Вывод техники на старт, 1963 г.
Праздничные даты для планеристов
На этой неделе планеристы и ветераны планерного спорта Великих Лук отметили сразу несколько дат. Во-первых, 1 ноября 1923 г. в Крыму в Коктебеле торжественно открылся I Всесоюзный слет планеристов, где были установлены несколько рекордов продолжительности и высоты полета. В этот день все причастные отмечают с тех пор День планериста.
Во-вторых, 2 ноября 1994 года в нашей стране была учреждена Федерация планерного спорта России. Это – вторая торжественная дата и так называемый День планериста – 2.
Ветеран ДОСААФ, летчик-инструктор-планерист, заместитель председателя городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов В.И. АЛЕКСЕЕВ рассказывает:
– Подлинный расцвет в нашей стране планеризм получил при советской власти. Советское правительство организовало пропаганду идей полетов без двигателя и привития интереса к планеризму среди молодежи.
Первыми конструкторами планеров были К.К. Арцеулов, Б.И. Черановский, В.С. Пышнов, их планеры при испытании показали хорошую летучесть, устойчивость и управляемость. Можно смело утверждать, что массовое развитие авиационного спорта у нас в стране началось с планеризма.
Для того, чтобы учить молодежь летать на планере, в 1931 году в Коктебеле была открыта Высшая летно-планерная школа, воспитавшая подлинных мастеров планерного дела.
В 1930 году на VII слете в Крыму мастер советского планеризма, а в дальнейшем заслуженный летчик-испытатель В.А. Степанченок впервые в мире выполнил на планере три петли Нестерова подряд. На этом слете также были установлены рекорды продолжительности и дальности полета.
Планеристы широко использовали буксировку планеров, применяя тягу бегущих впереди планера людей, тягу лошадей или тягу автомобиля.
Это привело к пониманию о возможности буксировки планера самолетом, что и было осуществлено 3 мая 1931 года. Самолетом У-1 был поднят в воздух планер АВФ – 31, который пилотировал мастер советского планеризма В.А. Степанченок. С большим интересом планеристы принялись за освоение буксировочных полетов за самолетом, что с набором необходимой высоты 1000-1500 метров позволило выполнять парящие и фигурные полеты на планере. Молодежь с большой охотой занималась планерным спортом.
В 1934 г. было учреждено звание мастера планерного спорта СССР. К 1941 г. советским планеристам принадлежало 13 мировых рекордов из 18, регистрировавшихся Международной авиационной федерацией. В 1948 г. создана всесоюзная секция планерного спорта (в 1960-м вошла в состав Федерации авиационного спорта СССР), с 1966 г. самостоятельная федерация планерного спорта. В 1949 г. планерный спорт включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию, проводились чемпионаты СССР по планерному спорту.
После страшной разрухи в войну страну нужно было восстанавливать, все силы страны были брошены на это. И все же правительство СССР нашло возможным открыть аэроклубы и планерные станции на бывшей оккупированной территории страны.
Самолетно-планерная станция была открыта и в Великих Луках. Находилась она в районе, где сейчас находится льнокомбинат.
Летная подготовка проводилась на планерах Бро-9, А-1, запускали их резиновым амортизатором и лебедкой «Добахова», а также на самолетах По-2. Летчики-инструкторы Анисимов С.С., Козлов Б.Н. прививали мальчишкам любовь к небу, ведь стране нужны были Покрышкины и Кожедубы, Черевичные и Анохины. Авиатехник Бойченков Н.А. учил обслуживать и ремонтировать технику.
Из этих мальчиков, ставших на крыло в великолукской планерной станции в 1950-х годах, поступивших и закончивших летные училища, вышли прекрасные военные и гражданские летчики, такие как Самаров Анатолий, Панов Михаил, Иванов Борис и другие. Закончив училище гражданской авиации, пройдя все ступени роста летчика, стал командиром псковского летного отряда Амбросов Николай Иванович.
По многим причинам не все желающие могли пойти в большую авиацию, остались в планерной станции заниматься планерным спортом.
Стали спортсменами высоких разрядов Кузнеченков Роберт, Веселов Николай, Лукьянов Борис, Чучалов Николай, Веселовский Арнольд, Петраков Владимир, Лавренов В., Иофик Додик, Игнатенков Анатолий, Архипов Юрий и другие. Не единожды они защищали спортивную честь города и области на соревнованиях.
В 1958 г. в связи со строительством льнокомбината базирование планерной станции перевели на аэродром, и стала она называться «Великолукский авиаспортклуб».
Авиаспортклуб располагался в здании по ул. Р. Люксембург, 14 с 2 классами и канцелярией. В этом же здании располагались еще автошкола и радиоклуб. На занятиях присутствовали до 35-40 человек, столько было желающих летать на планерах. Занятия проводили штатные сотрудники: Савельев Геннадий Васильевич – летчик-инструктор, Бойченков Николай Андреевич – инженер, а также Бакланов Виталий Иванович – начальник авиаспортклуба.
Авиаспортклуб получил новые планеры «Пионер», «Приморец», МАК-15, БК-6, планеры чешского производства L-13 «Бланик», планер конструкции О. Антонова, пилотажный А-13 и два парителя А-11, лебедки «Геркулес-3», самолеты Як-12 для выполнения буксировочных полетов, спасательные парашюты.
После окончания теоретической подготовки, сдачи зачетов и прохождения медицинской комиссии происходит отсев не очень желающих, понявших, что небо не для них, и негодных по состоянию здоровья к выполнению полетов. Оставались самые крепкие здоровьем, устойчивые и очень желающие научиться летать на планере, чтобы в дальнейшем стать летчиком, но и среди этих энтузиастов в процессе летного обучения тоже был отсев тех, кто не сумел справиться с летным обучением, кто не смог усвоить летную программу. Естественный отбор был строгий.
– Владимир Иванович, мы сейчас говорим об истории. Значит ли это, что планерный спорт остается в прошлом?
– Не значит. Уверен, что Великие Луки имеют все возможности возродить планеризм.
Сейчас же искренне хочется поздравить с Днем планериста всех наших спортсменов, всех, кто поднимался и мечтает подняться в небо на планере! Новых свершений, новых полетов!
Подготовил А. КАНАВЩИКОВ