22 октября в Псковской области была отмечена региональная памятная дата – День памяти жителей деревень, сожженных фашистскими карателями. И начнём со статистики, которую представил на ПАИ председатель Общественной палаты Псковской области, доктор исторических наук А.В. Седунов:
Цифры и факты
«В соответствии с директивой № 21 («План «Барбаросса») осуществлялось планирование карательных акций против мирного населения на оккупированной территории СССР. Уже во время войны, 18 августа 1942 года, в период повсеместного и массового развития партизанского движения в СССР Гитлер издал директиву № 46, в которой цель войны с целью обеспечения безопасности была определена как «полное истребление».
Директива призывает вермахт, оккупационные власти, силы безопасности действовать «с крайней жестокостью» по отношению к партизанам. При этом нацисты полностью исключили слово «партизаны» из официального лексикона, заменив его термином «вanden». В директиве все население контролируемых партизанами территорий объявлялось «бандитским». На практике это означало, что целью войны в сфере безопасности было не «умиротворение», а полное уничтожение и депопуляция «бандитских» и «находящихся под угрозой бандитов» территорий, превращение их в «мертвые зоны» («тote zonen»). Ответственными за исполнение директивы № 46 были командование вермахта и рейхсфюрер СС Гиммлер.
23 мая 1941 года группа по сельскому хозяйству штаба «Ольденбург» представила рекомендации, которые в дальнейшем в значительной мере определили характер оккупационного режима в Псковской, Ленинградской и Новгородской областях. Северо-Запад России, в отличие от Украины и черноземных зон РСФСР, был отнесен к «лесной зоне», и, значит, предусматривалось полное ограбление и разорение северо-западных областей России сразу же после их захвата. Эти меры исключали возможность возобновления там в дальнейшем активной хозяйственной деятельности.
В частности, планировалось использовать урожай льна «целиком в германских интересах». «Свиньи и крупный рогатый скот в этих областях» должны были быть «сразу же изъяты немецкой стороной». В отношении «лесной зоны» говорилось, что «немецкий интерес в сохранении производительной силы этих областей отсутствует… Население этих областей, в частности население городов, будет ожидать величайший голод. Десятки миллионов людей окажутся в этих областях лишними, им придется умереть или переселиться в Сибирь».
Приказом главнокомандующего сухопутными войсками вермахта В. фон Браухича об установлении военного оккупационного режима в районах СССР, подлежащих завоеванию, от 3 апреля 1941 г. было определено, что: «Вражеская территория становится районом боевых действий… Активное или пассивное сопротивление гражданского населения необходимо пресечь в зародыше резкими карательными мерами…».
По уточненным данным, в Псковской области гитлеровцами и их пособниками в годы войны было уничтожено 5082 деревни, из которых каждая пятая после войны так и не возродилась. В Псковском районе, например, из 406 имевшихся деревень было сожжено 325, в Дедовичском – из 363 сожжено 259, в Середкинском – из 154 полностью уничтожено 134 деревни. При этом многие населенные пункты были уничтожены вместе с жителями.
Наиболее ярким примером такого злодейства считается уничтожение деревни Красуха в Порховском районе 27 ноября 1943 г. В тот день фашистскими карателями из 18-й армии здесь было заживо сожжено в двух гумнах, заколото штыками или расстреляно 280 человек. Подобная участь постигла 5 декабря 1943 г. деревню Добровитки Псковского района, где 16 жителей деревни каратели загнали в церковь, здание которой было взорвано, и все закрытые в ней люди погибли под развалинами, остальные жители деревни были расстреляны. В январе 1944 г. 197 человек было уничтожено в деревне Замошье Плюсского района, в феврале 1944 г. в деревне Малые Льзи сожжено заживо 36 человек. 249 жителей было убито в деревнях Суслово и Глушнево, 360 человек в сожжённой деревне Андрюково, в деревнях Санники и Малиновка Великолукского района было убито 385 человек. 22 октября 1943 года каратели 1-го и 3-го взводов 37-го эстонского полицейского батальона расстреляли и сожгли на месте, в своих домах, 65 человек в деревне Ланева Гора.
Спустя много лет решением Псковского областного суда от 27 августа 2021 года после рассмотрения и изучения «известных и вновь выявленных фактов зверств нацистов на территории Псковской и Великолукской областей» преступления нацистов, совершенные в регионе во время Великой Отечественной войны, признаны геноцидом».
Ничто не забыто
Великие Луки также достойно отметили региональную памятную дату. По традиции встреча прошла в краеведческом музее. Присутствовали ветераны и молодёжь. Мероприятие открыла директор музея Н.Н. Каменская:
– В 2022 году в Псковской области появилась особая памятная дата – День памяти жителей сожжённых деревень. Эта дата отмечается 22 октября в память о том, что именно в этот день в 1943 году немецко-фашистскими карателями 37-го эстонского полицейского батальона была сожжена деревня Ланёва Гора.
Но беда коснулась каждого района области. Жертвами фашистов становились дети, младенцы, старики, женщины. Многочисленные факты массового уничтожения мирного населения зафиксированы архивными документами. За время оккупации области было уничтожено более 71 тысячи жителей. Памяти всех заживо сожжённых и расстрелянных жителей нашего региона, жителей нашей большой страны посвящается наше мероприятие.
Выступил депутат городской Думы, сопредседатель городского краеведческого общества Д.А. Белюков:
– Добрый день, уважаемые участники встречи! Передаю вам слова приветствия от имени главы города Н.Н. Козловского, депутатов городской Думы, конечно, от себя лично. Хочу поблагодарить организаторов этого мероприятия в лице директора музея Н.Н. Каменской, всех, кто сегодня собрался на этой встрече, поскольку, действительно, эта дата – наверное, одна из самых трагичных и печальных в нашей истории.
В нашей истории было много разных событий, героических и трагических, но мы с особой горечью всегда вспоминаем о том геноциде в отношении мирного населения, который устроили фашистские каратели на нашей земле в годы Великой Отечественной войны. И это остаётся в нашей памяти.
Есть такая фраза, мы её часто говорим – «Никто не забыт и ничто не забыто». И до тех пор, пока мы будем вспоминать, до тех пор, пока мы будем будоражить память, сознание молодёжи, до тех пор, пока мы будем сохранять эту память, до тех пор у нашей страны есть прошлое и настоящее, и будущее. Потому что только памятью, только уверенностью в завтрашнем дне наше Отечество всегда жило, процветало и так будет и впредь!
Конечно, в первую очередь сегодня скорбные воспоминания о тех людях, которые погибли. Они были такими, как мы с вами, кто-то старше, кто-то моложе, но война и каратели забрали эти жизни. Это было мирное население, люди, которые жили в деревнях, они не оказывали никакого сопротивления, они просто стали жертвами того нацистского плана по уничтожению мирного и в первую очередь славянского населения, как говорилось в немецких документах.
Поэтому мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни в той войне, кто сражался на полях сражений, кто принял мученическую смерть на оккупированной территории. Выражаем дань глубокого уважения нашим ветеранам, тем, кто в те сложные годы выжил, добыл Победу, и сегодня мы с вами живём под мирным небом, вспоминаем погибших и отдаём им дань памяти.
Не допустить повторения
О трагедии деревни Андрюково участникам встречи рассказала заведующая центром патриотических инициатив им. А.М. Матросова Е.П. Кондратович. Она подчеркнула:
– Мне посчастливилось, готовя выпуск «Голос ветерана», брать интервью у Антонины Ниловны Бородуля, которая пятилетней девочкой своими глазами вместе со своим отцом увидела, что в деревне происходило.
Елена Павловна рассказывала:
– Оккупанты не жалели ни женщин, ни стариков, ни детей. Вот что такое фашизм! Вот от чего освободили нас наши воины.
Мой отец, участник Великолукской наступательной операции, мне рассказывал, как они шли на задание под Великие Луки и вдруг услышали стон. Командир сапёров сказал: «Я посмотрю, что там в землянке».
Они зашли внутрь и были потрясены. Лежала мёртвая мать, а к ней был привязан ребёнок, девочка, которая плакала. Солдаты спасли её. Вот что такое фашизм! Вот от какого зла сегодня защищают нас наши воины-герои на специальной военной операции! Защищают, чтобы никогда такое не повторилось ни у нас, ни в мире.
Участники встречи поприветствовали дочерей Антонины Ниловны Людмилу и Галину, которые на протяжении многих лет со всей семьёй выезжали на место гибели жителей Андрюково. Выступил родственник пострадавших при уничтожении деревни В.Н. Костюченко:
– Добрый день, дорогие ребята, присутствующие! Сегодня тяжёлый день, когда мы вспоминаем тех, кто не дожил до светлого дня Победы, тех, кто, не успев пожить, погиб от рук фашистов.
Хочется сказать, что только тот народ, та нация достойны будущего, которые помнят свою историю. Сегодня мы вспоминаем те страшные дни, когда практически весь наш советский народ встал на защиту Отечества. И это особенно важно помнить сейчас, когда на Западе вновь поднял голову фашизм, когда на юге нашего государства опять идёт война, опять гибнут мирные жители, их расстреливают, угоняют, сжигают заживо.
Поэтому, дорогие ребята, помните тех, кто отдал свои жизни за ваше счастливое будущее, и никогда не забывайте то, что они сделали. Хочется пожелать, чтобы вы были достойными гражданами нашего государства и стали в случае необходимости оплотом и защитниками нашей великой страны.
Трагедия Хацуни
Сожжённых вместе с жителями деревень было очень много. Многие тысячи. Фашисты не церемонились с мирными гражданами, которые не могли ответить.
При этом официально первой из уничтоженных деревень считается деревня Хацунь Брянской области. Одна из немногих деревень, которые удалось восстановить на прежнем месте.
Н.Н. Каменская предварила видеоинформацию:
– Сегодня в рамках договора о сотрудничестве наши коллеги из Брянского краеведческого музея проведут виртуальную экскурсию по мемориальному комплексу «Хацунь». Внимание на экран.
В фильме прозвучало, что 24 октября 1941 года группа советских солдат на территории деревни напала на фашистов, конвоировавших пленных: «Трое немцев погибли. Наказать Хацунь гитлеровцы решили показательно.
В 10 часов утра 25 октября три отряда карателей собрали всех, кто находился в деревне. Некоторых казнили с особой жестокостью. Остальных расстреляли, а деревню сожгли дотла.
В Хацунской трагедии погибло 318 человек, включая 60 малолетних детей в возрасте до 10 лет. Самой младшей девочке было всего 6 месяцев, ее проткнули штыком прямо в люльке. Детей фашисты расстреляли, чтобы не оставлять их самим себе, говорится в немецких архивах.
Хоронить убитых в назидание жителям окрестных деревень немцы запрещали почти две недели. На данный момент точно известны имена только 83 погибших, имена большинства беженцев по сей день установить не представляется возможным.
Спустя 70 лет после трагедии, 25 октября 2011 года, на месте расстрела был создан с участием тогда премьер-министра РФ Владимира Путина первый в России мемориал, который хранит память о деревнях и селах, стертых с лица земли в годы войны. А таких только на территории Брянщины насчитывается – 1016.
Мемориальный комплекс включает в себя: шестиметровую скульптуру – женщина, прижавшийся к ней ребенок и старик, стремящийся закрыться от фашистов, часовню, здание музея, 28 гранитных стел, по количеству районов Брянской области, на которых высечена информация о жертвах фашизма в каждом районе».
Ради жизни, ради победы
Н.Н. Каменская обратилась к участникам встречи:
– Историю нужно помнить. Поэтому каждый год мы собираемся в краеведческом музее и передаём память об этих страшных событиях вам, ребята.
В продолжение вахты памяти было предложено перейти к Вечному огню и возложить цветы в память о жертвах Великой Отечественной. Как сказала Наталия Николаевна:
– Будем учить историю, помнить, что было с нами, с нашим русским великим народом. Это поможет нам выжить, поможет нам побеждать.
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Е. Николаенкова