«ЛаДача»: что ждет российскую марку автомобилей в ближайшие годы

О перспективах АвтоВАЗа

Новый руководитель Группы Renault представил стратегию работы компании под красивым названием Renaulution («Ренолюция», «Революция в Renault»). Что называется, не ждали, ведь предыдущий план был принят меньше года назад…

Но с тех пор мир изменился, да и у французской компании появился новый генеральный директор: Лука де Мео, экс-руководитель марки Seat. В новой стратегии множество важных моментов, но россиян более всего интересуют планы, которые касаются бренда «Лада» в целом и АвтоВАЗа в частности.

Ведь уже пять лет, как российская марка – дочерняя компания французской RenaultGroup. И здесь точно намечена революция: в структуре концерна «Лада» будет объединена с румынской маркой Dacia.

На новой платформе

…Надо сказать, что у итальянца де Мео за плечами – опыт работы в ведущих мировых авто- концернах (Renault, Toyota, Fiat, Volkswagen) и немало свершений. Так, под его руководством на рынок вывели сверхуспешную, знаковую модель Fiat 500; он привел марку SEAT к рекордным продажам и создал спортивный суббрендCupra… Поэтому в компании Renault c его приходом надеются на настоящий прорыв. И вот оглашена новая стратегия развития группы, экономическая суть которой – не надо гнаться за увеличением выпуска автомобилей по всему миру; главная задача – увеличение прибыли, которую будет приносить каждая марка.

Что это значит для нашего АвтоВАЗа? На первый взгляд – окончательная потеря «нашей национальной идентичности», ведь через какие-то четыре года с конвейера и рынка уйдут привычные нам и очень успешные, в принципе, модели: «Гранта» (в производстве с 2004 года), «Нива» (выпускается с 1977 года) и самая молодая из всех – «Веста» (с 2015 года). И хотя продажи их находятся на очень неплохом уровне (в 2020 году – 126,1 тыс. штук, 107,3 тыс. и 29,1 тыс. соответственно), надо понимать, что каждая из этих моделей построена на своей собственной платформе – как правило, сильно устаревшей (в первых двух случаях) – и для производства каждой надо держать специальную нитку конвейера. На АвтоВАЗе есть специальные линии по сборке «Гранты», «Нивы» и «Весты». И еще одна универсальная, где выпускают очень разные автомобили разных марок («Лада Ларгус», Lada XRAY, RenaultLogan и Sandero). За прошлый год там собрали порядка 120 тыс. автомобилей (не считая еще сборочных комплектов, которые поставляются на другие предприятия в разных странах).   

В принципе, можно на ту же линию ставить и другие модели, главное, что у них должна быть одна, общая платформа. Тогда производство будет выгодным! Так что суть реформы, которая грядет на АвтоВАЗе, – полный и окончательный перевод всех моделей на единую французскую платформу CMF-B. На этой базе уже выпустили новейшее «европейское» семейство Logan/Sandero, а также внедорожник Duster.

Увы, но это факт: любая попытка создать сегодня собственную оригинальную платформу специально для моделей из Тольятти бессмысленна и изначально обречена на провал. Очень дорого (от 2 млрд евро), экономически убийственно, если годовой выпуск меньше 1 млн автомобилей. А вот удачная модульная современная платформа может стать базой для создания самых разных автомобилей.

 Например, на платформе MQB от концерна VW построены четыре десятка моделей (Audi A1, A3, Q3; все модели SEAT; ŠkodaKaroq, Kodiaq, Octavia, Superb; VolkswagenCaddy, Golf, Jetta, Passat, Tiguan, Teramont и т.д.). Да-да, и маленький хетчбэк Audi A1, и большой семиместный кроссовер VW Teramont созданы на одной платформе! Хотя, если их поставить рядом – никогда не догадаешься… Так что, с другой стороны, ничего страшного нет в том, что и российский завод АвтоВАЗ, и румынский завод Dacia будут создавать свои (очень разные, надеюсь!) модели на одной платформе; поле для фантазии инженеров, конструкторов и дизайнеров тут огромное.

Не стоит сокрушаться по поводу того, что собственный российский инжиниринг будет сводиться лишь к адаптации машин на платформе CMF-B для российских условий эксплуатации. В зоне ответственности российского предприятия – разработка новых моделей, их испытания, доводка, маркетинг и т.д. Между прочим, между российским и румынским заводами давно уже существуют тесные связи. АвтоВАЗ поставляет кузовные детали, комплектующие, силовые агрегаты на заводы Renault в России, Румынии и Турции. У Renault и АвтоВАЗа – общие инжиниринговые и закупочные структуры в России. Кстати, в плане Группы Renault марке «Лада» отведено особое место; слоган, которым ее описывают маркетологи, звучит как Rough&Tough («суровая и крепкая»). И в перспективе французы хотели бы видеть ее не как региональную марку, известную в основном в России и странах СНГ, а как международную. Ведь в мире еще немало стран, где любят брутальные и надежные авто. С мужским характером…

В результате перестройки к 2025 году два завода вместе выпустят больше 1 млн автомобилей как минимум 11 моделей – построенных уже на одной платформе.

Двадцать первый и другие годы

В ближайшие месяцы компания АвтоВАЗ представит две новинки. Первая – рестайлинговый внедорожник LadaNivaTravel (известный ранее как ChevroletNiva). Вторая новинка – тоже рестайлинг: универсал Largus, который получит оформление передней части в фирменной стилистике X-Face, новые фары, интересные изменения в салоне. Остальные премьеры назначены на 2023 год (возможно, будет еще небольшое обновление популярной «Весты», но это не факт). По плану Renaulution, в 2023 году мы увидим две абсолютно новые модели B-сегмента; думаю, что речь идет о «Гранте» в двух вариантах кузова (седан и универсал?). Еще одна модель В-класса запланирована на 2024 год: есть уже официальное заявление, что это будет новая «Нива». На презентации даже показали новый рендер (компьютерный рисунок), который вообще-то заметно отличается от концепт-кара трехлетней давности. Помните автомобиль, который вызвал огромный интерес на Московском автосалоне 2018 года? Его с гордостью представлял тогдашний шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин… Так вот, будущая «Нива» будет другой. Похоже, с «икс-фейсом» «Лада» расстается…

А в 2025-м должен появиться еще один кроссовер марки «Лада», но побольше, чем нынешняя «Нива», – класса C. На той же единой платформе. Вероятно, по технике это «брат» будущего компактного кроссовера DaciaBigster. Длина прототипа 4,6 м (у нынешнего RenaultDuster – 4,3 м), остальные габариты и технические характеристики пока не названы. В релизе говорится о пятиместном салоне, но, вероятно, по нынешней моде будет еще и семиместный вариант. Однозначно, что дизайн у большого кроссовера «Лада» будет свой. Будет и полный привод, необязательный в Европе, и своя линейка моторов.

Словом, к 2025 году модельная линейка российского автозавода радикально изменится. Granta и Vesta нынешнего модельного ряда уйдут, так же, как и внедорожники NivaLegend и NivaTravel (хотя всегда остается вероятность, что планы в очередной раз изменятся или их подкорректируют). С большой вероятностью можно предположить, что в модельном ряду сохранится преемник очень популярного сегодня Largus. А может, появится еще один коммерческий автомобиль, созданный на базе недавно покинувшего наш рынок ReaultDokker. Не зря же АвтоВАЗ зарегистрировал торговую марку LadaVan… Непонятна пока судьба кросс-хетчбэка Lada XRAY, построенного на устаревшей уже платформе В0. По некоторым сведениям, модель может покинуть конвейер в Тольятти в ближайшие годы.

Могу предположить, что союз нашей «Лады» и румынской Dacia преследует еще одну цель в нашей стране – маркетинговую. Так уж получилось, что в Европе модельные ряды Группы Reanult поделены между двумя марками.

Dacia занимается производством надежных бюджетных автомобилей, Renault же – современная высокотехнологичная компания, один из мировых лидеров в разработке и производстве электромобилей. В России же исторически произошло смещение ак- центов, у нас Renault – бюджетная марка, выпускающая простые, надежные и недорогие Logan и Duster. Может быть, поэтому у нас очень плохо продавались очень популярные в Европе модели Clio, Megan, Koleos… Пришла пора вернуть в нашей стране достойный имидж старейшей европейской марки? И с этой точки зрения логично было бы передать производство и продажу бюджетных автомобилей на новой платформе CMF-B российской «дочке» – под маркой «Лада». Конечно же, эти автомобили должны быть оригинальными, а не клонами европейских Logan и Duster. А бренд Renault затем попытаться перезагрузить в РФ еще раз – уже с новыми, высокотехнологичными (но более дорогими) европейскими моделями. Впрочем, у руководства французского концерна есть еще и более прозаическая задача. Цель союза «Лада» – Dacia – оптимизировать расходы и увеличить прибыль с 3 до 5 млрд евро к 2025 году.

Такая вот получается российско-французско-румынская «ЛаДача». А что? Перспектива у нашего завода очень даже интересная. И ничего обидного тут нет. Обидно было бы, если бы он закрылся. Остался бы в одиночестве – так бы обязательно и произошло. Увы, такова судьба всех небольших автомобильных компаний в эпоху глобализации.

Игорь Моржаретто

ТАСС

Поделиться ссылкой: