О том, что в Великих Луках студенческая молодежь серьезно изучает историю своей родной земли, можно убедиться, приняв участие в ежегодной студенческой краеведческой конференции, которая проходит на базе ВЛГАФК.
В этом году более тридцати молодых участников краеведческой конференции из нескольких регионов России представили свои исследовательские работы по разным темам. Молодежь изучила и исследовала вопросы, связанные с Великолукской наступательной операцией, преступлениями фашистов в годы войны, а также – особенности развития довоенного здравоохранения и жизни в городах довоенного периода, работы и традиций школ прошлого, организацию музейного и лекторского дела, участие педагогов в Великой Отечественной войне.
В наш информационный век, когда в океане информации, кажется, можно найти все, что угодно, источники о прошлом являются по-прежнему предметом серьезных исследований. Мифологизация и сознательное искажение прошлого – культуры и быта, религии и обычаев, войн и сражений – одна из проблем историографии. Например, взаимоотношений Германии и СССР в довоенный период, интерпретация которых в наши дни со стороны западных политиков приводит к стиранию материальных свидетельств участия воинов Красной армии в освобождении Европы от фашизма.
Вообще, стоит отметить, что исторический фейк – явление не сегодняшнего дня, но инструмент, который активно используется для дезориентации при самоидентификации целых поколений и, прежде всего, молодежи. Поэтому правда и память о прошлом всегда актуальны, а самое главное – помогают понять, в каких условиях и обстановке жили предки, принимали разные решения и совершали поступки.
Например, говоря о поступках, мы часто вспоминаем, а современная молодежь пытается понять и почувствовать, чем руководствовались их сверстники, решаясь идти на смерть ради победы над немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны. А ведь история любой страны и цивилизации, прежде всего, – это люди, ее творившие. Своими поступками и своими жизнями.
Поэтому актуальность темы ХII Открытой студенческой конференции была заложена в ее названии: «Великие Луки: проблемы региональной истории и современность» и точно отражает проблематику нашего дня в историографии. Посвящена прошедшая конференция была Году педагога и наставника в России и 80-летию освобождения Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков.
Конференция традиционно проводится в стенах ее основателей и инициаторов – ВЛГАФК и лично кандидатом исторических наук, деканом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дмитрием Белюковым. Уже несколько лет подряд организаторами конференции также являются отдел по молодежной политике управления образования Администрации города Великие Луки, Общественный совет по вопросам историко-культурного наследия города Великие Луки, Великолукское краеведческое общество.
Среди участников краеведческой конференции были как студенты ВЛГАФК, так и других учреждений профессионального образования Великих Лук (ВГСХА, ВМК, ВМТК), а заочно в конференции приняли участие студенты ПсковГУ, СПбГУТ им. профессора Бонч-Бруевича и ЮУГГПУ.
Уральские студенты из ЮУГГПУ также представили свои работы, связанные с изучением советского довоенного периода нашей страны и, конечно же, Челябинской области. В этом смысле их участие в краеведческой конференции в Великих Луках – дань сохранения традиций по исследованию прошлого с точки зрения вклада предков в развитие страны. Например, тема «Особенности Челябинска как социалистического города в 1930 годы». Город-завод со всеми вытекающими отсюда особенностями организации жизни и быта жителей. Тема специфическая и очень интересная. Или еще одна тема того, как появился город Чебаркуль и благодаря развитию металлургии стал районным центром Челябинской области.
Также студенты Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета предложили на суд Великолукской краеведческой конференции политические исследования. Например, в работе Евгения Никонова рассматривается вопрос особенностей внутрипартийной борьбы в Челябинске в годы Великой российской революции. Также студентка ЮУГГПУ Елизавета Сергеева исследовала взаимоотношения СССР и Германии в 1920 – начале 1930 годов в оценке преподавателей кафедры всеобщей истории Челябинского государственного педагогического института в 1960-1980 годах. Данная работа как раз и ценна тем, что нынешние студенты внимательно изучают оценки исторических событий нашего времени и полувековой давности.
Если брать тему, связанную с педагогами и наставничеством, то она была представлена в большом разнообразии: от исследования Виктории Воскресенской «Сельские священники Псковской епархии во второй половине ХIХ – начала ХХ веков (о взаимодействии с раскольниками и полуверцами), Алины Кежовой «К вопросу о предпринимательской деятельности в дореволюционной России», Ксении Рим «Вклад лекторов г. Великие Луки в организацию лекционной пропаганды научных и политических знаний…» до работ, связанных с конкретными людьми своего времени, педагогами – участниками Великой Отечественной войны, среди которых можно выделить работу Екатерины Скопцовой «С.В. Ковалевская о П.Ф. Лесгафте».
Рассматривая в рамках исследовательских работ вопросы проблематики региональной истории и современности, участники конференции представили работы, изучающие вопросы перспективы регионального компонента просветительской акции «Олимпийский диктант», цифровых технологий в современной экскурсионной практике, информационные технологии в работе музеев Псковской области, а также любопытный взгляд на ресурсные возможности региона на примере Псковской области, представленные студенткой Майей Лахтионовой (СПбГУТ им. Бонч-Бруевича).
Военная тематика, связанная с периодом оккупации Великих Лук, его освобождения и организации послевоенной жизни, была представлена в исследованиях Анастасии Лысановой «Великолукская наступательная операция», Алексея Савина «Преступления фашистов и их пособников в г. Великие Луки в период Великой Отечественной войны», а также Эллины Никипорец «Сложности и достижения в развитии послевоенной медицины Великолукской области». На последней работе остановимся более подробней, так как данный вопрос ранее еще не звучал.
Работа сделана на основе доклада В.И. Лейкина «Медико-санитарные последствия войны по Великолукской области и их ликвидация», датированного 1946 годом, поэтому необходимо учитывать орфографию и административные особенности на тот период. Итак, районы Великолукской области до Великой Отечественной войны были цветущими, как в смысле экономики, так и в культурном отношении. Пышно расцвело здравоохранение в го-родах и на селе. Пришли фашистские орды, и край превратился в пустыню. Все, что создавалось руками трудящихся, было разграблено, разрушено и сожжено.
Сеть здравоохранения в период оккупации была уничтожена на 67 %. Сожжено и разрушено в общем 391 здание больниц, поликлиник и амбулаторий, 153 здания городских и колхозных яслей, 6 детских консультаций, 2 детские поликлиники и 4 санатория.
Численность населения Великолукской области (довоенных территорий, позже входивших в нее) снизилась на 53 %. Заболеваемость сыпным тифом возросла на 7850 %, брюшным – на 1100 %, малярией – на 62420 % по сравнению с довоенным периодом. Перед отступлением оккупанты искусственно распространяли сыпной тиф.
А как же решали эту проблему в уже освобожденном городе и насколько быстро восстанавливалась система здравоохранения? Ведь и самых жизненных вопросов, как временного жилища, питания или обеспечения дровами, было множество. Оказывается, наши врачи и власти уже к 1946 году смогли снизить заболеваемость сыпным тифом на 94 %, брюшным тифом на 83 %, а малярией на 18 %. Показательно, что количество больничных коек было доведено до 86 % от довоенного уровня, а количество врачебных учреждений восстановлено практически полностью до довоенного уровня. За короткий срок медработниками были восстановлены ясли и дома ребенка. Эти учреждения в то время считались врачебными и входили в систему, как мы сейчас говорим, здравоохранения. Данный факт сказался на здоровье детей, число которых после войны начало резко увеличиваться при снижении заболеваемости дифтерией и корью. Однако возросла заболеваемость скарлатиной.
При всех достижениях в темпах восстановления уровня медучреждений и снижении заболеваемости были и сложности.
30 % лечебных учреждений располагались в малоприспособленных помещениях, а, например, 70 % фельдшерско-акушерских пунктов располагались в арендуемых квартирах. Подобная реальность приводила к отказам пациентам в своевременной медицинской помощи. Была, как отмечается в докладе за 1950 год главного врача Великолукской областной больницы М.И.Зубковой, и бесхозяйственность, отсутствие учета бюджетных расходов (в 1949 году).
В послевоенных Великих Луках отсутствовала поликлиника, она размещалась на одном из этажей больничного здания, что приводило к снижению качества работы из-за тесноты, отсутствия кабинетов и очередей. Послевоенная проблема нехватки кадров, помещений, средств коммунального обеспечения, медицинских компонентов тоже тормозила многие процессы. Это были, конечно, временные трудности, с которыми врачам приходилось сталкиваться ежедневно и искать пути выхода из сложных ситуаций. Так, например, в области имелось 18 лабораторий, 7 из которых не работали из-за неприспособленных для этого помещений, отсутствия реактивов и низкой квалификации лаборантов. Рентген- установки часто не работали из-за низкого напряжения электроэнергии в больнице. На тот момент в области не хватало 120 врачей, а в самих Великих Луках – 12 специалистов.
Тем не менее сеть лечебно-профилактических учреждений восстанавливалась не только быстро, но и эффективно. Уже к 1945 году по области были развернуты санитарно-бактериологические лаборатории, 26 районных санэпидстанций, 4 малярийные станции и 5 малярийных пунктов. К 1950 году медицинская сеть ЛПУ в самих Великих Луках состояла из областной больницы, поликлиники, детской больницы, детской и женской консультаций, двух малярийных станций, двух санэпидстанций, двух станций скорой помощи, детского санатория и родильного дома в новом здании.
А как в первые послевоенные годы решались вопросы отсутствия врачей-специалистов? По 6-8 месяцев в год в Великих Луках работали хирурги из института Склифосовского и терапевты из больницы Боткина. На постоянной основе хирурги и терапевты появились в нашем городе уже с 1945 года.
Таким образом, несмотря на все отрицательные факторы и сложности первых послевоенных лет, система здравоохранения постепенно смогла прийти в норму.
Эта работа студентки ВМК Эллины Никипорец была основана на изучении архивных и уже исторических документов, сопоставление которых дает более реальную картину.
Все исследования, представленные студентами на студенческой краеведческой конференции, безусловно, имеют разную ценность, но большое значение и обязательно пригодятся для тех, кто в будущем продолжит искать ответы на проблемные вопросы о прошлом нашей страны и края.
М. Козлов
Фото Е. Николаенкова