Абсолютное большинство сограждан считает, что капитаны судов, как и представители других флотских профессий, трудятся только в городах, где есть морские и речные порты. Казалось бы, в нашем городе, где судоходство по Ловати осуществлялось лишь эпизодически, да и то прекращено очень давно, востребованность моряков и речников, в том числе капитанов, исключается полностью. И все же это не совсем так. Во время состоявшегося 20 сентября нынешнего года рабочего визита в инспекторское отделение № 2 Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Псковской области, расположенное в нашем городе на острове Дятлинка, автору довелось познакомиться с капитаном (старшим мотористом-рулевым) патрульного катера Максимом Сергеевичем Антиповым.
Он окончил великолукскую среднюю школу № 7, а затем профтехучилище № 16, где получил профессии слесаря по ремонту автомобилей и сварщика. В дальнейшем выучился и на водителя автомототранспортных средств.
Добросовестно трудился водителем и автослесарем в различных организациях города. Техникой он увлекался с детства. Интерес в водному транспорту и водным магистралям у Максима возник в юности. Он не только самостоятельно изучал различные отраслевые дисциплины, но и стал судоводителем маломерных судов. В 2022 году началась его трудовая деятельность в ГИМС.
Пройдя обучение на ведомственных курсах повышения квалификации, приступил он к выполнению служебных обязанностей в должности капитана (старшего моториста-рулевого) патрульного катера, в соответствии с присвоенной квалификацией. Работа в ГИМС пришлась ему по душе.
Будучи человеком трудолюбивым, целеустремленным и технически грамотным, Максим Сергеевич в кратчайший срок освоил все возложенные на него должностные обязанности. Среди них – техническое обслуживание патрульного катера и судового двигателя, поддержание всех трех плавсредств подразделения в состоянии постоянной готовности, участие в рейдовых мероприятиях на водных объектах, обеспечение безопасности инспекторской группы, контроль за наличием и исправностью бортового спасательного оборудования, при необходимости – участие в мероприятиях по устранению последствий чрезвычайных ситуаций.
Большой объем работы приходится выполнять на берегу. Требования к качеству их выполнения очень серьезные. Ведь надлежащее проведение любого рейда и выполнение иных задач, связанных с использованием патрульного катера и других маломерных судов, требует их нахождения в безукоризненном техническом состоянии.
В межнавигационный период в обязанности капитана ГИМС входит проведение работ по обеспечению зимней консервации и хранения патрульного катера и других плавсредств подразделения, а также участие в проводимых с использованием квадроцикла рейдовых мероприятиях не только в акватории Ловати, но и на других водных объектах, расположенных на территории, входящей в зону обслуживания инспекторского отделения.
В зимний период водоемы представляют ничуть не меньшую опасность, чем в теплое время года. Сотрудникам ГИМС в это время приходится предотвращать бесконтрольное перемещение граждан по льду в запрещенные для этого периоды, поскольку безответственное поведение может повлечь трагические последствия.
В зоне обслуживания подразделения находятся водные объекты, расположенные не только в нашем городе, но также и в Великолукском, Куньинском, Невельском, Усвятском, Новосокольническом, Пустошкинском и Бежаницком районах. Надлежащий охват по всем направлениям деятельности ГИМС территории восьми муниципальных образований требует не только работы с полной отдачей, но и грамотного планирования всех проводимых мероприятий. И это требование распространяется на всех сотрудников, включая капитана. Надлежащее выполнение должностных обязанностей подразумевает постоянное взаимодействие не только с инспекторским составом ГИМС, но и с должностными лицами администраций муниципальных образований, инспекции рыбоохраны, органов внутренних дел, сотрудниками поисково-спасательного отряда и общественными инспекторами ВОСВОД, в зависимости от того, какие служебные задачи предстоит выполнять.
Максим Сергеевич отмечает, что работа капитана ГИМС не только интересная, но и требует нестандартного подхода, в том числе при подготовке к каждому из проводимых мероприятий, связанных с выходом на воду. Ведь водные объекты отличаются друг от друга не только площадью водной глади, но и иными гидрологическими характеристиками.
Кроме того, иногда судоводители, допустившие различные нарушения действующего законодательства при эксплуатации маломерных судов, пытаются скрыться, увидев патрульный катер. Решение о преследовании должно в подобных ситуациях приниматься мгновенно, и тут капитан должен принять все меры не только для выполнения задачи, но и для обеспечения безопасности всех участников рейдовой группы, находящихся на борту.
Без высокого уровня профессионализма и чувства ответственности здесь тоже не обойтись никак. За время работы в ГИМС, М.С. Антипову неоднократно приходилось принимать участие в различных учениях, проводимых ГУ МЧС России по Псковской области, в ходе которых, как и другие сотрудники, он показал высокий уровень профессиональной подготовки при выполнении учебных задач по ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций.
Без отрыва от работы Максим Сергеевич обучается на транспортно-технологическом факультете Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. Он и в дальнейшем желает продолжать профессиональную самореализацию в ГИМС.
После получения диплома инженера задумается и о профессиональном росте на избранной стезе. Считает, что постоянное повышение профессионального уровня является неотъемлемым условием для успешной работы, и знания необходимо совершенствовать не только в части судоводительских и технических навыков, но и путем непрерывного изучения дисциплин, касающихся эксплуатации внутренних водных путей, а также комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Специфика выполняемых задач такова, что в повседневной служебной деятельности преобладает не столько романтика водных магистралей, сколько напряженная и ответственная работа. И к этой работе надо относиться с любовью, без которой невозможно не только достижение успехов, но и качественное выполнение служебных обязанностей.
В трудовом коллективе Максим Сергеевич пользуется заслуженным авторитетом. Сослуживцы отзываются о нем как о человеке, обладающем прекрасными деловыми и личностными качествами, позволяющими успешно справляться со своими служебными обязанностями.
Во время визита в инспекторское отделение ГИМС автору довелось увидеть, как единственный в нашем городе человек, занимающий должность капитана (старшего моториста-рулевого) патрульного катера, выполнял работы по техническому обслуживанию вверенной ему техники, и убедиться в том, что проводились эти работы не только в соответствии с предъявляемыми требованиями, но и с любовью к своему делу.
Несмотря на то, что на календаре уже третья декада сентября, движение маломерных судов по водным объектам, входящим в зону обслуживания подразделения, еще продолжается, а значит, и рейдовые мероприятия ГИМС в нынешнем навигационном периоде не завершены.
Будни великолукского капитана проходят в привычном ритме, и ни о каком щадящем режиме работы речи быть не может. Остается лишь пожелать М.С. Антипову, как и всему коллективу инспекторского отделения № 2 Центра ГИМС ГУ МЧС России по Псковской области, здоровья и дальнейших успехов в выполнении служебных обязанностей.
М. Гарбер