Ответить на этот необычный вопрос в ходе нового спектакля на сцене Великолукского драматического театра пытаются и актеры, и зрители. Постановка сразу двух драматургов: Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Бог ездит на велосипеде» точно никого не оставит равнодушным (12+).
Актриса Оксана Бугаец, сыгравшая в этом спектакле одну из главных ролей – роль Наташи, знакомой и подруги Кирилла (главного героя), которую замечательно исполнил актер Александр Васильев, в великолукском театре работает уже четвертый сезон. Она человек, безусловно, одаренный и глубокий, а еще и превосходный друг и собеседник. Побеседуем немного с ней и попытаемся разобраться в сегодняшней непростой и неординарной пьесе.
– Спектакль относится к «Лаборатории» Лоевского?
– Его поставил молодой московский режиссер Иван Комаров еще в 2020 году. Оказалось, что в произведении есть драматическая «подложка». Все общение в пьесе, изначально кажущееся странным и неестественным, на самом деле есть не что иное, как некий «стеб» более сильных в классе над более слабыми, – добавляет Оксана.
По ее словам, в пьесе много интересных тем, и как раз драматическая черта этого спектакля – это, безусловно, сами монологи. Монологи реальных подростков, живущих в сегодняшнем мире и времени. Некая простенькая компьютерная восьмибитная игра. Кстати, превосходная идея этого спектакля также еще и в том, чтобы сделать всех прочих героев, помимо нас, как бы некими компьютерными «симуляциями».
– Нас же двоих с Кириллом, – продолжает актриса, – здорово было показать, пусть и в некоем гриме, но, по крайне мере, реальными и живыми!.. Так как лишь у нас есть действительно настоящие переживания: у Кирилла по одному поводу, у меня, Наташи, – по-другому. Словом, встретились «две боли, два одиночества», которые смогли друг другу чем-то помочь.
Но проблемы остаются проблемами, пока они не решены вполне. Героиня Наташи ведет себя немножко дерзко и закрыто. По сути же, она не раскрывается полностью до «встречи» со своим преждевременно ушедшим братом, ведь у нее все время была обида на него: что он ушел так преждевременно, бросив ее одну.
– Скажи, были какие-то близкие сердцу образы или картинки из жизни, которые помогли проникнуть в характер и мир девочки-подростка с достаточно непростой судьбой?
– Нет, я не брала конкретного персонажа в пример, когда играла Наташу. Она – это некий собирательный образ. Какая-то часть меня, агрессивная, которую я обычно не выпускаю, возможно, сильнее проявилась в роли, хотя мне кажется, что неправильно вести себя в жизни, дерзко и агрессивно общаясь с другими. Люди не виноваты, когда у тебя не очень хороший день. Но у подростков это бывает. Подростки зачастую эгоистичны и очень жестоки. Но Наташа по ходу пьесы раскрывается, почему она себя так ведет.
– У спектакля необычное название: «Бог ездит на велосипеде». Кто Он, по-твоему?
– Мы вот как для себя ответили. Там ведь в конце моя героиня говорит, что мой брат не может никак меня уложить спать и дочитать до конца на ночь сказку. А друзья вечно зовут его погонять на великах, на которых ему страсть как нравилось кататься. Но из-за младшей сестренки у него вечно это не получалось! Он, ее брат, ездил на велосипеде. Он был ее старше на десять лет. На самом деле разные бывают отношения между братьями и сестрами, и часто не самые «пушистые». В случае Наташи и ее брата – они были просто идеальны. Он был таким старшим братом, который всегда ее защищал, заботился, не давал в обиду, то есть был для нее «Богом на велосипеде», примером настоящего человека. Вот такая версия. Что же в это название заложили сами драматурги, я точно не могу сказать.
– В целом как тебе этот спектакль? Полезен ли он для публики? И вообще какой след оставил для тебя самой?
– Я очень люблю этот спектакль. Мне он очень понравился уже тогда, когда я в нем еще не играла. Мне казалось, что он действительно интересен и полезен, особенно сочетание юмора и драматизма. Здесь очень глубокие детские монологи: они действительно настоящие. Перед созданием спектакля его авторы общались с настоящими подростками, задавали им реальные вопросы, и они, эти подростки, откровенничали и говорили правду о себе. То есть то, что в спектакле читает Никита Шатов (психолог), – это действительно реальные монологи.
По мнению Оксаны, пьеса хороша для всех возрастов. Она, исполнительница роли Наташи, часто наблюдает мокрые глаза у учителей и у взрослых. Несмотря на то, что спектакль про подростков, они переносят его сюжет на себя и на своих детей, и часто бывают очень растроганы в конце. «Особенно эмоций добавляет вот эта песня в финале, которая всем очень знакома: «Прекрасное далеко», – говорит молодая актриса.
– Что пожелаешь зрителям и читателям от себя лично?
– Обязательно прийти на этот спектакль! Найти в нем для себя новое и интересное. Иногда слышу такие мнения, что в театре скучно и неинтересно. На этом спектакле скучно не будет точно! Может быть, будет где-то немножко сложно и непонятно, и надо будет попытаться разгадать и более пристально разглядеть затерянный и подчас непонятный мир четырнадцатилетних подростков.
Возможно, никогда, ни в какие эпохи прежде не было, да и быть не могло столь сильного диссонанса между «отцами и детьми», как именно в наше время! Высокие технологии, заслуги и прогресс которых, разумеется, неоспорим, играют в сегодняшние дни с человеком и особенно со столь хрупкой и впечатлительной натурой, как подросток, весьма злую штуку.
Сегодня нам часто мешает невозможность, а главное, нежелание разговаривать и просто по-человечески понять: родителям своих юных отпрысков и наоборот. Возможность, а главное, желание это делать, чаще общаться и видеться вживую, слушать друг друга и ощущать живительную близость от общения, от человеческого слова, от простого живого прикосновения – весьма и весьма важная задача современности.
Быть, любить, понимать друг друга – в этом смысл этой необычной пьесы. И хотя он и неоднозначен и конец пьесы не совсем определен, возможность же сделать собственные выводы и заключения, а также проанализировать – прекрасный способ вовлечь взрослых и современную молодежь в свой не только ирреальный и наполненный закладками мир, но и в столь незабываемую и увлекательную историю-путешествие под названием «Человеческая душа».
Разумеется, что всякую театральную пьесу лучше всего увидеть самому. Для тех, кто еще не успел окунуться в данное произведение, вот лишь одно из мнений:
София Шерякова, 7В класс, 13-я школа:
– Мне очень понравилось. Актеры очень хорошо передали ту самую атмосферу, которую сейчас переживают очень многие современные подростки. Наверное, надо извлечь из этого какие-то уроки для себя: открываться больше родителям, друзьям и одноклассникам и, конечно, лучше относиться друг к другу и не замыкаться в соцсетях. Думала ли я, что наш театр настолько современен и затрагивает настолько щепетильные вопросы? Нет, не думала и была приятно удивлена!..
Евгений Николаенков
Фото автора