В войну шагнули мы из детства

В войну шагнули мы из детства –
Мальчишки в восемнадцать лет.
Шагнули сразу в поле бедствий,
Где кровь – за жизнь, где тьма – на свет!

Здесь взрывов и огня – излишек!
И, словно вороном кружа,
Из нецелованных мальчишек
Смерть собирает урожай.

То ли с косою разминулись,
То ли судьбой защищены –
Но в том, что мы домой вернулись,
Ни капли нашей нет вины.

И, верные своей Отчизне,
И тех мальчишек не забыв,
Идем с Победою по жизни,
Честь фронтовую сохранив.


Друзья – мальчишки!.. Боже правый!
Вам зло пришлось испить до дна!..
Какой же страшной и кровавой
Была Священная война!..

Так писал в 2015 году Александр Юрьевич Цвей, автор семи сборников стихов, книги рассказов о любви и двух автобиографических книг о войне и годах мирной жизни. Это кроме многочисленных трудов «по специальности» в МИСИ и МАДИ. Студенты его знали как преподавателя грозного предмета – сопромата, а я встречала иногда в Доме ученых, где в праздники он вальсировал тур-другой с женой перед концертом. А то как-то видела знакомое лицо в подмосковном санатории: такую внушительную фигуру трудно не заметить…
И вот теперь я читаю о боевой юности Саши в книге, подаренной мне его женой. Начало войны застало его в пионерлагере под Можайском и совпало с личной драмой – едва не умер от осложненного аппендицита.
Совершеннолетие пришлось на эвакуацию из Москвы. С трудностями и невзгодами через Горький, Казань и Алма-Ату добирались до Чкаловской (Оренбургской) области. Начал было учиться в шахтерском городе, даже в совхоз съездить успел (тоже не без приключений – надорвался было от поднятия тяжестей, после операции…). Как вот уже и призыв в армию. И теперь уже нелегкая солдатская доля – учеба в военном училище была суровой подготовкой к будущему: в лютые морозы с ежедневными лыжными походами 5 км с минометной плитой в 20 кг за плечами. А на уфимских холмах такой холодный колючий ветер, что, казалось, он дул со всех сторон.
А через год – выпуск: едва успел стихотворение прочесть со сцены – и срочно следовать на место назначения. Как у Степана Щипачева «Лейтенант»: «Лежит в кармане назначенье туда, где не смолкает бой. Он дверь училища с волненьем закрыл сегодня за собой».
На ходу – прощание с мамой и дорога на фронт. По дорогам Белоруссии и городам Рогачев, Бобруйск. И вот – до передовой – 6 км. Началась фронтовая жизнь: оборудовать огневые позиции, рыть глубокие траншеи, строить землянки в четыре наката, маскировать. И это все при постоянной перестрелке с противником. Дежурили у пехотинцев (в менее чем километре) на переднем крае, поддерживали огнем ночные операции разведчиков. А еще – обучение солдат-минометчиков: ведь он один после училища.
Чего только не было в военной биографии молодого лейтенанта?! И артналеты, и взрыв снаряда в пяти метрах (чудом уцелел!), и контузия, санбат, госпиталь… Боевые будни и праздники: день рождения на фронте, под Варшавой. Маме пишет при любом удобном случае.
И вот опять огонь немецких минометов: поляна и негде укрыться, только за хилым кустиком – и сумку на голову. Она-то и спасла от осколка. В боях и в обороне, в землянке и под огнем – несколько строк черкнуть домой, друзьям-товарищам про то, что жив-здоров (чтобы не волновались), про очередное звание, про награды.
Этот 1944 год Саша считает самым насыщенным и сложным в жизни: еще в январе был курсантом училища, а к декабрю уже прошел с тяжелыми боями Белоруссию, Польшу, был контужен и лежал в госпиталях, стал боевым и опытным офицером.
Зима 1945 года: походные марши, зарева пожарищ, новые задачи. И вот уже командир взвода батальонных минометчиков в составе 40-го Амурского полка 102-й Дальневосточной стрелковой дивизии на территории Восточной Пруссии.
Весна 1945 года: в начале мая уже чувствовалось, что конец войне близок: 2 мая – сообщение о взятии Берлина, а рано утром 9 мая разбудил звонок: «Сашка, вставай, война закончилась! Победа!» Тут уж, как пишет автор, полураздетым выбежал на улицу. А там! Сотни людей стреляли в воздух из пистолетов, ракетниц, целовались, прыгали, как дети, от радости! Это было под Кенигсбергом.
Демобилизовался не сразу, еще в 1946 г. служил в Армавире. И только позже исполнил свою мечту – учиться: поступил в МИСИ. Затем работа на кафедре, аспирантура, актуальные и востребованные научные исследования (и в том числе по расчету зданий на сейсмические нагрузки в сейсмоопасных районах).
А сколько интересных людей было встречено в жизни!
Во второй части книги я узнала много интересного об Александре Юрьевиче: всю жизнь он увлекался – с детства шахматами, потом велосипедом, волейболом, филателией, преферансом, танцами, ту-ризмом и путешествиями. Какой интересный человек! О себе он пишет: «Я не домосед. Меня всегда тянуло в туристические походы и путешествия». Побывал во многих местах страны: и поездом «Дружба» – по Украине и Молдавии, теплоходом по волжским городам; самолетом, чтобы увидеть красоту Кижей. Любитель красот Прибалтики, более 30 лет отдыхал в литовском Друскининкае, где на «железном коне» (велосипеде) носился по красивейшим окрестностям города. А о танцах говорил, что жизнь без них «теряет радужные цвета». Танцевал всегда и везде. И побывал за свою долгую (90 лет) жизнь во многих местах земного шара от «страны озер» (Финляндии) до Средиземного моря. Все ему было интересно: достопримечательности Греции, Турции, Италии!
Редкостного энтузиазма и широты интересов человек: на теплоходе прошел путь от Ленинграда до Лиссабона по Балтийскому и Северному морям в международной акции памяти к 300-летию Российского флота. С группой ветеранов войны восхищался красотами Тюильри и Парижа. Через всю жизнь пронес дружбу с фронтовыми друзьями: и писал, и встречался, работал и отдыхал с ними. А еще оказалось, что Саша учился тут, неподалеку, в Киевском районе, и улица Студенческая (бывшая Извозная) – ему дорога: «Как много нам открытий чудных!» Как и читал на выпуске:

В каких боях был, где был ранен
И города какие брал,
Потом рассказывать он станет,
Уж поседевший генерал.

Книгу «Великая Отечественная война» друзья ему подарили с надписью: «Дорогому Александру Юрьевичу Цвею – нашему бессменному старосте, большому жизнелюбу, прекрасному человеку и солдату – от друзей» (волейболистов).
Лучше про него и не скажешь!

Нина Вадимовна Котова,
Москва

Поделиться ссылкой: