АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 

Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева,26;
Главный редактор: тел.(81153) 5-20-64, vpravda@ellink.ru
отдел рекламы
: тел/факс (81153) 3-02-24, vp@ellink.ru.

Интервью с профессионалом. О Ловати – всерьез

Река Ловать - не просто украшение и гордость Великих Лук. Невозможно переоценить ее роль в жизни города. Однако вряд ли большинство жителей и гостей города, любуясь рекой и ее берегами, задумываются о необходимости расчистки ее русла и проведения иных работ, связанных с поддержанием надлежащего состояния водной артерии. Разве что, видя в теплое время года работу небольшого плавсредства в черте города, приходит в голову мысль о том, что за рекой тоже необходимо следить.

20 сентября состоялась рабочая встреча автора с Виктором Алексеевичем Зиновьевым. О жизненном пути этого замечательного и заслуженного человека, возглавляющего отделение ВОСВОД, совсем недавно был опубликован материал на страницах нашей газеты. Будучи профессионалом высокого класса, имея высшее профильное образование в области водного транспорта и огромный опыт работы на судах морского флота, Виктор Алексеевич принадлежит к числу людей, которым не безразлична судьба города и его главной водной артерии. Именно он занимается выполнением работ по расчистке русла Ловати на плавсредстве, которое в летний период можно увидеть пришвартованным вблизи лодочной станции, на левом берегу реки. А еще у Виктора Алексеевича имеется немалый опыт проведения дноуглубительных и дноочистительных работ с применением судов технического флота, то есть земснарядов.

- Виктор Алексеевич, расскажите о предназначении и технических возможностях плавсредства, используемого в настоящее время для расчистки русла Ловати.

- Данное плавсредство именуется водной косилкой. Предназначено оно для очистки русла реки от водорослей на водной поверхности и на глубине. Технические возможности водной косилки ограничены следующими параметрами: глубина проведения работ составляет 50-75 сантиметров, захват водорослей по горизонтали - 2,5 метра. При расходе топлива (бензин АИ-92) 3-4 литра в час в течение одного часа работы возможно выполнение работ на площади 50 квадратных метров. Рост водорослей впоследствии возобновляется, если на участке глубина менее двух метров. В низовьях Волги, к примеру, аналогичные работы выполняются с использованием плавучих приспособлений, вырывающих водоросли с корнями, что более эффективно. Однако радикальной мерой, предотвращающей прорастание травы и прочих водорослей, являются дноуглубительные работы.

- На каком участке реки проводятся работы по расчистке русла?

- Данные работы проводятся на участке от острова Дятлинка до нижней плотины.

- В каких целях необходимо проводить работы по расчистке русла реки, а также дноуглубительные, дноочистительные и берегоукрепительные работы?

- Цель проведения данных работ - комплексная. Она содержит не только экологическую составляющую, но также эстетическую и экономическую. Эстетическая составляющая - это не только внешний вид реки, но еще и строительство, а также обустройство набережных и зон отдыха, экономическая подразумевает развитие промышленной и транспортной инфраструктуры, а экологическая - это предотвращение фактической гибели реки и иных вредных последствий для окружающей местности, а также создание предпосылок для развития рыболовства и аквакультуры. Если данные виды работ не проводить, либо проводить бессистемно, то любой водоем постепенно умирает, то есть зарастает водорослями, мелеет, превращается в болото, становится небезопасным с точки зрения экологической и теряет хозяйственное предназначение.

- А помимо данной водной косилки какой техникой еще располагает город для проведения работ по расчистке речного русла и иных работ, связанных с поддержанием Ловати в надлежащем состоянии?

- Кроме водной косилки на территории одного из городских предприятий находится старый земснаряд МЗ-8. К сожалению, в настоящее время он неисправен и решение вопроса о его эксплуатации возможно только после проведения ремонта. Разумеется, помимо плавсредств и технического флота, для проведения работ по поддержанию русла реки в надлежащем состоянии необходима и другая техника - бульдозеры, экскаваторы. Такая техника в некоторых организациях города имеется.

- С какой периодичностью проводятся работы по расчистке русла Ловати? Используется ли помимо водной косилки какая-либо другая техника?

- Данные работы проводятся ежегодно в течение одного летнего месяца, предшествующего празднованию Дня города. Кроме очищения реки от водорослей преображается ее внешний облик. Ловать становится еще более красивой и привлекательной. Разумеется, был бы достигнут гораздо больший эффект, если бы эти работы проводились в течение всего летнего сезона. Решение данного вопроса по существу - компетенция Управления жилищно-коммунального хозяйства. Я выполняю данные работы в соответствии с трудовым договором, заключаемым на определенный срок. К сожалению, в настоящее время никакая другая техника, кроме водной косилки, для поддержания русла Ловати в надлежащем состоянии не используется.

- Расскажите о том, какие дноуглубительные, дноочистительные, берегоукрепительные и иные работы производились на Ловати в предыдущие годы. Принятие каких мер необходимо в целях сохранения водной артерии и ее оздоровления?

- Еще в семидесятые годы минувшего столетия силами строительного треста была построена дамба из железобетонных плит. Экскаватор, одновременно с добычей песка, углублял дно реки. К сожалению, работы тогда были прекращены ввиду случайного обрыва кабеля связи. Согласно требованиям действующего законодательства, дноуглубительным работам должны предшествовать изыскательские работы. Следующим этапом должно быть составление проекта работ по дноуглублению и согласование этого проекта со всеми заинтересованными организациями. Лишь после этого следует доставить земснаряд, построить на берегу карту намыва - место складирования речного грунта и, согласно проекту, приступить к выполнению работ.

В 2005 году на Ловати проводились работы по дноуглублению. Исполнителем этих работ была организация из г. Санкт-Петербурга. При их выполнении не был соблюден установленный порядок. Дноуглубление проводилось бессистемно, на отдельных участках реки. Намеченная цель тогда так и не была достигнута. Существующие правила регламентируют наличие плана реки с нанесенными на него глубинами и данными о характере дна в местах проведения дноуглубительных работ. Только в этом случае возможно эффективное дноуглубление. Поскольку исполнителем работ в 2005 году эти требования не были учтены, эффективность их проведения оказалась ниже ожидаемой. Кроме того, не удалось тогда добиться и должного оздоровления водной среды, в итоге произошло усиление роста водорослей. Если речь вести о земснарядах, наиболее применимых для дноуглубительных работ на Ловати, то наиболее эффективными являются земснаряды ЗРС, у которых производительность составляет 200 кубических метров в час, производимые на Рыбинском судостроительном заводе. Кроме того, в целях постоянного поддержания нашей реки в экологически безопасном и рабочем состоянии, было бы верным решением приобретение и регулярное использование любого из современных мини-земснарядов. Река находится в рабочем состоянии тогда, когда в ее русле своевременно проводятся как дноуглубительные работы, так и уборка водорослей. Для того чтобы в черте города дноуглубительные работы были максимально эффективными, в целях уточнения мест их проведения, поздней осенью, желательно в ноябре, следовало бы открывать шлюзы на плотинах. В этом случае после сброса воды картина дна реки становится очевидной, а мели станет возможно срезать при помощи бульдозеров. В данном случае произойдет улучшение не только рельефа дна реки, но также и экологической ситуации, так как эта мера еще и позволит предотвратить рост водорослей.

- Не всем, но многим из нас известно, что в 20 столетии река Ловать в Великих Луках и Великолукском районе периодически использовалась для судоходства. Возможно ли в наше время возрождение судоходства по Ловати?

- После проведения комплекса дноуглубительных, дноочистительных и берегоукрепительных работ судоходство по Ловати вновь станет возможным. Учитывая различные особенности нашей реки, рассчитывать на ее безграничные транспортные возможности вряд ли стоит. И все же вполне реально использование не только в целях туризма и отдыха, но и для решения ряда хозяйственных задач как маломерных судов, подведомственных ГИМС, так и подведомственных Речному регистру судов вне группы (оснащенных двигателем мощностью от 75 до 150 лошадиных сил), а также судов 1 группы (оснащенных двигателем мощностью от 150 лошадиных сил). Все перечисленные суда должны быть отнесены к классу «Л», т.е. выход их в рейс возможен при высоте волн не более 0,6 метра.

 Автору было интересно услышать мнение Виктора Алексеевича Зиновьева. Ведь очевидно и бесспорно то, что он является не только высококвалифицированным специалистом, но еще и человеком, внесшим огромный вклад в сохранение и обеспечение жизнедеятельности нашей замечательной реки. Еще в перестроечные времена, обладая организаторскими способностями, он собрал с различных водоемов списанные и брошенные земснаряды, восстановил их, а также подготовил проектную документацию по очистке реки Ловать и добыче строительного песка, для чего и задействовал два земснаряда в районе деревни Рыканово. Нет никаких сомнений в том, что, при понимании важности данных задач со стороны должностных лиц различных уровней, их выполнение вполне реально. Хочется верить, что рано или поздно средства на решение этих задач будут найдены. И будет Ловать не только гордостью и украшением города, но еще и одной из красивейших рек страны. А Великие Луки станут, хотя и не портовым городом, но будут обладать собственной речной пристанью, с необходимым количеством единиц флота, береговой инфраструктурой и рабочими местами. Раз уж в Великих Луках есть такие люди, как Виктор Алексеевич, то сомнений в этом не возникает.

М. Гарбер

Создано: 11.10.2018 10:42

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика