Герой очередного выпуска рубрики «Люди нашего города» – Сизов Василий Филиппович, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Василий Филиппович Сизов родился 24 января 1915 года в деревне Боровая, ныне Великолукского района Псковской области, в семье рабочего Великолукского железнодорожного узла. В 1930 году после окончания Невельской семилетней школы Василий поступил в Себежский сельскохозяйственный техникум. Из-за тяжелых материальных условий семьи в 1932 году был вынужден бросить учебу. К тому времени вся семья переехала в город Великие Луки, где он работал электромонтером на паровозои вагоноремонтном заводе, затем на ТЭЦ. Как бы ни уставал парнишка, не забывал о своей мечте – стать летчиком. В своем стремлении летать Василий проявил упорство характера: без отрыва от производства поступил в Великолукский планерный клуб, где прилежно изучал летное дело. По его окончании получил звание пилота-планериста. В 1938 году Сизова призвали в Красную армию и направили на учебу в Одесскую военную авиашколу пилотов, которую он окончил в октябре 1938 года и получил назначение в 1-й тяжелый бомбардировочный полк. Но молодой летчик очень хотел летать на истребителях, и командование пошло ему навстречу. Младший лейтенант Василий Сизов был переведен в 146-й истребительный авиаполк 21-й смешанной авиадивизии, базировавшейся в Молдавии.

Великую Отечественную войну летчик-истребитель младший лейтенант В. Сизов встретил на боевом патрулировании в небе над Кишиневом. Двадцать немецких бомбардировщиков в сопровождении восемнадцати истребителей летели бомбить наши войска. Звено младшего лейтенанта Сизова смело атаковало противника и заставило его сбросить бомбы в беспорядке. Затем был неравный бой с вражескими истребителями сопровождения, в котором приняли участие и летчики полка, бросившиеся на помощь своим товарищам. В том бою лейтенант Сизов лично сбил бомбардировщик, а в групповом – истребитель противника. В течение трех дней им были сбиты еще два самолета. За уничтоженные самолеты противника, а также за мастерство ведения воздушного боя отважный летчик был награжден орденом Красного Знамени.
Шли первые месяцы войны. С тяжелыми боями части Красной армии отступали вглубь страны. Но в эти трагические дни тысячи и тысячи защитников Отечества мужественно сражались за свои города и села, совершали подвиги, о которых потом будут писать учебники истории. За выполнение задания командования по ликвидации прорыва 1-й танковой армией Клейста нашей обороны у Кулебяхи и продвижение ее к Новомосковску В.Ф. Сизов получил благодарность от генерала Я.Т. Черевиченко. Это уже было в центре России, в нескольких сотнях километров от столицы. 8 октября 1941 года, на рассвете, сотни экипажей истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков поднялись в воздух с целью сдержать вражеское наступление и обеспечить планомерный отвод своих войск. За трое суток было уничтожено 62 танка, 680 автомашин с грузами и живой силой, 7 зенитных установок, 40 мотоциклов с водителями, 13 автоцистерн с горючим и 2 самолета.

И таких заданий было множество. 25 января 1942 года при выполнении воздушной разведки вражеских войск в составе пары на самолетах И-16 старший лейтенант Сизов обнаружил и смело атаковал восьмерку вражеских Ме-109. Стремительной и неотразимой атакой отважный летчик сбил ведущий «мессер». Фашисты рассеялись в разные стороны. Пользуясь внезапностью и паникой немцев, Сизов сбил второй самолет, обратив в бегство остальные. За этот бой он был награжден вторым орденом Красного Знамени.
26 мая 1942 года в районе Изюма на 5 истребителей Як-1, которые вёл Василий Сизов, напали 10 Ме-109. Численное превосходство немцев не смутило наших соколов. На высоте закрутилась отчаянная «карусель». И опять, вырвав инициативу у противника, Василий сбил 2 «мессера». Остальные 8 Ме-109 обратились в бегство. Под Сталинградом старший лейтенант В.Ф. Сизов по нескольку раз в день вылетал на линию фронта, перехватывая вражеские самолёты, штурмуя автоколонны. Его назначили командиром 1-й эскадрильи 146-го истребительного авиаполка 234-й истребительной авиационной дивизии 8-й Воздушной армии Юго-Западного фронта.
Всего с 22 июня 1941 года по 30 мая 1942 года на самолетах И-16, Миг-3 и Як-1 Василий Филиппович Сизов сделал 374 боевых вылета, лично уничтожил до 80 автомашин с грузами, 10 зенитно-артиллерийских точек, 2 штабных автобуса, до 200 вражеских солдат и офицеров, штурмовал аэродромы: Бельцы, Бузеу, Бырлад, где лично поджог 5 самолетов противника и 1 ангар. Он участвовал в 63 воздушных боях, при этом лично сбил 9 и в группе с товарищами 12 самолетов противника. В мае 1942 года отважного летчика представили к высшей награде Родины, но получить ее он не успел.
Последний его вылет с аэродрома в Хатенках, где базировалась эскадрилья, состоялся 23 августа 1942 года во время проведения Козельской наступательной операции. В этот день шестерка самолетов Як-7Б вела неравный бой с восемнадцатью «мессершмитами». Получилось так, что капитан Сизов оказался один против шести самолетов врага. Он сбил четыре из них, но врагам удалось подбить его самолет. Едкий удушливый дым заполнял кабину, пришлось выйти из боя. Василий глубоким скольжением сорвал с Як пламя. Два лётчика прикрыли выход командира. «Спасибо, друзья, теперь дотяну – передал Сизов по радио сопровождавшим его лётчикам. – Возвращайтесь на помощь к товарищам!» Если бы знали соколы, что слышат любимого командира последний раз…

До аэродрома оставалось всего несколько километров, когда Як опять объяло пламя. Жители деревни с затаённым дыханием следили за роковой развязкой. Лётчик с убранным шасси резко снижался на вынужденную посадку. За самолётом тянулся хвост чёрного дыма. Машина горела, да и топливо заканчивалось. Сизов решил прыгать. Он сдвинул фонарь и отстегнул ремни, но впереди показалось ровное поле, на которое можно было сесть на фюзеляж, убрав шасси. В эту минуту летчик заботился не о себе, а о том, как спасти боевую машину. Все складывалось так, как он задумал, но на пути движения самолета оказался межевой столб, и машина задела его. Пилота выбросило из кабины. Удар о землю оказался такой силы, что В.Ф. Сизов погиб мгновенно. Эта трагедия произошла возле села Клыково, где сейчас находится монастырь Спаса Нерукотворного пустынь.
Так драматически оборвалась жизнь отважного советского летчика.
С воинскими почестями капитана Сизова В.Ф. похоронили у деревни Клыково Козельского района Калужской области. На могиле своего командира летчики установили хвостовое оперение от истребителя. Впоследствии его прах перенесли на мемориальное кладбище в Мехзаводском районе Козельска. Среди тысяч имён на гранитных плитах воинского мемориала на братской могиле в Мехзаводском районе Козельска выбито имя Героя Советского Союза Сизова В.Ф.
Награжден двумя орденами Красного Знамени (06.11.1941; № 49/н от 12.03.1942).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года капитану Василию Филипповичу Сизову за исключительную храбрость, образцовое выполнение заданий командования, проявленную отвагу и геройство присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
21 сентября 1978 года исполком горсовета города Великие Луки принял решение о переименовании одной из улиц в улицу Сизова.
17 января 2015 года в Великих Луках открыли монументальный комплекс «Аллея Героев в городе Великие Луки», где значится имя лётчика-героя.
На здании Великолукской ТЭЦ отважному лётчику установлена мемориальная доска.
На гранитной плите воинского мемориала на братской могиле в городе Козельске выбито имя Героя Советского Союза Василия Филипповича Сизова.
Василий Сизов навечно зачислен в списки воинской части.
Подготовила директор МБУК «ЦГБ им. М.И. Семевского»
Галина Ковалева