Подводя итоги 2020 года, директор Единого расчетно-кассового центра Е. В. Берестова подчеркнула, что работать пришлось в очень непростых условиях. Пандемия коронавируса, которая внесла изменения во всю нашу жизнь, заставила изменить подходы и к деятельности организаций, которые ежедневно посещают большое количество людей. На первый план при этом вышла забота о безопасности посетителей и самого коллектива ЕРКЦ.
Тем не менее год оказался достаточно успешным. Поступления платежей от населения снизились незначительно. За год общий сбор, с учетом оплаты текущих месяцев и долгов, составил 97,1 процента (обычно уровень поступлений держится около 98-99 процентов). «Мы ожидали, что из-за пандемии средств поступит несколько меньше, но платежи от населения поступали достаточно активно», – заметила директор ЕРКЦ. И здесь Е. В. Берестова выражает особую благодарность великолучанам, которые даже в такое сложное время помнили о необходимости вовремя платить за услуги ЖКХ.
При этом количество должников все еще остается значительным. Так, средний сбор за текущий месяц остается на уровне 87 процентов. То есть ежемесячно недоплата за услуги ЖКХ составляет более 10 процентов, а это значит, что необходимые для нормальной работы и качественного оказания услуг средства каждый месяц недополучают предприятия, поставляющие в дома великолучан воду, тепло, а также управляющие организации, которые затем вынуждены заниматься претензионной работой с должниками.
Рассчитались с долгами
2021 год начался с традиционной акции «В Новый год — без долгов». Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании совместно с ЕРКЦ предоставили жителям города возможность погасить задолженность по коммунальным платежам без учета пени. В этом году такой возможностью рассчитаться со своими долгами по оплате ЖКУ и при этом не платить пени воспользовались собственники и наниматели по 263 лицевым счетам. В итоге общая сумма списанных пени составила 2,1 млн рублей.
Проведение этой традиционной акции было особенно важно, потому что мораторий на начисление пени закончился. Приостановка начисления штрафов при задолженности по платежам за услуги, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 424 от 2 апреля 2020 года, действовала только до января 2021 года. Поэтому с 6 апреля по декабрь 2020 года включительно при начислении платежей ЕРКЦ не насчитывал дополнительные пени. «Если у кого-то пени сложились до этого момента, то они остались в этом же размере и не увеличились. При этом важно понять, что их никто не списал, – напомнила директор ЕРКЦ Е. В. Берестова. – В постановлении не говорилось о том, что штрафные санкции, которые были начислены ранее, спишутся. Этот документ предполагал лишь приостановку начисления пени в этот трудный период, когда у некоторых могли возникнуть финансовые сложности».
Теперь срок, на который было приостановлено взыскание штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, истек. Если у должника уже была задолженность, возникшая до 6 апреля 2020 года, то пени начали снова начисляться уже с 1 января нынешнего года. Если же долг возник во время действия моратория, то пени начислят только через 31 день, то есть с 1 февраля 2021 года. Возобновление начисления пени должники уже заметят в своих квитанциях.
Давайте разберем, как это выглядит. К примеру, на 1 апреля 2020 года у человека имелась задолженность в сумме 10 тыс. рублей и плюс 1 тыс. рублей пени. Если этот гражданин продолжал не платить за услуги, то увеличивалась только основная задолженность, а пени по-прежнему оставались в сумме 1 тысяча рублей. Если с 1 января 2021 года человек продолжает не платить, то пени будут начислены на всю сумму возросшей задолженности. В таком случае увеличение размера пени будет отражено в квитанции, уже начиная с февраля 2021 года.
Чем морознее, тем больше сумма платежа
С января 2021 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги остались прежними. Увеличилась лишь оплата за капремонт.
Не изменилась и система расчета платежей. В то же время многие жители города заметили в своих квитанциях увеличившиеся суммы за тепло. Вопрос, почему это происходит, великолучане традиционно задают в период сильных морозов.
Директор ЕРКЦ напомнила, что такое происходит каждый год, когда температура воздуха за окном значительно понижается и держится долгое время. Дело не в повышении тарифов, но если месяц был намного холоднее, чем обычно, значит, за отопление придется оплатить больше. Это касается лишь жителей тех домов, где стоят общедомовые счетчики на тепловую энергию.
«В отопительный сезон плата возрастает, но при этом нужно учесть, что за отопление жители домов, где установлены приборы учета на тепло, платят только семь месяцев в году. Оставшиеся пять месяцев в графе «Отопление» стоит прочерк», – просит обратить внимание Е. В. Берестова. То есть с мая по сентябрь включительно они не платят за отопление.
«Пока в домах не стояли общедомовые приборы учета, население вносило плату за тепло круглогодично. В квитанциях, в графе «Отопление», в течение всех 12 месяцев содержалась одна и та же сумма, которая менялась только при изменении тарифа на тепло. Этот круглогодичный норматив, который предполагал 1/12 часть всей суммы оплаты за тепло, умножался на стоимость 1 Гкал (в размере, утвержденном на конкретный период времени) и на площадь квартиры. И платили мы одинаково каждый месяц, невзирая, морозы за окном или же «плюс», – пояснила Екатерина Владимировна.
После установки общедомового прибора учета за тепло приходится платить только семь месяцев, то есть отопительный сезон. Счетчик фиксирует количество потребленной теплоэнергии в конкретном доме, и за это количество, которое распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями, жильцы и вносят плату. Здесь следует учесть только одно. Чтобы в квартирах многоэтажных домов было по-прежнему тепло и уютно даже в сильные морозы, теплоэнергии понадобится больше, чем, например, в осенние дни. Котельные используют больше ресурсов на отопление наших квартир. Это и отразится на количестве зафиксированных в квитанции Гкал. Конечно, это не значит, что в квартире должно быть теплее, чем было до этого: температура будет такой же, как и прежде, но для ее поддержания понадобится больше теплоэнергии. Поэтому так значительно и разнятся суммы за тепло в разные месяцы: все зависит от температуры за окном. В этом году январь и февраль оказались по-настоящему зимними, с сильными морозами. Это и отражается в наших платежных документах. Как только морозы спадут, в квитанциях за последующие месяцы суммы за отопление будут ниже.
Внимание! Новый размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, действующий с 1 января 2021 года
Постановление Администрации Псковской области | Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах | Размер взноса в месяц |
От 05.10.2020г №358 | Для помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения – в домах без лифта | 7,36 руб/кв.м. |
Для помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения – в домах с лифтом | 8,58руб/кв.м. |
Сайт МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки»: www.erkc-vl.ru
Адрес электронной почты для обращений: erkc@mart.ru
Группа «В контакте»: https://vk.com/erkc_vl
При этом Е. В. Берестова отметила, что тепловые счетчики стоят еще не во всех многоквартирных домах города. Там, где этих приборов нет, жильцы по-прежнему платят за отопление все 12 месяцев в году. И на их платежах не отражается, потеплело за окном или нет.
Оперативный диалог
Задать свои вопросы жители города теперь имеют возможность в специально созданной в «ВК» группе ЕРКЦ: https://vk.com /erkc_vl Этим великолучане стали активно пользоваться. Многие задают вопросы по начислениям, на них сотрудники ЕРКЦ оперативно дают ответы. Пользователи соцсетей благодарны за такой оперативный диалог.
«Если раньше люди звонили нам по телефону, а это не всегда удобно, то теперь они направляют нам свои вопросы и быстро получают на них ответы, – подчеркнула Е. В. Берестова. – Кроме этого, там же удобно передать показания своих счетчиков. Приятно слышать в ответ благодарность, и мы понимаем, что таким образом жители города легко и быстро решают свои проблемы».
Также Е. В. Берестова рассказала, что в связи с действием ограничительных мер увеличилось количество обращений посредством электронной почты. Например, отработан обмен информацией в части временного выбытия, пользуются великолучане бесконтактными способами общения и по другим вопросам.
Активно пользуются жители города электронными сервисами и для внесения платежей. Таким образом поступает в пределах 50 процентов оплаты за услуги ЖКХ. В то же время вторую половину платежей великолучане вносят, лично приходя в пункты ЕРКЦ.
За обеспечением санитарной безопасности в этих пунктах установлен особый контроль. Несмотря не некоторое послабление ограничительных мер, посетителей просят по-прежнему пользоваться масками. В пунктах приема регулярно проводится антивирусная обработка, проветривание. В помещениях находятся санитайзеры.
Некоторое время не было свободного доступа в бухгалтерию главного офиса ЕРКЦ. Бухгалтер сам выходил к посетителям. Теперь бухгалтерию можно посетить лично, но с соблюдением всех предписанных норм. Маска и дистанция по-прежнему обязательны.
Для бесконтактной оплаты
Директор ЕРКЦ вновь напомнила, как можно внести квартплату через онлайн-сервисы. Платежи за услуги ЖКХ через интернет принимаются у владельцев карт Сбербанка, банка ВТБ, «Почта-банка», причем оплатить за жилье и коммуналку можно не только через банкоматы, но также используя мобильное приложение. Владельцам современных смартфонов даже набирать ничего не придется, достаточно просто считать QR-код на лицевой стороне квитанции.
Пользователи приложения для мобильных телефонов могут подключить такую услугу, как «Автоплатеж ЖКХ», когда ежемесячно с банковской карты будет автоматически списываться начисленный платеж за ЖКУ.
Также еще несколько лет назад ЕРКЦ заключил договор с небанковской кредитной организацией, и платежи за ЖКУ можно совершать при помощи сети Интернет через безопасный платежный сервис – «ВсеПлатежи» или vp.ru.
Оплатить по квитанции можно и через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Е.В. Берестова пояснила, что практически на каждом едином платежном документе, помимо номера лицевого счета, имеется идентификационный номер ГИС ЖКХ. По нему в этой информационной системе каждый может найти свой лицевой счет.
Информацию обо всех способах оплаты за услуги ЖКХ можно найти на обороте каждой квитанции, а также на сайте ЕРКЦ. Там же имеются и подробные разъяснения о том, каким образом можно передать показания счетчиков для расчетов суммы оплаты за коммунальные услуги. Сделать это тоже можно бесконтактным способом. Это не сложно, тем более что есть несколько вариантов передачи этих данных. Но нужно помнить, что делать это необходимо ежемесячно.
На оборотной стороне каждой основной квитанции на оплату ЖКУ имеется подробная информация о том, по каким телефонам можно сообщить показания счетчиков. Позвонить бухгалтерам необходимо с 20 по 25 число каждого месяца.
Е. В. Берестова добавила, что ни один пункт ЕРКЦ не закрыт в связи с распространением коронавируса. Все они работают в своем обычном режиме и не перешли на дистанционное общение с населением.
«Наша главная цель – обезопасить и себя, и наших посетителей», – подчеркнула Екатерина Владимировна. Поэтому во всех пунктах особое внимание обращают на соблюдение всех мер профилактики. Производится влажная уборка и дезинфекция помещений, постоянно протираются стойки и окошки, за которыми работники общаются с населением и принимают платежи. Все кассиры снабжены дезинфицирующими средствами для обеззараживания рук и рабочего места. Соблюдать меры предосторожности просят и всех великолучан, которые лично приходят в пункты ЕРКЦ, чтобы внести платежи за услуги ЖКХ.
Мария Озерова