«Забраться выше уже невозможно»

Существуют книги, которым достаточно появиться, и без них уже сложно представить существующее историческое и общественное пространство. Кажется, они были всегда.
Очевидно, что к таким относится и книга «Великие Луки. Великий город в истории российского спортивного воздухоплавания» (0+). Редактор и составитель сборника – президент федерации воздухоплавания России в 1994-1998 годах, директор Международных встреч воздухоплавателей в Великих Луках в 1996-1999 и 2008-2010 годах – Давид Меерович Шифрин сумел создать не просто некий подарочный альбом, но именно качественный презентационный сборник.

Если попытаться пересказывать его содержание, то очень скоро начнется прямое цитирование, поскольку даже отдельные авторы у Д.М. Шифрина оказываются соединенными общим повествованием. И постоянными комментариями самого редактора. Он не просто знакомит предельно широко с персоналиями и изобразительным рядом крупнейшего в России воздухоплавательного мероприятия, у него получилось единое полотно, визитная карточка великолукской воздухоплавательной встречи, как для России, так и для зарубежной аудитории.
Почему для зарубежной? Да потому, что все статьи сборника продублированы рядом на английском языке. Причем перевод с русского вполне адекватный и не менее художественный, чем язык оригинала.
Сборник интересен как для его непосредственных героев, участников и соучастников, так и для совершенно посторонних читателей, узнающих о воздухоплавании, быть может, в первый раз. Именно поэтому он начинается с общей справки о том, что 14 июня 1911 года уроженец Великолукского уезда генерал Нил Кирпичев назначается первым председателем Воздухоплавательного комитета при Главном инженерном управлении Русской армии, а 14 июня 1996-го, то есть ровно через 85 лет в Великих Луках открывается 1-я Международная встреча воздухоплавателей.
Более того. В 1895 году у Ф. Сологуба, ранее служившего учителем в Великих Луках, выходит роман «Тяжелые сны» с прямо-таки пророческими словами: «Делайте скромно ваше дело и ждите воздушных шаров…». А через 100 лет, в декабре 1995-го, федерация воздухоплавания России исполнит мечту о воздушных шарах над Великими Луками, приняв решение о проведении здесь чемпионата России.
Эти важные исторические па-раллели помогают читателям лишний раз проникнуться общей атмосферой города на Ловати и немного подойти ближе к разгадке того, почему именно так все здесь сложилось. В конце концов, 25 лет воздухоплавательных встреч уже требуют и некоего стратегического взгляда, а не только радости от событийных моментов.
Д.М. Шифрин отмечает: «Роль и вклад этого мероприятия в развитие российского, а уже сегодня, вероятно, и не только одного российского спортивного воздухоплавания можно сравнить с началом развития спортивного воздухоплавания в США, где постоянно в одном месте (Indianola – штат Айова) в свое время на протяжении многих лет (1970-1988 гг.) проводились чемпионаты страны. А, с другой стороны, в истории нашего спортивного воздухоплавания, в дальнейшем развитии которое, сегодня в этом уверен не только один я, уже вряд ли остановится, «ВЕЛИКИЕ ЛУКИ» почти как Эверест – можно покорить, можно повторить (возможно, даже улучшить), но выше забраться уже невозможно».
Витиевато сказано, но точно. Без обобщений не понять частностей. Без общего так и завязнешь в деталях, фамилиях и разрозненных фактах, теряя общий смысл и суть дела.
И редактор, давая слово организаторам соревнований, их участникам, пилотам, волонтерам, гостям, профессионалам и любителям, именно обобщает весь этот массив впечатлений. Эта режиссура не всегда очевидна, но неизменно чувствуется, если книгу не листать как фотоальбом, а именно читать, как полноценную книгу, страница за страницей.
Давид Меерович итожит на завершение: «Наверное, в этих самых полетах «души и тела» есть что-то очень естественное и что-то, что очень по душе этой самой человеческой душе. И об этом душевном великолучане говорят только хорошие слова».
Без сомнения, Д.М. Шифрину и его помощникам удалось достойно обобщить 25 лет воздухоплавания в Великих Луках и показать убедительный срез этого события. Благо автор лично все видел, всех знает и в самых разных обстоятельствах соли со многими съел в количестве, заметно превышающем пуд.
Иногда редактор придерживается роли летописца-журналиста, стараясь не упустить из виду ни одну мелочь. Иногда он становится философом или ученым, проводя те или иные аналогии. Иногда он говорит от лица организатора, разъясняя роль «Газпрома» и других финансовых помощников встречи. Иногда он ироничен и спорит с тем, с чем не согласен, не называя, конечно, фамилий своих оппонентов, но для тех, кто в курсе, все прекрасно прочитывается.
Давид Меерович всегда разный. Как и его соавторы. Тем и интересна книга. Она составлена из статей и комментариев самых разных авторов. Но она ни на миг не рассыпается, даже если фамилия Шифрина и не значится на обложке, как фамилия автора. Сборник един, целен, это в самом лучшем смысле слов концентрированный продукт.
Отныне любого интересующегося темой смело можно отсылать к сборнику Д.М. Шифрина. Он там многое поймет и сделает правильные выводы.
Как подчеркивает редактор-составитель: «Задача этой книги показать, какой путь за четверть века пройден совместно российским спортивным воздухоплаванием и городом, когда-то дружески встретившим пилотов-аэронавтов; рассказать о людях, создавших самое крупное и известное спортивное мероприятие аэронавтов, и о возможностях дальнейшего обоюдного сотрудничества и развития».

А. КАНАВЩИКОВ

Поделиться ссылкой: