Очередной театральный сезон открылся премьерой

Открытие каждого театрального сезона – это всегда долгожданная встреча зрителя с любимыми артистами. Обычно это происходит в последних числах сентября, отзываясь в сердцах зрителей мотивами уходящего вместе с золотой осенью старого года и одновременно знаменуя долгожданную встречу с поистине теплым, новым, душевным, всегда по-настоящему чутким, отзывчивым и милым нашему сердцу пространством – его величеством Театром. В Великолукском драматическом театре очередной, вот уже 106-й сезон торжественно открылся 27 сентября премьерным спектаклем «Вишнёвый сад» (16+) по мотивам пьесы А.П. Чехова.

На открытии театрального сезона в зрительном зале собрались многочисленные любители театрального искусства. С приветственной речью к зрителям и актёрам выступил директор Великолукского драматического театра, заместитель главы города Николай Андросович. Николай Иванович от имени главы города Великих Лук Н.Н. Козловского поздравил всех присутствующих с открытием 106-го театрального сезона, пожелал артистам творческого роста, хороших ролей и прекрасных спектаклей.

Директор театра, пользуясь случаем, также представил зрителям новых артистов, которые приехали в наш театр буквально из разных уголков России. Это Элеонора Морева, Елизавета Михайлова, Алёна Медведева, Владислав Биенко, Ксения Гремицкая, Денис Соколов, Павел Шуть, Сурен Тамразян, а также возобновивший свою актёрскую деятельность в этом году Евгений Петров.

– Хочется, чтобы молодые артисты знали, что вас здесь ждут и любят. Желаю всем творческих успехов, счастья, обрести побольше хороших ролей, и чтобы все у вас обязательно получилось! – добавил Николай Андросович.

В завершение своего выступления Николай Иванович поздравил с юбилеем администратора театра Наталию Моисеенко и вручил ей благодарственное письмо Министерства культуры Псковской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм.

Теперь же немного о премьерном спектакле – мире «Вишнёвого сада» как бы в «малиновом пиджаке» лихих 90-х.

Некогда Конфуций сказал: «Не дай нам Бог жить в эпоху перемен!» Режиссер Анна Морозова с пронзительной четкостью показала тогдашний мир, весь тот «ад» и «нищету», в первую очередь духа и образов мышления, внезапно возникшее беспощадное разделение на «бедных» и «богатых», на «перекрёстки» человеческих судеб и мучительный излом политической формации, происходящий даже не в номенклатурной элите, а, что гораздо страшнее и печальнее, – в близких сердцу людях. Это и друзья, и родственники, и прежние товарищи по общему цеху.

Смена формаций и в целом эпохи  всегда мучительна и беспощадна именно к тем, кто больше всего не защищён от неё: к простым людям, живущим трудом, любящим простые человеческие радости, семейные застолья с душевными песнями о войне и жизни…  Здесь сильная страна едина, цены неизменны, ты знаешь, что никогда не останешься без работы и без жилья… Все по заранее отведённому плану. Но кому-то порой было и тесно, и скучно, ведь индивидуальность подчас страдала. Так, может быть, то был и не рай прежде?

Эпоха за эпохой, поколения за поколениями, и на смену приходят иные, свежие, непонятные молодые, но зато энергичные. Словом, сегодняшний «Вишнёвый сад» – это те же «Отцы и дети» только с не очень интеллигентным лицом, звенящими цепями, сленгом, пейджером и, конечно, «малиновыми» авторитетами.

«Подвинься, старое! Ломайтесь, мосты!» – так хотелось бы охарактеризовать ту эпоху, или лучше: «Кто не успел – тот опоздал…».

Хочется добавить мысли режиссёра Анны Морозовой, как она решилась поставить классику на «рельсы» 90-х и что для неё значит чеховская фраза: «Мой уважаемый шкаф».

«Приходя в дом к бабушке и дедушке, – говорит она в анонсе своей постановки, – я увидела тот самый шкаф, к которому все относятся с пиететом, – советский сервант. В нем несколько десятков лет живет сервиз, который достают только по праздникам. Из этого сравнения и родилась концепция: а что если тот самый рай, который уже никогда не вернуть, – это советское время? Время радости для старшего поколения, время их счастливого детства и понятного, предсказуемого будущего. В 90-е их мир рухнул, страну заполонили «Лопахины», исчезли бесплатные квартиры, путевки, планы, накопления всей жизни превратились в «ноль». События показались мне очень похожими и актуальными, ведь мы помним то время, наша душа откликается, наша память показывает нам личные картинки, обогащая историю своим опытом».

Актёры играли прекрасно, режиссёрская работа – на высоте. Задача режиссёра – максимально приблизить образы и эмоции чеховских героев к современному человеку, а также показать гибель дворянства и усадеб и переход их в руки буржуазии через призму недавних времён, а эпоха 90-х годов как нельзя лучше подходит на эту роль. Однако само то время с вечной неустроенностью, пропадающим электричеством, убийствами, несчастьями, миром двора и всеобщей неухоженности, конечно, ни в коем разе не манит обратно. Хотя, если совсем вдаваться в философию: всего от мира стоит ожидать. Все мы, пережившие подобные времена, смотрим старую рекламу, по меньшей мере, с юмором и даже слегка умиляясь.

Ходите в театр, читайте книги, ищите смыслы. А театр, как одна из величайших сфер искусства, будет нам в этом поддержкой и опорой. Спасибо, Театр, тебе за то, что ты есть с нами.

Евгений Николаенков

Фото автора

Поделиться ссылкой: