8 декабря 1956 года в финале Олимпийского турнира в Мельбурне (Австралия) сборная СССР, выиграв у команды Югославии – 1:0 (гол забил Анатолий Ильин), принесла первую победу отечественному футболу на мировой арене. Победу, которой могло и не быть.
Посылать или нет футбольную сборную СССР в Австралию, решалось на уровне первых лиц государства. Несколько раз члены Политбюро ЦК КПСС обсуждали этот вопрос на своих заседаниях. Слишком свежи были еще воспоминания о поражении советской команды от югославской сборной на предыдущих Олимпийских играх в Хельсинки – поражении Советского Союза и Сталина от Югославии и Тито.
«Вызвал нас к себе министр спорта Николай Романов, – вспоминает один из лидеров той сборной Анатолий Исаев, – подошел к каждому и у каждого спросил: «Победим?». Все, конечно, ответили «да». И это было что-то вроде клятвы. Правда, мало кто из футболистов понимал, чем грозит неисполнение этого торжественного обещания». Возможно, кто-то до конца осознал это лишь после того, как сборная СССР в отборочном турнире в четвертьфинале первый матч с Индонезией сыграла 0:0, и только в повторном матче наши выиграли 4:0. До этого были кошмарный перелет в Мельбурн, во время которого самолет с советской командой едва не разбился, страшная австралийская жара, бойкот, объявленный советским спортсменам некоторыми делегациями из-за трагических событий в Венгрии.
После той ничьей с Индонезией все были на взводе. Николай Романов сделал настоящую обструкцию всем футболистам.
Полуфинальный матч со сборной Болгарии наши выиграли – 2:1 (голы забили Стрельцов и Татушин). Этот матч с Болгарией Олег Белаковский, врач команды, вспоминает, как страшный сон: «Вдевятером ведь заканчивали, еще в первом тайме у Валентина Иванова не выдержало колено. А тогда замены-то не разрешались. В начале второго тайма – ключицу сломал Коля Тищенко. Подбежал Гавриил Дмитриевич Качалин, очень бледный, кричит: «Доктор, что делать?». И Коля за меня отвечает: «Как что? Буду играть!». А у него кость пробила кожу и торчит наружу. Ничего, перебинтовали его, и он снова на поле вернулся». Вернулся не зря: именно Тищенко начал ту решающую атаку, в которой советская сборная за четыре минуты до конца дополнительного времени забила болгарам победный мяч – 2:1.
Сразу же после матча Тищенко был прооперирован и, естественно, с Югославией сыграть не смог. Как и Валентин Иванов и Эдуард Стрельцов. Им и многим другим, кто добывал победу, медалей тогда так и не досталось: золото вручалось лишь тем, кто выходил на поле в финальном матче. И вроде бы руководство пообещало, что по возвращении в СССР на монетном дворе отчеканят дубликаты. Исполнено это было лишь 50 лет спустя: по инициативе РФС (Российского футбольного союза) на монетном дворе в Москве были изготовлены копии тех золотых медалей. Их получили Алексей Парамонов, Валентин Иванов, Владимир Рыжкин, Борис Разинский, Юрий Беляев, Иосиф Беца, Олег Белаковский (врач), а также родственники ушедших из жизни Эдуарда Стрельцова, Ивана Мозера, Николая Тищенко, тренера Гавриила Качалина, руководителя футбольной делегации – 1956 Валентина Гранаткина.
О возвращении нашей сборной из Мельбурна в следующей статье «Хроники футбола».
В. Шатров,
футбольный обозреватель