Никогда не думала, что судьба так крепко «свяжет» меня с трикотажной фабрикой.
Еще со школы, полюбив нашу учительницу Людмилу Васильевну Иванцову, грезила о профессии педагога. После школы поступала в наш пединститут, но не хватило проходного балла. Расстроилась… Но что делать – до новой попытки поступать – год, надо было куда-то устраиваться работать.
В это время на окраине города строилась новая фабрика трикотажного полотна. Вот туда в сентябре 1968 года я и устроилась работать ученицей вязальщицы.
Как таковой фабрики еще и не было: возводились производственные корпуса, завозилось и устанавливалось технологическое оборудование.
Еще в феврале 1965 года для строительства этой фабрики была организована дирекция, работу которой возглавил Александр Николаевич Воробьев. Готовясь к вводу мощностей, дирекция фабрики еще в 1967 году направила на предприятия Лентрикотажпрома рабочих, чтобы они получили квалификацию. И вот люди уже вернулись с обучения, пришли работать и новенькие, а фабрика еще не готова. И нам всем вместе пришлось подключиться к работе по подготовке фабрики к пуску, помогать строителям. Копали траншеи, отскрабывали и выносили строительный мусор, мыли стены и полы в цехах. Параллельно устанавливалось и налаживалось вязальное оборудование.
Надо сказать, первый выпуск полотна был тяжелым: недоставало электроэнергии, тепла, продолжалось строительство. Механизации еще не было никакой, пряжу в вязальный цех поднимали по лестничным проходам сами, вручную.
И все переносилось нормально. А потом, встав к машинам, учились работать. Терпели и холод, и неудобства. Но сколько было в нас энтузиазма! Жизнь била ключом. Стал складываться коллектив, мы жили успехами друг друга. Цех давал первые килограммы полотна. Молодые девчонки-вязальщицы осваивали выпуск но-вых полотен, новые виды круглотрикотажных и основовязальных машин.
Приказом Министра легкой промышленности от 24 февраля 1969 года швейная трикотажная фабрика и строящаяся фабрика трикотажного полотна были объединены в одно предприятие – «Великолукскую трикотажную фабрику».
В 1970 году образовано два производства – вязальное и швейное. Вязальное производство спроектировано на выпуск 10 тысяч тонн полотна. На тот момент это была самая большая мощность по выпуску полотна в стране. Начали изготавливать полотно для швейной, химической, резиновой и полиграфической промышленности.
В 1971 году фабрика получила ответственное государственное задание по выпуску полотна для Волжского автомобильного завода.
В этом же году в эксплуатацию сдается красильный корпус. И с этого момента фабрика стала предприятием полного цикла по вязанию, отделке полотна и пошиву широкого ассортимента бельевых и верхних трикотажных изделий. В 1974 году, в феврале, на фабрике произошло радостное событие – с конвейера швейного производства сошло 300-миллионное изделие.
Но это все цифры. А сама фабричная жизнь сейчас вспоминается с такой ностальгией. Как весело и целеустремленно нам работалось! Как переживали за выполнение плана, за качество выпускаемой продукции! С какой отдачей работали на субботниках!
Помню, как создавались первые комсомольско-молодежные бригады, первые «Бригады сквозного качества». Именно в коллективе нашего вязального производства «выросли» два депутата Верховного Совета РСФСР – Нина Баркова и Тамара Селезнева, лауреат премии Ленинского комсомола Галина Кубанова. Здесь родилось фабричное соревнование под девизом «Две пятилетки за одну!»
Мы были молоды, активны. В нашем круглотрикотажном цехе была сильная художественная самодеятельность. Многие увлекались спортом. Систематически выпускалась стенгазета, которую с интересом читали в коллективе. А когда на фабрике стала выходить многотиражная газета «Трикотажница», то многие из нашего цеха стали ее корреспондентами.
Вот так получилось, что, переступив порог фабрики однажды, я тут и задержалась. И вместо пединститута пошла учиться в Витебский техникум легкой промышленности, а затем в Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности. От ученицы вязальщицы я прошла путь до начальника круглотрикотажного цеха. Ра-ботала и инженером технологической лаборатории, и старшим экономистом отдела маркетинга. Счастливыми были годы работы в качестве освобожденного секретаря комитета комсомола фабрики. Последние 12 лет работала начальником отдела технического контроля.
Конечно, у меня были хорошие учителя. Я всегда с благодарностью вспоминаю наших директоров – Л.И. Гудельмана, Л.В. Журавлеву, В.Н. Вязанко, а также людей, которые помогли мне состояться как личности: С.Л. Данилову, В.В. Бурову, А.Д. Креслова, А.А. Кондрацкого, Т.А. Алексееву, Г.Н. Новикову, В.М. Рудакову. Я благодарна всем, с кем мне пришлось работать.
И что самое интересное, вспоминая свою трудовую деятельность, я всегда ловлю себя на мысли, что где бы я не работала, какую бы должность не занимала – мне нравилась моя работа, она всегда была «в кайф». Даже в лихие 90-е прошлого столетия, в тяжелые времена не только для фабрики, но и страны. Многим из нашего коллектива пришлось резко поменять свою профессию и сменить рабочее кресло в кабинете на кабину «КАМаза». Никто не ныл! Мы стали маркетологами, продавцами. Мы ездили по всей стране с нашей продукцией, искали новых покупателей, заключали договора, рекламировали наши изделия. Поверьте, это был нелегкий труд. Дорога и днем, и ночью, без полноценного отдыха, без каких-либо удобств. Уставали безумно. Но каждый день, появляясь в очередном торговом центре, улыбались и гордо говорили: «Здравствуйте! Великие Луки, фирма «Тривел».
Кстати, много раз приходилось слышать вопрос: «Что обозначает ваш фирменный знак?»
В 1992 году на базе предприятия «Великолукская трикотажная фабрика» была образована акционерная промышленно-торговая фирма «Тривел». «Тривел» – это от словосочетания «трикотаж великолукский». А фирменный знак выполнен на основе герба города Великие Луки, состоящего, как все знают, из трех луков. Композиция из трех луков, составленных в виде треугольника, напоминает церковные купола – извечные символы России. Так в нашем фирменном знаке переплелись старина и современность.
За годы своего существования фабрика претерпела много преобразований. Менялось название, менялись директора, приходили и уходили люди, были спады и подъемы. Трикотажку «хоронили» много раз, а она живет до сих пор. Да, не с такими объемами производства. Да, не с таким количеством работающих. Да, в очень сложных экономических условиях. Но фабрика существует!
Мы отдали свою жизнь этому предприятию. И мы этим счастливы!
Дорогие мои коллеги, наши славные ветераны и те, кто сейчас трудится на «Тривеле» – с праздником вас! С днем легкой промышленности! Здоровья вам! И пусть у вас все будет хорошо!
С.П. Шемякова,
ветеран фабрики,
почетный работник текстильной и легкой промышленности