Творческая работа педагогов – для развития дошкольников

Дошкольное воспитание – важный этап формирования личности маленького человека. В этот период закладываются основы его характера и мировосприятия. Станет ли ребенок пытливо познавать мир, научится ли самостоятельно мыслить и анализировать полученные знания, применяя их в разных жизненных ситуациях? Это и многое другое зависит от того, что заложат в личность малыша в детском саду, насколько профессиональные воспитатели встретят его там.

Сотрудники учреждений дошкольного образования Великих Лук стремятся сделать многое для всестороннего развития своих воспитанников, используя для этого существующие методики и разрабатывая собственные. Свои наработки воспитатели представляют на различных площадках, делясь с коллегами своим опытом.

Обменялись «премудростями»

Педагоги двух дошкольных учреждений нашего города – детского сада № 7 и детского сада № 26 – приняли участие в VIII Всероссийском форуме «Дошкольники России», который прошел в начале февраля в Санкт-Петербурге. Более 300 специалистов и индустриальных партнёров собрались со всей страны, чтобы поделиться лучшими практиками российского образования.

Участники форума из детского сада № 7

В рамках форума работали 9 секций, посвящённых различным аспектам дошкольного образования. Делегаты могли свободно перемещаться между ними, следуя своим профессиональным интересам. Именно эта концепция подарила собранию неофициальное название – «Слёт Василис по обмену премудростями».

Педагоги, представляющие разнообразные детские учреждения, поделились множеством инновационных идей, направленных на развитие дошкольного образования. Были показаны интересные технологии и игровые методики, активно применяемые в образовательном процессе. Участники смогли ознакомиться с новыми подходами к обучению и взаимодействию с детьми и родителями, что стало важной частью обмена опытом между регионами.

Активно делились своими наработками и великолукские педагоги.  Старший воспитатель детского сада № 26 И.А. Риссамакина презентовала авторское игровое пособие «Тропариум» и выступила на тему «Воспитательный потенциал игры. Применение игрового оборудования «Тропариум» в рамках апробации программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Тропы».

Ирина Анатольевна рассказала, что дошкольное учреждение, где она работает, очень хорошо оборудовано современными гаджетами разного порядка: от говорящих ручек до робототехники. Коллектив хорошо владеет оборудованием, интерактивными столами и другой техникой.

И.А. Риссамакина убеждена, что статичные занятия с детьми порой отрицательно влияют на развитие познавательного интереса, эмоциональной сферы и в целом на сохранение здоровья. Дети много сидят и мало двигаются. По ее мнению, заниматься с детьми нужно так, чтобы они даже не догадывались, что это занятия. Для ребёнка это должна быть просто игра.

Этот принцип стал основой для создания игрового пособия «Тропариум», инновационность которого состоит в превращении статичной дидактической кластерной игры на основе технологии фишбоун, т. е. педагогического приёма, позволяющего визуализировать информацию, в подвижный квест. Вся игровая деятельность происходит в процессе двигательной активности.

Этот прием в детском саду № 26 используется и в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Тропы».

 Команда педагогов из детского сада № 7 под руководством заведующей А.А. Овсянкиной презентовала две работы: проект «ПластиНЕЙРиЯ» (автор – старший воспитатель А.Н. Белогорова) и «Коллаборация дошкольников и школьников в процессе реализации инновационного социально-коммуникативного проекта «МозаКвантум» (авторы – заместитель заведующего по воспитательной работе Т.М. Свинцова, воспитатель Ю.А. Гусева и музыкальный руководитель А.А. Львова).

Это дошкольное учреждение активно взаимодействует с социальным партнёром – детским технопарком «Кванториум», где занимаются школьники. Такое сотрудничество направлено на инновационно-творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста, что позволяет становлению многофункциональной, комфортной, оригинальной, творческой среды в детском саду. Своим опытом великолучане и поделились со своими коллегами из разных регионов.

   Участники Всероссийского форума «Дошкольники России» посетили презентационную площадку современного игрового оборудования, приняли участие в мастер-классах, семинарах, в работе круглых столов. «Форум стал отличной возможностью для налаживания профессиональных контактов, обмена идеями и опытом.  Взаимодействие с единомышленниками способствует не только профессиональному росту, но и вдохновляет на новые достижения в работе с детьми», – поделились своими впечатлениями великолукские педагоги.

И.А. Риссамакина – справа

Конкурс – стимул для развития

Еще одной площадкой демонстрации достижений и обмена опытом представителей учреждений дошкольного образования Великих Лук стал проходящий сейчас в нашем городе муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2025». Его участниками стали:

– Вера Владимировна Авдохина, учитель-дефектолог (ДОУ № 4);

– Любовь Михайловна Батурина, воспитатель (ДОУ № 1);

– Мария Игоревна Гайдова, воспитатель (ДОУ № 27);

– Светлана Валентиновна Исраелян, воспитатель (ДОУ № 9);

– Дарья Игоревна Мишанова, педагог-психолог (ДОУ № 16);

– Анна Александровна Никонова, воспитатель (ДОУ № 17);

– Ирина Валерьевна Першакова, воспитатель (ДОУ № 20);

– Екатерина Юрьевна Петрова, воспитатель (ДОУ № 3);

– Елена Юрьевна Пурвян, инструктор по физической культуре (ДОУ № 13);

– Марина Анатольевна Рыжкова, воспитатель (ДОУ № 22);

– Анна Алексеевна Федорик, воспитатель (ДОУ № 25).

Во время первого очно-заочного отборочного тура участники представили свои визитные карточки и рассказали о своем опыте работы в дошкольном образовании, а также продемонстрировали членам жюри педагогические мероприятия с детьми.

По итогам первого тура в финал вышли пять педагогов: В.В. Авдохина, М.И. Гайдова, С.В. Исраелян, И.В. Першакова и М.А. Рыжкова.

Финалисты муниципального этапа конкурса «Воспитатель года»

Педагогический стаж В.В. Авдохиной составляет 14,5 лет. Учителю-дефектологу приходит-ся работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Чтобы сделать деятельность воспитанников более интересной, эмоционально окрашенной, максимально развивающей и познавательной, педагог использует инновационные методы, приемы. Прежде всего, основной вид деятельности дошкольника – это игра. В ней он познает мир.

Вера Владимировна понимает, что детям с особыми образовательными потребностями нужны специальные условия и методы работы. В качестве одного из них педагог использует игровые материалы одного из теоретиков дошкольного образования, который ведущее место в своей системе отдавал специально созданной дидактической игре и игрушке. Методику, основанную на этих принципах, В.В. Авдохина и представила конкурсной комиссии.

9,5 лет трудится в сфере дошкольного образования М.И. Гайдова. В центре ее профессиональной деятельности – патриотическое воспитание дошкольников. А оно, как считает педагог, начинается с воспитания уважения к своей малой родине, к тому месту, где ребенок живет и набирается жизненного опыта.

Ценностное отношение к детскому саду воспитатель формирует через серию занятий и культурных практик. В младших группах это образовательные ситуации «Наш любимый детский сад», «Наши игрушки», «Детский сад в нашем городе», «Кто работает в детском саду». Используются сюжетно-ролевые игры, коллективные аппликации. В старших группах вместе с воспитанниками Мария Игоревна оформляет групповые альбомы (например, «Кодекс лучшего друга»). Создает еженедельные, ежемесячные и ежедневные традиции: «Вкусный вечер», «Помогаем-исправляем», «Мы дружим с физкультурой» и другие.

С.В. Исраелян осуществляет творческое развитие дошкольников через театрализованную деятельность. По ее мнению, это самый лучший способ для достижения потребности в самореализации.

Еще одна цель воспитателя – поиск новых методов и средств подачи материала по ознакомлению детей дошкольного возраста с Псковским краем. Светлана Валентиновна использует в своей деятельности такую форму организации занятий, как виртуальная экскурсия. По ее мнению, использование этого приема делает образовательный процесс в детском саду более качественным и результативным. Оживляется подача информации, дети легче вступают во взаимодействие с педагогом и друг с другом. А значит, с еще большим желанием и без скуки приобретают новые знания.

35 лет составляет педагогический стаж И.В. Першаковой. Ее профессиональные интересы – авторские разработки дидактических материалов и игр для детей по образовательным областям.

«К сожалению, многие образовательные учреждения сталкиваются с нехваткой качественных пособий и материалов, которые могли бы эффективно поддерживать патриотическое воспитание, – считает Ирина Валерьевна. – Это затрудняет реализацию программ, направленных на углубленное изучение региональных особенностей, исторического наследия и культурных ценностей. Необходимо создавать и внедрять новые пособия с использованием материала краеведения и историко-культурных традиций малой родины. Такие материалы должны быть адаптированы к современным условиям и учитывать интересы и потребности детей дошкольного возраста, а также специфику региона».

На форуме

По мнению педагога, такая работа позволит обогатить представления детей об историческом прошлом родного края, а также пробудить в них любовь к родному краю. Это и является главной целью И.В. Першаковой.

М.А. Рыжкова в сфере дошкольного образования трудится 29 лет. В числе ее новаций – использование роботов в работе с дошкольниками, что помогает активировать познавательно-исследовательскую деятельность старших дошкольников.

«Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя, – убеждена Марина Анатольевна. – Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Ее использование позволяет чередовать практические и умственные действия ребенка».

Свои наработки, которые позволяют сделать пребывание малышей в детском саду интересным, познавательным, помогают формированию и развитию личности, каждый из воспитателей представил в ходе заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2025». Затем каждый из конкурсантов продемонстрировал свои педагогические навыки в организации мероприятий с детьми.  Педагоги представили креативные подходы, инновационные идеи и заботливое отношение к воспитанникам.

Теперь финалистов ожидает второй тур, который включает два конкурсных испытания: просветительское мероприятие с родителями и мастер-класс.

М. Озерова

Поделиться ссылкой: