Листая страницы героической летописи Великой Победы советского народа над фашистской Германией, невозможно не обратить внимание на огромный вклад детей и подростков нашего региона в разгром коричневой чумы.
Война застала мальчика из рабочей семьи одиннадцатилетнего Мишу Оршанко в родном Невеле. К тому времени он успел окончить 4 класса. Отец семейства умер еще до войны, старший брат ушел на фронт в ее первые дни, сестра со своими детьми успела эвакуироваться в тыл. А Миша с мамой остался в родном городе.
Уже 15 июля 1941 года фашисты вошли в Невель. Мальчику и его маме довелось пережить все ужасы принесенного гитлеровцами «нового порядка». Уже во время наступления наших войск дом семьи Оршанко, находившийся вблизи передовой, сгорел в результате артобстрела. Мама мальчика получила тяжелейшие ожоги и оказалась в госпитале, поскольку больницы в Невеле тогда не было.
В только что освобожденном от немцев городе, голодный, оборванный и оставшийся без крова Миша повстречал майора Павлова. Услышав рассказ мальчика о страданиях, выпавших на его долю во время оккупации, офицер принял решение зачислить Мишу воспитанником в войсковую часть, стоявшую тогда в лесу под Невелем.
Так началась служба тогда еще не достигшего 14-летнего возраста Миши в 150-м отдельном дорожно-эксплуатационном батальоне. Поначалу он постоянно находился рядом с майором Павловым и выполнял обязанности посыльного при штабе. Вскоре батальон был переброшен в район Витебска. Там майор Павлов погиб, подорвавшись на мине. После этого Миша был направлен в распоряжение командира автомобильного взвода.
Вначале он помогал водителям и бойцам в выполнении различных работ, включая погрузку боеприпасов. А затем, приобретя навыки вождения, сел за руль автомашины. Доставляя на полуторке боеприпасы, нередко оказывался в зоне артиллерийских обстрелов и бомбовых ударов противника. Участвуя в ожесточенных боях на территории Белоруссии и Литвы, батальон вошел в Восточную Пруссию. Там в районе Гумбинена (ныне г. Гусев) уже в начале 1945 года наши войска оказались в кольце войск противника, и вновь были ожесточенные бои по прорыву окружения.
Оттуда Миша вывозил раненых в полевой госпиталь. А потом был штурм Кенигсберга, в ходе которого личный состав батальона, включая 15-летнего воспитанника Мишу Оршанко, проявил мужество и героизм при выполнении боевых задач. Здесь для него война и закончилась. Он всегда вспоминал о том, насколько теплым было к нему отношение со стороны бойцов и командиров на протяжении всего боевого пути.
Но при этом для Миши не делали никаких поблажек, невзирая на юный возраст. Кроме участия в выполнении боевых задач, нес он службу и в составе суточного наряда, и в составе караула, выполнял рззличные поручения командования по обеспечению боеготовности части.
Служба для воспитанника войсковой части Михаила Оршанко завершилась осенью 1945 года. А вскоре после демобилизации ему исполнилось 16 лет. Мужественный и скромный труженик войны, он и в гражданской жизни не искал легких путей. Решив остаться в Кенигсберге, ставшем впоследствии Калининградом, юный герой вначале участвовал в восстановлении разрушенных городских хлебозаводов. Окончив вечернюю школу, он поступил в техникум, по окончании которого получил диплом техника-электрика.
А затем было много лет работы на производстве. Начинал электриком, потом стал мастером, а впоследствии – главным энергетиком. Будучи активным участником ветеранского движения, внес свой вклад в создание монумента 1200 гвардейцам в Калининграде.
Участвовал в проведении различных мероприятий патриотической направленности. Михаил Семёнович Оршанко награжден медалями «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», а также юбилейными медалями. А вот орден Отечественной войны 2-й степени ему был вручен только в 2016 году.
По непонятной причине Михаил Семёнович не был своевременно представлен к награждению, которое должно было состояться еще в 1985 году. Вот так сложилась судьба у дожившего до наших дней юного героя войны, родившегося в Невеле, впоследствии вошедшем в Великолукскую область, и прошедшего великий солдатский путь от родного города до Кенигсберга. Вне всяких сомнений, этот замечательный человек, внесший достойный вклад не только в разгром фашизма, но и в послевоенное восстановление народного хозяйства нашей страны, достоин почестей и славы.
М. Гарбер