Татьяна Фомченкова: «Школа начинается с учителя»

Депутат Псковского областного Собрания от города Великие Луки, член комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Татьяна Фомченкова приняла участие в программе «Гайд-парк» на региональной радиостанции «ПЛН FM», в ходе которой вместе с ведущей программы Любовью Кузнецовой обсудила внедрение современных новшеств в образовательный процесс, депутатскую деятельность и задачи на текущий парламентский год.

– Татьяна Александровна, закончились парламентские каникулы, и депутаты, что называется, в полный рост, начинают законотворческий сезон. Но поскольку вы руководитель крупного образовательного учреждения в городе Великие Луки – гимназии им. С.В. Ковалевской, начнем с педагогических тем. Новый учебный год сопряжен с множеством новшеств: запрет мобильных телефонов, новые подходы к изучению истории. Как вы оцениваете изменения, происходящие в российском образовании? Насколько они весомы и оправданы?

– Было бы удивительно, если бы мы начали новый учебный год без новшеств. Не могу сказать, что новшества в этом году носят глобальный характер. Например, запрет мобильных телефонов проходит достаточно спокойно. Я и директор, и учитель в 5-6 классах на полную ставку, поэтому вижу все изнутри. На мой взгляд, в этом новшестве есть некая половинчатость мер. Мы запрещаем детям использовать телефоны на уроке, но на переменах, а они достаточно большие – 20 минут, ученики, что называется, дорываются до них. Даже в столовой приходится вынимать телефоны из рук учеников. Дети зеркалят поведение нас, взрослых. Считаю, что механизм запрета телефонов в школе должен быть более ощутимым, и это не только фотои видеосъемка на уроках.

– А родители с пониманием отнеслись к такой мере? Они являются вашими союзниками в этом?

– Если касаться мобильных телефонов, то да. Более того, на протяжении последних лет родители даже просили забрать их. Но педагоги телефоны учеников в руки не берут, ответственность за них не несут. Это личная вещь ребенка, за которой они следят сами.

Возвращаясь к теме новшеств в образовании, хочу вспомнить новшества прошлого года: гимн, флаг и «Разговор о важном». Это однозначно положительный опыт. Говорю это с гордостью и с чистым сердцем. Дети поют гимн, и это не может не радовать. Причем они поют его даже на внешкольных мероприятиях. Это помогает выработать у них идентичность с российской государственностью. «Разговор о важном» – здесь тоже было не все так просто. Классному руководителю, неважно какой предмет он ведет, нужно приготовить достаточно гуманитарную тему к этому уроку – важному и нужному. Например, темой первого урока «Разговор о важном» в этом году стало 20-летие событий в Беслане. Об этом нельзя молчать. Откуда бы современные школьники, например, узнали бы, что существует информационное агентство ТАСС? И так далее, и тому подобное. «Разговор о важном» дает расширение кругозора, и это положительное новшество.

Еще одно новшество – советник директора по воспитанию. В школе появился еще один человек. Вначале они работали, практически вслепую, а потом пошло.

– То есть для того, чтобы какая-то новация была принята или отвергнута, нужен один учебный сезон?

– Как минимум. Но тут тоже есть много нюансов. Хотела бы вспомнить еще историю патриотического воспитания и «Движение первых». Этим летом я впервые заметила, сколько детей во время летних каникул поехали по лагерям страны: Сочи, Крым, Подмосковье… Это тот самый старт, который дают наши новые организации. Семейные смены, смена МЧС, военные лагеря… И возвращаются обратно дети наполненные, они выбирают себе профессию. И то, что это является не назиданием, а выбором наших ребят, – это огромный плюс этих новшеств. Еще важный момент – развитие самоуправления в школах. Но обо всем этом можно говорить очень долго.

– А что дает школьное самоуправление? Дети воспринимают школу как социум и воспринимают себя не только в ученической роли, но и в общественной жизни?

– Безусловно. Это очень полезная практика, возможность попробовать себя в разных делах, развитие лидерских качеств.

– К более тяжелому и трудному для российского образования вопросу – кадровому. Почему не идет молодёжь в школы? Насколько существующие меры поддержки сбалансированы и действенны?

– Конечно, меры не сбалансированы. Молодежь, к сожалению, массово в школу не идет. Причина, на мой взгляд, одна – пока у педагогов не будет достойной оплаты труда, молодёжь в школу не придет. Профессия учителя такая же, как и все другие, и она заслуживает достойной зарплаты. Учителя уходят на пенсию рано, потому что становится тяжело, а своей профессией хорошему учителю очень легко заняться в режиме самозанятости – примерно на те же деньги и даже еще больше. Это ответ на вопрос с полей. Одной из самых лучших мер поддержки мне кажется оплата классного руководства – плюс 10 тысяч рублей. Мне также понравился проект нашего губернатора о наставничестве. С небольшой зарплатой, когда опытный человек обучал молодых. У меня в школе было 3 наставника – это достаточно много. Из важного в этом направлении – это принятие Псковским областным Собранием закона о выплате 50 тысяч рублей педагогам, которые воспитали 100-балльника на ЕГЭ или призера российских олимпиад. Мы долго этого ждали.

– Вы однозначно оцениваете это позитивно?

– Да. Если у ученика нет влюбленности в предмет, он его не выберет ни на ЕГЭ, ни для олимпиады. Все начинается с урока, а не у репетиторов. За эту меру поддержки благодарю и считаю, что она будет действенной. А остальные меры поддержки нас ждут впереди, потому что есть над чем работать. Хочу сказать еще несколько слов о престиже профессии педагога. У нас складывается довольно странная система координат и, на мой взгляд, ошибочная, когда в школу стали приходить случайные люди. Если в школу приходит человек с любым высшим образованием, прошел дистанционные курсы переподготовки и выходит в классы преподавать, не являясь носителем литературы или математической культуры и т.д., мне становится страшно. Школа начинается с учителя и продолжится учителем. Человек не только должен знать предмет от и до, но он еще должен знать методику, а дальше все наращивается опытом и характером. Если мы таким вот образом затыкаем кадровые «дырки», то что мы получим через 10 лет? Еще очень важно, чтобы в профессии оставались старые опытные педагоги. А кто молодежь сейчас научит?..

– Перейдем к делам депутатским. Какие задачи на новый парламентский сезон вы ставите перед собой как депутатом?

– Задачи две. Первое, весной в городе Великие Луки мы начали семинары, круглые столы по вопросам лиц с ограниченными возможностями. К нам приехала Елена Федорова, мы приглашали комитет культуры, спорткомитет, заинтересованных активных родителей. Все это было без СМИ, без камер. Мы просто сидели и разговаривали, какие возможности у наших ребят-инвалидов и инвалидов 18+? Мы понимаем, что они просто находятся дома. Осенью мы хотим подключить к этому вопросу центр занятости, отдел по молодежной политике. Попробуем вовлечь их в волонтерскую деятельность. Это первая моя задача, которая будет решаться постепенно, потому что трудоустройство инвалидов – это очень сложный вопрос. Пока они в школе – они на глазах, а потом – предоставлены сами себе. А это очень замечательные люди, которые бы могли жить полноценной жизнью в обществе, но не могут.

Вторая задача – это наказ с летнего депутатского приема выяснить, что происходит с великолукским здравоохранением.  

– В конце года областному Собранию депутатов предстоит принять бюджет на следующий год. Вы как раз как член профильного комитета наверняка уже думаете над предстоящей работой. Какие будут приоритеты?

– Уверена, что бюджет региона будет соответствовать тем задачам, которые будет ставить перед собой государство. Это будет социально направленный бюджет, в нем будут предусмотрены все меры поддержки участников СВО и их семей. Хотела бы отметить положительные тенденции в областном бюджете от года к году. Динамика позитивная, сокращается дефицит. Радоваться этим словам можно, если знать, каковы были предыдущие годы и десятилетия. Конечно, область пока остается дотационным регионом, но есть большие продвижения в лучшую сторону. В послании президента в этом году говорилось о списании региональных долгов, и мы ждем этого, и это будет огромным подспорьем нашей Псковской области.

– На первой сессии Псковского областного Собрания вы с коллегами рассмотрели федеральную инициативу о запрете гражданам государств, в которых разрешена смена пола, быть усыновителями и опекунами детей-граждан РФ. Вы поддерживаете эту инициативу?

– Я, безусловно, ее поддерживаю, и я не знаю из своего достаточно широкого окружения людей, которые бы ее не поддержали. Мне кажется, что русский человек в этом вопросе абсолютно адекватен и абсолютно честен. Думаю, что эту инициативу стоило рассмотреть еще раньше, а не в свете защиты традиционных семейных ценностей. В России достаточно много семей стоят в очереди на усыновление, и отдавать предпочтение иностранцам не вижу никакого смысла. Депутаты регионального парламента здесь выражают мнение большинства людей.

Беседовала Любовь Кузнецова

ПЛН

Поделиться ссылкой: