АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 

Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева,26;
Главный редактор: тел.(81153) 5-20-64, vpravda@ellink.ru
отдел рекламы
: тел/факс (81153) 3-02-24, vp@ellink.ru.

«Есть духовные богатства - надо их копить стараться…»

«От нас, отцов, матерей, от воспитателей,

зависит, чтобы каждый наш юный гражданин

дорожил своей святыней, как дорожит честный

человек своим добрым именем, достоинством

своей семьи».

В.А. Сухомлинский

 

Наш детский сад - это чудесный островок детства с ласковым названием «Лучик». Вот уже много лет работает наш коллектив дружно, с полным взаимопониманием. Возглавляет его Ефимова Татьяна Юрьевна - человек с активной жизненной позицией, умеющий направить работу воспитателей на формирование у детей потребности участвовать в делах на благо окружающих людей, живой природы, осознавать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. И душой коллектива, первым учителем для многих воспитателей является заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе Тарасова Нина Никитична, которая своим личным примером показывает, «что воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (Сухомлинский).

Мировоззрение, взгляды, суждения, личный пример старших педагогов подтолкнули к выбору основной задачи коллектива - это воспитание любви и гордости за свою страну, свой город - чувство патриотизма. Как можно раньше ребенок должен осознать, что Родина - это место, в котором живет его семья, улица, на которой стоит его дом, и пение птичек, и просторы полей, и белоснежные березки - все это родное.

Основой для планирования работы мы выбираем программу «Истоки и воспитание на социокультурном опыте», художественно-эстетическое направление «Народные традиции», нравственно-патриотическое «Я и моя Родина», физкультурно-оздоровительное «Я выбираю здоровье» и театральная деятельность «Театр и дети». Все направления важны, дополняют друг друга, обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Самым важным для малыша является его семья. С самого раннего возраста мы помогаем ребенку понять, кто такие родные и близкие люди, что такое семья, какие отношения должны быть в семье. С детьми собраны фото в «Семейный альбом». При рассматривании фотографий они рассказывают о своих близких. В старших группах создаем родовое древо семьи каждого ребенка. Изучение истории своей семьи пробуждает гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков.

Интересно, ярко и эмоционально проходят совместные мероприятия, где папы и мамы принимают активное участие. Вместе с детьми рисуют, лепят, поют, танцуют, участвуют в выставках. Каждый год проводятся спортивные состязания «Папа, мама, я - дружная семья», где дети показывают свои силу, выносливость, спортивный азарт, сплоченность. А родители доказывают свои заботу, любовь, внимание к своим детям. Предлагаем родителям поделиться своими увлечениями: мастер-классы по приготовлению нежных фруктовых салатов, пышного сладкого теста для пирога с малинкой, нарядная елочка из ниток, укрепляющие физические упражнения для мальчишек, изготовление кормушек, скворечников и многое другое. Все это является хорошим личным примером мам и пап для своих малышей. Очень добрые, светлые, по-семейному теплые получаются праздники в кругу самых близких и любимых людей наших ребят: мам, пап, бабушек, братьев, сестренок. Это «День семьи, любви и верности», «День матери», «День защитника Отечества», «День именинника».

Именно в семье начинает зарождаться интерес ребенка к своему городу. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получил свое имя город. И дело взрослого рассказать об этом доступным языком. Важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они. Воспитанники нашего детского сада знают историю своего города, знакомы с гербом города и его гимном, с названием улиц, памятников, парками. Для этого используются различные игровые формы, увлекательные беседы, экскурсии, целевые прогулки, организуются народные праздники, встречи с интересными людьми, тематические выставки.

С каким восторгом дети воспринимают экскурсии к фонтанам: площадь Калинина, площадь Рокоссовского, набережная Александра Матросова, площадь Ленина, экскурсии по улицам нашего города, к памятникам А.Пушкина, А.Матросова, к «Аллее Героев воинской славы». И как просто, но при этом увлекательно и занимательно рассказывают малышам о родном городе в Краеведческом музее. Чувство гордости за свой город просыпается в душе у ребенка, когда он совместно с родителями готовит экспонат или рисунок для тематических выставок: «Как мил мне, город, облик твой…», «На каждом метре в городе родном поставить можно памятники Славы…», «Шары над Ловатью летят чередою, знать праздник в наш город вступил».

По мере взросления детей знакомят их с воинской историей страны, города, его защитниками. В детском саду активно проходит «Неделя боевой славы», посещается «Аллея Героев воинской славы», собираются и оформляются книги - «Солдаты Победы», содержащие информацию о членах семьи - участниках Великой Отечественной войны, их героических судьбах, с приложением копий документов и фотографий, создается музей на столе «Победе в ВОВ посвящается…», проходят выставки художественной литературы из серии «Рассказы о войне для дошкольников», просмотр кинофильмов и презентаций «Они сражались за Родину», театрализованная деятельность «Боевое прошлое русского народа», проводится фольклорный праздник «Мы - россияне», конкурс чтецов стихотворений «Победой кончилась война, те годы показали…». Во время экскурсий на Братское кладбище, к памятникам погибших воинов, с детьми возлагали цветы.

В преддверии праздника Победы наши воспитанники встречаются с родственниками ветеранов Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн, изготавливают поздравления для ветеранов «Мы поздравляем вас с победным Маем!». Проводятся праздничные концерты к Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню пожилого человека.

Познавательные и насыщенные экскурсии проходят в музее школы №5: «ВОВ 1942-1945», в библиотеке имени Гайдара: «Они приближали Победу», цикл занятий по гражданско-патриотическому воспитанию в Краеведческом музее: «Памятники воинской славы», «Великие Луки - Город воинской славы», «Вошедший в бессмертие».

Свои впечатления дети отражают в рисунках, поделках, аппликациях. Это способствует обогащению их словаря, развитию интереса к окружающей действительности, а главное, у детей зарождается любовь к месту, где они живут, к своему городу, стране, к людям, гордость за историческое прошлое.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, их традиции, обычаи, песни, танцы, ремесла, народные костюмы, инструменты и игрушки. Мы это делаем через музыкально-театрализованные праздники: «Осенины», «Празднование Рождества на Руси», «Колядки», праздник народных игр «Святки», «Душа моя Масленица», «Пасха». Наряжаясь в яркие сарафаны, кокошники, косоворотки, устраиваем для наших малышей посиделки с русской народной музыкой, песнями, играми, игрой на народных инструментах. А также на помощь приходят сказки. Ведь недаром говорят, что в них заключены мудрость и великая сила. Не раз дети приходили в гости к бабушке сказочнице, которая встречала их в старинном русском сарафане, читала потешки, загадывала загадки, рассказывала сказки и пела колыбельные. Обсуждая с детьми сказки, обращаем внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к труду своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Изо дня в день мы стараемся развивать доброжелательное отношение к окружающим, чувство сопереживания другим людям, животным, эмоциональную отзывчивость. Учим доброте и любви. Умению понимать чужую боль, прийти на помощь нуждающимся помогают благотворительные акции.

В преддверии любой акции педагогами нашего детского сада проводится очень большая предварительная работа с детьми и родителями. Беседы о том, что есть «особенные» дети, которые из-за болезни оказываются в трудной жизненной ситуации, что им надо помогать; есть бабушки и дедушки, оказавшиеся в доме престарелых, им надо наше внимание. О том, что есть животные, которые волею судьбы или человека оказались на улице ранеными, больными, голодными. Но есть и другие примеры, когда люди по собственной инициативе открывают приюты для бездомных животных, заботятся о них и наша задача - оказать посильную помощь. Просмотр презентаций, фильмов на заданную тему, подготовка к концертам: разучивание песен, стихотворений, изготовление поделок, рисунков. Как же дети счастливы в тот момент, когда они не получают, а дарят подарки. При проведении акции «Помоги животному» мы опасались, что количество участвующих будет небольшим, ведь кошечки и собачки - это не дети. Но мы ошиблись. Родители несли корма, продукты, наполнители, медикаменты и другие вещи. Дети с гордостью передавали все это животным.

Массу приятных моментов доставила совместная деятельность детей и взрослых в экологической акции «Посади дерево». Каждый вносил свой вклад в озеленение территории. С большим удовольствием дети помогали взрослым копать ямки, носить песок, придерживать саженцы. Посаженные деревца будут радовать многие поколения других детей, которые будут посещать наш детский сад.

А какое волнение и трепет чувствовали наши дети, когда готовили концерт и подарки к акции «Впустите в сердце доброту», посвященной декаде инвалидов. Беседы педагогов о людях с ограниченными возможностями вызывали у детей не только сочувствие, но и уважение к силе духа.

Уже традицией стало проведение благотворительной акции «Покровская ярмарка». Весело и задорно педагоги в русских народных костюмах предлагают товар, изготовленный силами детей, родителей, педагогов. Вырученные средства идут людям, которые нуждаются в нашем внимании и заботе.

Благотворительные акции важны для тех, ради которых они организованы, но не меньшее внимание они оказывают и на самих участников акций, направленных на формирование активной жизненной позиции.

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, - организация предметно-развивающей среды. В каждой группе создан уголок с портретом Президента нашей страны, с символикой государства и родного края. Оформляются стенды «Памятники нашего города», «Наша Родина - Россия», «Берегите природу», «Моя дружная семья», «Страницы истории родного Города воинской славы». Игровые зоны с разнообразными материалами о родном крае, стране, достопримечательностях, о народных традициях, играх. С нарядными матрешками, расписными ложками, народной игрушкой дети знакомятся в мини-музее изделий русского народного творчества. Увидеть и потрогать предметы народного быта можно в уголке, оформленном в стиле русской избы. На экологической тропе малыши узнают о лекарственных растениях, восхищаются цветами. На огороде дети выращивают морковь, капусту, лучок, чеснок, картофель и даже клубничку.

В книжных уголках дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или на карте свою страну, город. В методическом кабинете имеется специализированная литература по ознакомлению детей с природой, народным творчеством, книги о Великих Луках, разнообразный дидактический материал, подборка альбомов по теме. Мы стараемся, чтобы содержание предметно-развивающей среды соответствовало интересам наших малышей.

Можно сделать вывод, что тема патриотического воспитания дошкольника актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл, и наша задача быть живым мостиком между окружающим миром и детьми. А это не просто. Именно поэтому мы стараемся посещать семинары, мастер-классы,

открытые педагогические процессы. Опыт ведущих специалистов, педагогов, воспитателей является фундаментом, на котором мы должны будем возвести такую крепость любви, добра, заботы, где ребенку будет хорошо и уютно, где он будет чувствовать свою защищенность, а став взрослым, он обязательно позаботится о благосостоянии и благополучии своей семьи, страны, Родины. Ведь будущее страны определяют сегодняшние дети.

Если не мы, то кто же,

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать,

Как важно - не опоздать.

 

Педагог высшей квалификационной категории

Елена Васильевна Васильева

Создано: 27.08.2018 11:46

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика