В этом году каждый день, связанный с миссией донорства, будь то национальный День донора (20 апреля) или Всемирный день донора крови (14 июня), приобретает особое значение. Поскольку в Год семьи, объявленный в России, на саму ситуацию донорства можно посмотреть под особым углом зрения.
Исходя из того, что тема донорства тесно связана с семейными ценностями, которые передаются из поколения в поколение, в которых воспитываются наши дети, появилась на свет Всероссийская акция-конкурс «Семейный код донора». Акция организована Национальным фондом развития здравоохранения при поддержке ФМБА России и проводится в целях популяризации донорства как семейной традиции, укрепления традиционных российских культурно-нравственных ценностей через развитие регулярного донорского движения России.
При этом у акции существует масса форм ее реализации. Это и сувениры донорам, и подчеркнутое внимание участникам донорского движения через фотографирование, широкий показ наиболее активных доноров.
Так, ГБУЗ «СПК Псковской области» (главный врач Л.В. Малыхина) сообщала: «Приглашаем вас поделиться своими семейными историями, связанными с донорством, в рубрике #донорскиетрадиции. Присылайте истории нам в директ (@yadonor_ru) и делитесь ими на своих страницах в сети! Пусть больше людей узнает о тех важных добровольческих инициативах, которые царят у вас дома!»
И люди откликаются! Сообщается, что более 48 тысяч человек стали донорами в течение недели, приуроченной ко Всемирному дню донора крови. С 10 по 16 июня во всех регионах Российской Федерации при поддержке ФМБА России состоялись масштабные мероприятия, приуроченные к празднованию Всемирного дня донора крови.
Во многих городах поздравления со Всемирным днем донора были размещены на мультимедийных экранах в общественном транспорте. Останкинская башня и метромост приветствовали доноров в Москве.
А накануне праздника, 13 июня, на Международной выставке-форуме «Россия» ФМБА России в рамках серии молодежных мероприятий «Добро. Конференция – 2024» была организована пленарная дискуссия «Донорство: будущее в руках молодежи».
К мероприятиям присоединились и атомные города. Здесь на базах учреждений ФМБА России атомщикам и членам их семей была предоставлена возможность не только пополнить банк крови, но и вступить в Федеральный регистр.
Праздничную неделю Служба крови завершила по-спортивному. В Кировской области 15 июня во второй раз прошел донорский велозаезд по тропе здоровья. А в Санкт-Петербурге для доноров был организован субботний рафтинг.
Нельзя не отметить, что Год семьи, поддержка семейных ценностей и донорское движение связаны куда более сильно, чем можно себе представить поначалу. Два поистине глобальных явления показывают свое неразрывное единство.
Эти понятия схожи как по глубинной своей сути (как духовные скрепы общества), так и по внешним своим проявлениям (проявление деятельного добра, активное доброделание).
Вклад в общее дело
Идем по филиалу «Великолукский» станции переливания крови Псковской области. Знакомимся с помещениями, людьми, оборудованием… В помещении для приема пищи проводится ремонт. Работы проводит ООО «Ильва».
Показывают образцы сувенирной продукции для доноров. Сейчас, например, с новыми подарками помог салон печати «Pixel». Кстати, дизайн с символикой Года семьи и донорства разработала главная медицинская сестра филиала «Великолукский» М.Г. Зинева.
Подходим за комментариями к заведующей отделом комплектования донорских кадров Л.В. Юнг. Людмила Викторовна поясняет:
– В связи с тем, что в России в этом году объявлен Год семьи, то многие структуры, в частности, наше Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) предложило открыть Год семейного донорства, составить списки семей.
На данный момент у нас около 250 семей обозначено, не только в парах муж и жена, но и родители, дети, есть семьи, где донорские династии представляют четыре-пять человек. Дарим небольшие презенты, которые предоставило нам ФМБА – магнитики, брелки на ключи, кружки…
– Совсем маленькие, надо сказать, подарки…
– Никто не мешает подключаться спонсорам, делать более весомые подарки. Нам же важно в принципе оказать знаки внимания, подтвердить всем донорам, что мы ценим их вклад, видим и уважаем его.
Это однозначно активизирует людей, поскольку ради материальных выгод люди в доноры в любом случае не идут. Да, мелочь, но приятно. Люди благодарны даже за такое небольшое внимание, откликаются на него.
Надо сказать, что доноры в Великих Луках очень доброжелательные, очень отзывчивые.
– Станция переливания крови в Великих Луках. Какая она?
– Даже скажу, что наша станция, наш филиал станции переливания крови – не такая, как все станции в России.
– Почему?
– Потому что у нас небольшой город, объем заготовки крови маленький. В нашей больнице уже два с половиной года нет профессионального трансфузиолога, который подбирал бы кровь для больных, поэтому мы взяли эту функцию на себя и поэтому доноры у нас приходят по вызову.
Поступил больной с кровью с таким-то фенотипом, мы смотрим по базе данных ищем такого донора, звоним и приглашаем прийти. В основном доноры откликаются. Очень много у нас почетных доноров – более двух тысяч. И мы им очень благодарны.
– На всех ли уровнях есть понимание. Как, например, сейчас предприятия реагируют на доноров?
– Надо сказать предприятия у нас в городе, в основном, не обижающие доноров. То есть выполняющие все обязанности, которые необходимы донорам после донации. В частности, предоставление двух нерабочих дней.
Образцовое понимание находили и находим с промышленником и политиком А.Н. Козловским. Он – донор, очень внимательно относится к нашим проблемам. Как и такие предприятия, как «ЗЭТО», «Велмаш», железная дорога…
Впрочем, не все так поддерживают. Одно очень крупное предприятие, не хочется его называть, как и ряд других, дни категорически не предоставляют. А если человек все-таки решается сдать кровь, то может быть и тринадцатой зарплаты лишен.
Некоторые предприятия, вообще, не отпускают доноров на донацию. За три дня там нужно заявление подать, и не факт, что тебя отпустят. А больные ведь не знают, что поступать с обострениями нужно «за три дня до». Так что с некоторыми предприятиями есть небольшие трения, непонимания.
– Выходит, акция и для таких руководителей нужна?
– Выходит. Реально у нас желающих сдать кровь больше, чем мы можем взять. Потому что объемы заготовки увязаны с количеством коек в больнице. Вот Великим Лукам и сократили объем заготовки.
– А нужды специальной военной операции?
– На СВО мы не работаем, потому что у нас объемы маленькие, и мы в этом плане неудобный партнер. Но поддерживать патриотические порывы населения надо. Я считаю, это неправильно, когда человек хочет сдать кровь, а его отправляют назад: «Заходите завтра».
У нас даже станция теперь ночью закрыта. Чтобы выдать кровь ночью, приемный покой звонит одному из троих наших сотрудников, скорая приезжает за тобой ночью, а вот отвезут ли обратно или придется брать такси – вопрос.
Помощь – норма
В общем, о донорстве рассказывать нужно, говорить нужно. Нужно хотя бы объяснять базовые основы явления. И семейный аспект здесь является одним из решающих.
Дело в том, что донорство, как никакая другая сфера, закольцована на семью. Вначале один человек сдает свою кровь, а затем он же рассказывает членам своей семьи, своему ближайшему окружению, что это совсем не страшно, а очень даже всем важно и нужно. В основном так и прирастает круг доноров – через личное общение. Или не прирастает.
Помню сам шел сдавать кровь первый раз под рассказы знакомых «будет голова кружиться», «не упади в обморок» и прочее подобное. Свидетельствую: голова не кружилась нисколько. Просто сдал кровь и пошел дальше работать по обычному графику. Справку-освобождение от работы на следующий день просто выбросил в ближайшую урну, совершенно не чувствуя никаких неудобств.
Кровь пришла сдавать девушка. Подходим, знакомимся.
– Как для вас началось донорство?
Елена Александровна Пушкарева поясняет:
– Брат предложил помочь людям.
– Брат старший?
– Да, он на год меня старше. И начали с ним сдавать кровь. Брат у меня уже почетный донор. А у меня из-за беременности получился перерыв в сдаче крови. Если бы не это обстоятельство, помогала бы людям более активно, от брата не отставала бы точно.
– Не отказывались бы от предложений помочь людям своей кровью?
– Нет. Поскольку помощь другим – это самое главное. Считаю, что если можешь помочь, то помочь должен. И это норма для действий любого человека, не какие-то красивые слова, а именно норма.
– И сколько уже раз вы сдавали кровь?
– Не слишком много раз. До того, чтобы хвалиться, еще очень далеко.
– Но не сдавали кровь чисто по объективным причинам. А если бы могли, то кровесдач было бы куда больше?
– Конечно. Ни меня, ни тем более брата за помощь людям агитировать не нужно.
Причем если кто-то думает, что Е.А. Пушкарева очень напрашивалась на разговор, то ошибется. Елена Александровна активно отказывалась, говорила, что «есть более достойные люди», и согласилась во многом, чтобы нас, спрашивающих, не огорчать. «Не огорчать» – для людей такого склада очень серьезно и убедительно.
Гордимся вами!
У Ларисы Рубальской есть стихи про доноров. В целом хорошие. Но там есть и такие достаточно странные слова: «Словом «донор», коротким и важным, / Называют обычных людей, / Тех, кого в «Новостях» не покажут, / Не напишут в газетах статей».
Почему не покажут-то?! Почему не напишут?! И напишут, и покажут. Акция нынешнего года этот факт доказывает убедительно.
Возможно, мало говорим и мало показываем. Нужно больше в разы, учитывая общественную значимость донорства. Но факт признания и уважения донорства в России – факт медицинский.
На станции переливания крови говорят: «Благодаря вашей доброй воле ежегодно в России удается спасти тысячи жизней. Большинство тех, кому делают переливание, никогда не узнают имен своих доноров. Но они точно знают, что мир полон отзывчивых и неравнодушных людей. Ведь, как правило, вы совершаете свой подвиг по зову сердца.
Мы гордимся вами, вашей ответственной гражданской позицией, готовностью нести добро обществу!»
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Е. Николаенкова