«Рубежу» 25 лет. Дата, значимая не столько своей величиной, сколько насыщенностью событиями и значимостью для становления в Великих Луках полноценного литературного процесса.
Изначально речь шла не просто о каком-то объединении пишущих, но именно о динамичном структурном рывке, о правильных акцентах и последовательной литературной политике. То есть во главу угла ставилась не мечта о напечатании, а работа по созданию таких произведений, которые не могут не быть напечатанными.
Принцип «Рубежа»: представьте себе общий концерт, где выступают Пушкин, Есенин, Рубцов, и представьте – готовы ли выйти читать вслед за ними. Если готовы, значит, готовьтесь к тому, чтобы стать еще лучше. А мечтать о своей фамилии, напечатанной в местной газете, – это и не мечта вовсе.
Литературно-художественная творческая группа «Рубеж» была создана в 1995 году. Ее отцами-основателями стали Андрей Канавщиков, Александр Юринов, Евгений Невский, Александр Никифоров и фотограф Александр Никулин.
Первым публичным выступлением стал вечер в 1996 году, посвященный Велимиру Хлебникову. Он прошел в центре внешкольной работы, бывшем Доме учителя. Имя Хлебникова рассматривалось ключевым в концепции объединения, поскольку ставило вопрос о единстве и гармоничности жизни и творчества. Насколько поэт может идти вразрез с собственным творчеством? Есть ли перспектива у такого творчества, если автор рассматривает его отдельно от своей судьбы, считая простым хобби по составлению слов в столбик?
Вслед за Хлебниковым «Рубеж» утверждал, что если за творчеством нет судьбы, то неизбежно выхолащивается и творчество. Превращаясь в синтетический слепок с жизни, не более того.
Уже в 1997 году к деятельности «Рубежа» активно подключились Татьяна Лапко и Пётр Румянцев. Следует отметить важную роль в выстраивании единого литературного пространства почетных членов «Рубежа» Владимира Рыбинского (Тула), Сергея Шмелёва (Рига), Михаила Ильюшонка (Андреаполь), Юрия Беликова (Пермь)…
Участники объединения и сами много ездили с выступлениями, с выставками картин, и гостей часто принимали. От выступления в читальном зале районной библиотеки тверского Андреаполя до совместного выступления в Центральном Доме журналиста с народным артистом России Михаилом Ножкиным. Только в Великих Луках «Рубеж» выступал и в Центре эстетического воспитания, и в городском парке культуры и отдыха, и в общежитии железнодорожного техникума…
Без преувеличения, событиями в литературной жизни города и региона становились встречи с блестящим мастером русского верлибра Алексеем Масловым (Псков), признанным классиком авангарда, человеком, заставшим Алексея Кручёных, – Дмитрием Авалиани (Москва), редактором книги «Зеленые цветы» Николая Рубцова, ярчайшим лириком Валентином Ермаковым (Обнинск), студентом Литинститута Артуром Пунте (Рига)…
Выпущен целый ряд альманахов, сборников и авторских книг. Самые заметные: это – псковско-великолукские проекты «Встречный ветер», «Натянутая тетива», «Другая традиция», это – альманахи «Из варяг в греки», это – участие в антологиях «Нестоличная литература», «Очень короткие тексты» и др.
Изначально «Рубеж» позиционировал себя не как некое местное сообщество, но неотъемлемую часть общего пласта русской литературы. Исходя из этого появились поэтические циклы вечеров «Русский поэтический авангард». Не потому, что целенаправленно пропагандировался авангард, а потому, что для формулирования собственной точки зрения необходимо знание. Рассматривались творчество и художественные концепции Алексея Кручёных, Елены Гуро, Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, а также творчество авторов Русского Зарубежья Ивана Савина и Бориса Поплавского.
В сотрудничестве с Всероссийским клубом ценителей русского палиндрома «Амфирифма» сложилась Великолукская школа современного литературного палиндрома, а Андрей Канавщиков стал автором предисловия к московской «Антологии русского палиндрома ХХ века».
За эти годы сложилась целостная система организационной работы с новыми и молодыми авторами. Опубликованы коллективные подборки в журналах «Острова» (Воронеж), «Наш современник», газете «Псковская правда». По представлению «Рубежа» историк Дарья Тимошенко (Москва) стала лауреатом премии Администрации Псковской области за книгу «Оставшийся на поле боя».
Определена и система поощрений. В этом ряду – Всероссийская литературная премия им. Велимира III и орден Крест Поэта. Среди награжденных орденом – город Великие Луки, центральная городская библиотека им. М. И. Семевского. При этом определена специальная символика и цветовая – желто-бело-красная – гамма. Печати и плакаты «Рубежа» изготовил Пётр Румянцев, обложку альманаха «Рубеж» – Александр Никифоров.
В 2002 году в рамках проекта «Единство в многообразии» усилиями Владимира Павлова была открыта первая в России памятная доска Фёдору Сологубу. Общество «Знание» России помогло с выпуском сборника «Творческая группа «Рубеж»: справочные и теоретические материалы».
Самое главное в деятельности «Рубежа» – установка на непрерывное движение, на постоянное самосовершенствование. Нужно не казаться писателями и поэтами, а быть ими. Не всегда и не всем эта планка оказывается по силам, но «Рубеж» принципиально открыт и предоставляет своим членам максимальную инициативу.
В конце концов, время все расставит по своим местам, и каждый должен иметь шанс на поступок. В том числе шанс на ошибку.
Когда «Рубеж» только появился на свет, кто-то в него верил, кто-то не верил. Кто-то помогал, кто-то откровенно вредил. Кто-то шел свой путь до конца, а кто-то сходил с дистанции. Сейчас очевидно: «Рубеж» занял собственное место в литературном процессе региона и России, у него есть имя, есть состоявшиеся авторы с заметными публикациями и книгами, есть, наконец, своя судьба.
С этим и хочется всех пишущих поздравить. «Рубеж» в меру сил и возможностей не дает никому закиснуть и увязнуть в провинциальной трясине. Тем и сильны, на том и стоим! Чтобы, конечно, идти дальше!
А. КАНАВЩИКОВ,
председатель ЛХТГ «Рубеж»