О героях, которые ушли в небеса

Подвигу 6-й роты псковских десантников была посвящена литературно-музыкальная композиция, представленная в зале детской музыкальной школы № 1 им. М.П. Мусоргского театром детской песни «Летний дождь» (руководители Е.А. Цыганкова, О.Н. Рахманова). Встречу провела Оксана Рахманова.

Между стихов и музыкальных номеров следовало поминутное напоминание о том, что именно произошло 24 года назад в Чечне в Аргунском ущелье, на высоте 776.0 29 февраля – 1 марта 2000 года, с фамилиями и прямой речью героев:

– Они не дрогнули, не отступили, до конца выполнили свой воинский долг, остановив продвижение бандформирований.

Распахнулись ворота небесного рая,

Приготовясь принимать десант,

Парни шли друг за другом туда, умирая,

Под разрывами пуль и гранат.

После минуты молчания началось основное действо.

– Мы с вами собрались здесь, что почтить память героев, наших земляков. Мы начинаем.

Прозвучала песня про платочки, которые «достанут и легче им станет», с отсылкой к фронтовому «Синему платочку». Про эмоциональный союз фронта и тыла.

Затем настал черед казачьей народной песни «Не для меня придет весна» с адаптацией для женского голоса «Не для тебя придет весна». Эта гениальная пронзительная честность, когда вроде бы о смерти речь, но все предельно откровенно, без фальши, а значит, уже спасительно для души человеческой. Что есть – то и есть. Честность – удел сильных или минимум адекватных людей.

Не для тебя цветут сады,

В долине роща расцветает,

Там соловей весну встречает,

Он будет петь не для тебя.

Не для тебя журчат ручьи,

Текут алмазными струями,

Там дева с черными бровями,

Она растет не для тебя.

Дальше – больше сюрпризов. Очень неожиданной стала песня Даны Соколовой, уроженки Риги, в свое время блиставшей на СТС вместе со Скруджи и Клавой Кокой. Кто знает – певица эта весьма авангардна по стилистике и татуирована, как заправский рэпер. Та же песня «Львиное сердце» весьма и весьма неоднозначна, чего стоит хотя бы пассаж «Бой с самой собой, бой за право быть мной».

А у «Летнего дождя» это было обыграно просто «за право быть», с очень искренним исполнением. Не авангард сейчас звучал, не игра, как это часто слышится у Даны, а какой-то пронзительный нерв. И прыжок из песни представился залу ну совсем как реальный прыжок десантника с парашютом.

От прыжка до полета – всего один шаг,

Знаешь, каждый мечтает с рождения летать.

От прыжка до полета – вся жизнь в глазах

Так быстро мелькает. Мы не хотим умирать…

Сколько бы не билось сердце бойца,

Бойца – он жив.

Сколько бы судьба тебя не била –

Не прячь лица, лица – держись!

Затем прозвучала песня «Ах, эти тучи в голубом» А. Журбина и П. Синявского из фильма «Московская сага». Песня изначально сложная, с многочисленными подтекстами. Начиная с того, что мужской текст принципиально вложен в женские уста.

Снова весь фронт раскален от огня,

Лупят зенитки три ночи, три дня.

А в гимнастерке на снимке

Ты обнимаешь меня.

И снова «Летний дождь» справился со своей творческой задачей. Как и в случае с песней Н. Носкова «Пропавшим без вести». Опять песня адаптировалась под детское исполнение и от этого только выиграла. Она тоже стала лишь более искренней, еще более пронзительной.

Не зажечь свечи за здравие,

И нельзя в помин души,

Вам (в оригинале «мне» – А.К.)

досталось испытание

Быть ни мертвым, ни живым.

И, взлетев в объятья вечности,

Словно птицы над рекой,

Вы (в оригинале «мы» – А.К.)

в бою пропали без вести,

Не найдя в земле покой.

Нота эмоций была задана так высоко, что зал аплодировал скоро даже историческим вставкам О.Н. Рахмановой про подвиг 6-й роты. Вряд ли кто-то не имеет представления о противостоянии русского десанта и международных террористов в Аргунском ущелье, но вместе с песнями сюжет приобретал совсем иное, более животрепещущее прочтение.

Та же песня «Сломанный мир»:

Ни о чем не зная, расцвели цветы,

Ни о чем не зная, улыбались дети.

Но сломался мир, все взорваны мосты!

И ручьями горе льется по планете!

Плакали звезды, плакало солнце,

В ранах земля продолжала стонать!

Мама сказала: «Отец не вернется,

Больше не сможет нас крепко обнять!»

Вроде просто песня. Просто эмоция, срез настроения. И все слушалось совсем иначе, если рядом командир Марк Евтюхин кричал в рацию на высоте 776: «Меня уже забрасывают гранатами. Сопротивление в основном сломлено. В живых – единицы. Прошу огонь артиллерии по высоте 776. Прощайте, мужики».

И 6-я рота уходила в поднебесье под песню Ю. Антонова и М. Дудина «Снегири».

Эта память опять от зари до зари

Беспокойно листает страницы.

И мне снятся всю ночь

На снегу снегири,

В белом инее красные птицы.

«Летний дождь» напоминал залу и те песни, которые сейчас практически не поют. Помните, как пела Ольга Воронец «Русские матери, русские матери. Сколько в войну сыновей вы утратили» Г. Пономаренко и В. Чурсова? У нас дома пластинка такая была. И сейчас это же – со сцены, словно из другого мира, где все было так спокойно и надежно, где пятилетки кончались в четыре года, а все народы дружили друг с другом.

– Наши потомки будут знать, что были люди, которые презрели смерть и честно выполнили свой воинский долг. Мы помним и чтим подвиг воинов Великой Отечественной войны. Помним «афганцев», ребят, погибших в локальных войнах и конфликтах. Помним подвиг 9-й роты в Афганистане, 6-й роты в Чечне. У героизма нет срока давности. В этом и заключается наша память о людях, которые ушли на небо, выполняя свой воинский священный долг, – подчеркнула Оксана Рахманова.

А этот текст песни разнес интернет. Автор – Ольга Сердцева. Может, псевдоним, может, настоящая фамилия. Сейчас часто трудно понять даже то, что находится прямо перед глазами.

Сквозь тишину мальчик пишет во сне

Детской рукой слово «Мир» на песке.

Мама целует, и солнечный луч

Светит им из-за туч…

Снова Земля под прицелом огня.

Снова домой не придут сыновья.

Больше не видеть им мирные сны.

Люди, не надо войны.

– Дорогие дети, мы должны помнить о подвигах тех людей, которые защищают нас с вами в мирной жизни. Защищают во все времена. Испокон веков. Помните, дети. Пожалуйста, помните об этом. Умоляю вас, помните, – говорит ведущая.

А потом снова удивление. Песня «Роди-на» Трофима, казалось, вся такая взрослая, для много поживших и много повидавших. И вдруг такая беззащитная, вдвойне теплая интонация в исполнении детей, не привыкших скрывать чувства:

Бабушкины сказки про любовь и отвагу,

Где добро и правда белый свет берегут,

Дедовы медали за Берлин и за Прагу,

И весенний праздничный салют.

Знаю, что все вместе мы народ,

И счастье мое летит, и радость моя поет.

Это все мое родное, это где-то в глубине,

Это самое святое, что осталось во мне.

Это нас хранит и лечит, как Господня благодать,

Это то, что не купить и не отнять.

От песни к песне эмоциональный накал концерта лишь возрастал. На сцену вышел участник боевых действий, председатель региональной общественной организации содействия ветеранам десантных войск «Союз десантников Псковской области», региональный представитель Фонда памяти 6-й роты «Союза десантников России» А.Ю. Скачков:

– Сегодня поистине траур не только в Псковской области, траур по всем регионам. Вся Россия скорбит. Тяжело терять боевых товарищей… У меня на этой высоте погиб мой комбат, капитан Романов.

Много можно рассказывать и не один урок мужества этому посвятить. Но, знаете, больше всего меня поразило следующее.

Огромную благодарность хочу выразить от всего нашего сообщества музыкальной школе, преподавателям. Низкий вам поклон. Разрывается сердце на части, по-другому не могу сказать.

Дети ваши – настоящие самородки!

Им надо дальше развиваться, и мы, естественно, будем помогать. Спасибо огромное! Программа поставлена прямо до мурашек. Поразили в самое сердце.

Алексей Юрьевич под дружные аплодисменты исполнил «Где-то рядом они» из репертуара «Голубых беретов» и «За ВДВ» Евгения Росса. Известные слова, известные мелодии, но тем они были только ценнее. Словно клятва в верности традициям, словно пароли для своих и СВОих.

И вот очередной сюрприз от ведущей:

– Сегодня специально к нашему концерту мы выучили десантную песню. Премьера! За ВДВ! Продолжаем чтить наших героев!

У Николая Емелина, автора гениальной «Руси» («Внуки Сварога»), есть песня «Бывало хуже». Песня опять-таки взрослая, даже грубоватая местами, с жаргонизмом (п/ш – полушерстяная одежда, пэшуха). Но дети своей беспредельной искренностью и этот айсберг предубеждений растопили.

Зал хлопал не останавливаясь. Стоя.

За Серегу из Рязани,

За Коляна из Перми,

Наша память, наши раны…

Слышь, браток, на грудь прими.

Под пэшухою – тельняшка,

Под тельняшечкой – жетон.

Мы по кругу пьем из фляжки

За десантный батальон.

Браво, «Летний дождь»! Концерт получился неожиданным. Но по-хорошему неожиданным. Ярким, достойным наших десантников 6-й роты, которые тоже жили ярко, красиво, на высокой ноте.

А. КАНАВЩИКОВ

Фото Е. Николаенкова

Поделиться ссылкой: