причинам раньше не стояли водосчетчики (как правило, это дома, построенные в СССР), либо заменить неисправный прибор учета, чтобы в дальнейшем оплачивать коммунальные услуги фактически потребленные, а не начисленные расчетным способом.
Использование в квартире приборов учета холодной и горячей воды выгодно собственнику и помогает экономить на коммунальных услугах. Если водомеры не установлены, приходится платить по нормативам потребления коммунальных услуг, которые значительно превышают реальный расход.
Срок службы счетчиков обычно в среднем составляет 12 лет, устанавливается их производителями и указывается в техническом паспорте прибора учета. Это означает, что по окончании указанного периода прибор должен быть заменен. Потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его замену, сообщить управляющей компании или в ресурсоснабжающую организацию текущие показания счетчика и принять меры по ремонту или замене.
Замена может потребоваться, если оборудование не прошло очередную проверку или сломалось. Например, стрелка перестала вращаться, когда из крана течёт вода, или расход по прибору резко увеличился, хотя привычки жильцов не изменились. Если стекло запотело, это призрак нарушения герметичности прибора, и его тоже нужно менять.
Неисправности могут зависеть как от качества сборки счетчика, так и от правильного или неправильного его монтажа, то есть установки. Также может повлиять окружающая среда: наличие агрессивных химикатов или слишком высоких/низких температур снижает срок службы прибора и увеличивает риск появления неисправностей.
Действующее законодательство устанавливает обязанность потребителя коммунальных услуг следить за эксплуатацией и сохранностью приборов учета воды, а также его ответственность за нарушение целостности пломб и несанкционированное вмешательство в работу приборов учета.
Таким образом заменить прибор учета нужно в трех случаях:
– непрохождение очередной поверки;
– неисправности прибора учета, которые нельзя устранить;
– истечение срока службы.
– Как заменить счетчики воды?
– Алгоритм действий при замене счетчиков следующий:
1. Вы должны купить счетчик. Разброс цен на водосчетчики велик. В начале 2025 года стоимость самого дешевого счетчика воды Sanext КВУ составляет от 595 руб.
2. Известить свою управляющую компанию (ТСЖ, ЖСК), владельцы частных домов – «Водоканал» о выходе прибора учета из строя. Уведомить о неисправности счетчика воды можно по-разному, в том числе по телефону, на адрес электронной почты и так далее. Далее старый счетчик демонтируют после визита представителя ресурсоснабжающей организации или управляющей компании на основании выданного предписания, в котором отражается информация о последних показаниях, номере прибора и состоянии пломбы.

– Сколько стоит замена счетчика?
– Ни один нормативный акт не регулирует стоимость замены счётчиков воды. Она зависит от себестоимости производства работ, цены материалов и самого счетчика той или иной организации. В среднем по России сама замена счетчика без учета прибора может стоить около 1,5 тыс. рублей. Совершенно бесплатно заменить счетчик не получится: в любом случае нужно будет оплатить сам прибор. Но есть некоторые процедуры, на которых можно сэкономить:
Демонтаж старого счетчика и установка нового. Вы можете сделать это сами, не вызывая сантехника.
Для замены счетчика воды своими силами надо сделать следующее:
– уведомить управляющую компанию о предстоящей замене счетчика и обговорить время прибытия к вам специалиста для снятия пломб, составления акта о замене счетчика и временного перекрытия воды;
– самостоятельно провести работы по замене счетчика – это может сделать как сам собственник, так и нанятый специалист;
– вновь вызвать представителя управляющей компании для опломбирования счетчика.
Пломбировку прибора учета по закону управляющая компания и ресурсоснабжающая организация должны делать бесплатно. Далее представителями УК либо РСО составляется акт ввода в эксплуатацию прибора учета с целью дальнейшей постановки счетчика на учет, при этом собственник должен представить технический паспорт, в котором есть основная информация о приборе.
После этой процедуры счетчик будет считаться введенным в эксплуатацию.
Акт – это основание для возобновления расчетов за коммунальные услуги, исходя из показаний водосчетчика начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода устройства в эксплуатацию.
Поверка счетчиков воды – это измерения, проводимые на предмет соответствия работы счетчиков установленным метрологическим нормативам. Во время поверки определяется, правильно ли работают приборы по параметрам учета, нет ли повреждений корпуса и вскрытия пломбы.
Поверку счетчиков может делать только аккредитованная на выполнение таких действий организация, так как специалист, проводящий поверку прибора учета, должен внести данные об этом в реестр ФГИС «Аршин». Если у компании нет аккредитации, он не сможет это сделать, а значит, вы заплатили за услугу зря. Поэтому нужно тщательно подходить к выбору организации. Межповерочный интервал – это, как правило, 6 лет на счетчики холодной воды и 4 года на счетчики горячей воды. Он указан в техническом паспорте изделия. Прямого указания о том, заменять счетчик или проводить поверку, в законе нет, жильцы сами выбирают, какой способ им подходит больше.
Федеральный закон устанавливает обязанность производить поверку счетчиков, а все расходы и ответственность за контроль этих сроков лежат на плечах владельцев помещения. Замена счетчика осуществляется только в двух случаях – истек срок годности прибора или он сломался. А пока прибор работает, то и менять его ни к чему.
Проверить внесение информации о поверке счетчика воды можно следующим образом:
Фирма, которая делает поверку, должна в течение 40 рабочих дней внести информацию о поверке в электронную базу Росстандарта. Найти информацию о поверке своего счетчика можно по номеру прибора.
В 2022 году Верховный суд отменил обязанность потребителей направлять копии документов о поверке управляющей компании – она должна получать данные о поверке из информационной системы Росстандарта. Но чтобы ускорить процесс, мы рекомендуем нашим потребителям отправить управляющей компании электронное письмо, приложив фотографии документов о произведенной поверке.
Если спустя 40 дней в квитанции за ЖКУ и в личном кабинете ГИС ЖКХ появится новая дата поверки – все сделано правильно.
– Что будет, если не провести поверку счетчиков?
– Платить по счетчику выгоднее. Однако есть случаи, когда, например, квартиру, в которой официально зарегистрирован один человек, снимает семья из трех. И у них по счетчику получается больше затрат, поэтому им выгоднее платить по нормативу. Они перестают подавать показания. Но все не так просто.
Если вовремя не подавать показания, то:
– в последующие три месяца плату начислят, исходя из средних значений за последние полгода;
– через 3 месяца плату будут рассчитывать по нормативу потребления воды;
– для квартир, где счетчик в принципе возможно установить, но жители им не пользуются, местные власти могут ввести повышающий коэффициент. В нашем регионе норматив в этом случае увеличивается в 1,5 раза. Не применяется повышающий коэффициент для квартир, где установка прибора учета невозможна из-за каких-то технических сложностей, например в общежитиях.
Кроме того, в квартиру могут нагрянуть с проверкой представители управляющей компании или полиции. И если они докажут, что жильцов в квартире больше, чем зарегистрировано, у хозяина могут возникнуть проблемы с полицией, а плату ему пересчитают. Экономия перестает быть явной.
Беседовала Светлана Иванова

Мы напоминаем, что с 20 по 25 число каждого месяца – период передачи показаний счетчиков: ХВС и ГВС. Жителям многоквартирных домов сделать это можно следующими способами:
– по электронной почте: erkc-schetchik@mart.ru;
– в группе «ВКонтакте» (vk.com/erkc_vl) в сообщении;
– указать в специальном «окошке» при оплате через банковские онлайн-сервисы либо проставить в квитанции (в нижней части) при оплате в пунктах приема ООО «ЕРКЦ г. Великие Луки»;
– листок с данными (адрес и показания) можно опустить в ящики зеленого цвета, расположенные во всех пунктах приема ООО «ЕРКЦ г. Великие Луки»;
– по номерам телефонов:
3-04-15 – УК «Центр города»
3-50-78 – УК «Город на Ловати»
3-25-25 – УК «Заречный район»
3-45-38 – «Радист», УО «Радист», «ПЖСК № 6»
5-60-78 – УК «Новый микрорайон», «ВЖТО»
Жители частного сектора нашего города могут передавать показания:
– в нашей группе «ВКонтакте» (https://vk.com/vodokanal_velikieluki) в сообщениях группы;
– по телефонам: (81153)7-88-90 (доб.1), 7-88-95;
– по электронной почте: vodokanal-vl.abon@yandex.ru;
– через мобильное приложение или сайт «Сбербанк-онлайн»;
– через кассы ООО «ЕРКЦ г. Великие Луки», заполнив бланк квитанции с указанием показаний самостоятельно.
Обращаем внимание, что даже в случае отсутствия расхода воды жителям необходимо ежемесячно передавать показания водосчетчиков, и тогда никаких «лишних» начислений производиться не будет.