ТОС: простой, понятный и близкий людям формат решения местных проблем

Поддержка ТОС
Как сельские, так и городские ТОС нуждаются в поддержке органов власти. Руководители ТОС в числе главных трудностей отмечают недостаток финансовых ресурсов. В Федеральном законе № 131-ФЗ закреплено, что основным источником средств ТОС являются собственные средства их участников, а также средства местных бюджетов, которые могут быть им перечислены по договорам с органами местного самоуправления. Заключение таких договоров является весьма сложной и длительной процедурой, потому что выделение средств из местного бюджета происходит в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это предполагает наличие у ТОС статуса юридического лица, а также соблюдение весьма сложных процедур. Поэтому получила распространение практика предоставления финансовой помощи ТОС через гранты. В этом случае статус юридического лица для ТОС необязателен, и в оказании помощи ТОС (особенно в сельских поселениях) активно участвуют органы государственной власти субъектов РФ.

ПРИМЕР:
Интересен опыт правительства Воронежской области поддержки ТОС через гранты на реализацию местных инициатив по заявкам.
Эти заявки выбираются на конкурсной основе Общественным советом ассоциации «Совет муниципальных образований Воронежской области». Заявка подается ТОС на стандартном бланке, который размещен на официальном портале правительства Воронежской области, на специальный электронный адрес. Она должна представлять собой план (проект) решения определенной проблемы, важной для жителей ТОС. К заявке прилагается;
• описание порядка реализации плана (проекта);
• обоснование объема и стоимости необходимых материалов;
• эскизы, чертежи, схемы;
• заверенная копия устава ТОС, иных документов, подтверждающих статус органа ТОС, его контактные телефоны.
Предполагается, что органы ТОС смогут предоставить для реализации данного плана (проекта) определенную технику, инвентарь, материалы, а население – денежные средства, собственную технику, оборудование, трудовые ресурсы. Недостающие для реализации местной инициативы материалы, работы, услуги закупаются за счет средств гранта, полученного от ассоциации «Совет муниципальных образований Воронежской области».
После рассмотрения заявок Общественным советом ассоциации отбираются те из них, на реализацию которых будут выделены средства. ТОС – победители конкурса представляют в ассоциацию в бумажном виде все те документы, которые направлялись ими в электронной форме. Заключается договор поручения
с ассоциацией на реализацию проекта ТОС. Органы ТОС предоставляют в ассоциацию счета к оплате материалов, товаров и услуг, необходимых для реализации проекта, фотоотчет состояния территории (мест, объектов и т. д.) до начала реализации инициативы органа ТОС. Ассо-циация выдает органам ТОС доверенности на получение материалов.
Силами ТОС и населения осуществляются мероприятия, предусмотренные планами (проектами). В ходе их реализации выполняется фото- и видеосъемка территории, объектов для последующего формирования отчета. После окончания работ органы ТОС заполняют отчетную документацию и сдают ее в центр методической поддержки ТОС ассоциации «Совет муниципальных образований Воронежской области».
В 2015 г. в ассоциацию в рамках конкурса общественно полезных проектов ТОС поступило более 350 заявок из сельских поселений области. Из них Общественным советом по ТОС выбраны 169, по которым выделены гранты. Из бюджета области на финансирование данных проектов было выделено 20 млн руб. С помощью таких грантов сельские органы ТОС решили свои проблемы: отсыпку сельских дорог, благоустройство детских и спортивных площадок, памятников, скверов, кладбищ, остановок общественного транспорта, ремонт дорог, мостов, тротуаров и др.
В конкурсе не участвовали представители ТОС городского округа г. Воронеж. Это представляется справедливым, потому что помощь из областного бюджета должна идти в первую очередь самым слабым и нуждающимся муниципальным образованиям. Крупные города могут и должны оказывать помощь своим органам ТОС за счет собственных бюджетных средств.
Однако практика показывает, что в крупных городах поддержке общественного участия в местном самоуправлении уделяется слишком мало внимания.

ПРИМЕР:
В Воронеже из городского бюджета финансируются только расходы на выплаты компенсаций председателям комитетов ТОС. Минимальная компенсация для территорий, насчитывающих ме-нее 300 жителей, составляет всего около 2 тыс. руб. Причем получить эту компенсацию председатели комитетов могут лишь в том случае, если предоставляют ежемесячные отчеты о своей работе.

cmokhv.ru

Поделиться ссылкой: