Неизвестные и малоизвестные факты и документы
Кировско-Смоленские следы
Можно сделать вывод, что ульяновская версия сейчас в массовом сознании постепенно становится самой популярной. Это видно хотя бы из того, что в 2021 году в Воронеже увидела свет книга «Дорога в бессмертие. Александр Матросов», а ее автор Николай Шкарлат уверенно и всецело опирается на историческую базу, оформленную Дубовик и ее соратниками:
«Поводом к написанию этого очерка стал звонок моего друга из Смоленска Е.Г. Ходысько. Он работает сотрудником музея 144-й гвардейской мотострелковой Ельнинской Краснознаменной, ордена Суворова дивизии (Указ Президента РФ от 30 июня 2018 г. № 384), возрожденной после ельцинских реформ. В состав этой дивизии вошел 254-й гвардейский мотострелковый полк имени Александра Матросова, который за последние десятилетия был дважды расформирован (1998 и 2009 гг.). (…)
Евгений Григорьевич, прочитав мой рассказ об Александре Матросове, раскритиковал его, так как многие события, описанные в коротком повествовании, с его точки зрения, не соответствовали действительности и официальной версии. Вначале я попытался оправдаться, предоставив ему уникальные документы Великой Отечественной войны, а потом, по его просьбе оказать помощь в восстановлении полкового музея, приступил к обзору, анализу уже имеющихся в открытой печати источников и написанию подробного очерка о А.М. Матросове. (…)
В 1870-х гг. помещица В.П. Виноградова недалеко от села Высокий Колок Мелекесского уезда Самарской губернии (Новомалыклинский район Ульяновской области) построила два хуторских поселения. В хутор Зинькинъ Врагъ (Зин-Овраг) возле глубокого оврага, в котором бил родник, переселилось большое семейство мордвин Матросовых (33 человека). Своей земли у них не было, и помещица предоставила им не только жилье, но и 500 десятин собственной земли в аренду. А в хутор своего наследника Рогожина, который находился между селом и хутором Матросовых, переселилось малочисленное семейство Тещиных (7 человек). Для них помещица выделила 249 десятин своей земли в аренду и помогла устроить колодец. (…)
Две войны, Первая мировая и Гражданская, принесли много горя в семьи селян. Многие мужчины-кормильцы погибли на фронтах, другие, раненые и больные, возвращались домой. Давно закончилась Гражданская война, и многочисленные родственники уже и не надеялись увидеть живым Матвея Матросова. Но на радость всем братьям, сестрам, племянникам (которые были ненамного младше своего дяди) он в сопровождении санитарки Анны на попутной телеге наконец-то добрался домой. Из госпиталя его выписали, но раны и болезни были настолько серьезными, что полноценным хозяином в отцовском доме он стать так и не смог. Передвигался Матвей с трудом на костылях, а чтобы жить в деревне, надо день и ночь работать в поле и по хозяйству. Анна Николаевна была моложе Матвея на 9 лет, родных у нее не было, все они или погибли, или умерли от голода, да и оставить больного она не смогла. Так и осталась жить вместе с ним на хуторе, который к этому времени уже слился с селом Высокий Колок. Вскоре они расписались в сельсовете, повенчались в сельской церкви и скромно вместе с многочисленными родственниками отметили свое торжество. В редкие дни отдыха, по праздникам, дружной родне Матросовых приятно было смотреть на молодоженов. Анна пела русские задушевные песни, голос у нее звенел колокольчиком, а Матвей играл на гармони. Тот не Матросов, если не умеет играть на гармошке и на балалайке. Жили все очень бедно, но каждый старался помогать друг другу.
Матвей Иванович соорудил деревянные жернова, обил их жестью и начал молоть зерно односельчанам. За свой труд брал несколько горстей муки, и жизнь стала постепенно налаживаться. А тут и Анна порадовала, что носит под сердцем их ребенка.
Но семейная радость оказалась преждевременной. Матвей перетрудился и опять сильно заболел, сказывались раны, и,
не дождавшись рождения долгожданного сына, он поздней осенью 1923 г. умер.
Анна лежала на свежем земляном бугорке и причитала: «Не дождался, не увидел, не понянчил, оставил, на кого нас оставил?!».
Ехать ей было некуда, госпиталь находился далеко, да и родня Матвея стала близкой, так и осталась Анна Николаевна Матросова (девичьей фамилии никто не запомнил) в Высоком Колоке Ставропольского уезда Самарской губернии.
5 февраля 1924 г. у нее родился сын, которого назвали Александром.
Годы проходили один голоднее другого, не было ни хлеба, ни соли, ни спичек, ни керосина. Помогали зажиточные сельчане. Когда они топили печи, дети из бедных семей брали ведра в руки и бежали к домам, где струился дым из печных труб, а затем с угольками возвращались домой, чтобы у себя затопить печь.
Саша рос, ему все время хотелось есть, он терпеливо ждал, когда придет с работы мама, которая делила дома хлеб на дольки и давала по кусочку сыну, а сама ложилась спать голодная. Родным языком для Саши был русский, так как Анна Николаевна сама по национальности была русской и дома разговаривала с сыном на своем родном языке, а гуляя с детворой на улице, он постепенно освоил и необходимый для общения мордовский.
Младший Матросов был подвижным ребенком, он всегда старался в меру своих сил помогать маме. Каждый день с ним происходили новые приключения, ему все было надо и все интересно. Анна Николаевна берегла гармонь мужа как память о нем, но как только она уходила на работу, так сынок сразу же бежал к гармони. Из-за нее даже макушки Сашкиной не было видно, но он с трудом тянул меха.
А однажды мать послала его принести из колодца полведра воды, но, вытаскивая полное ведро, он не удержался и вместе с ним упал в колодец. Обеспокоенная долгим отсутствием Саши, Анна Николаевна вышла искать сына, но у дома его не нашла. Она к колодцу, а Саша, ухватившись за цепь, стоял в ведре по пояс в ледяной воде и молчал. Мать быстро вытащила дрожащего помощника и отнесла домой согреваться. Она очень боялась, чтобы сынок не заболел, но все обошлось.
Очередной 1929 г. выдался неурожайным. Все, что запасли на зиму с небольшого огорода, съели еще в начале декабря. Анне Николаевне приходилось в лютый холод с пронзительным ветром ходить по домам зажиточных сельчан в поисках работы, а те скромные продукты, которые удавалось заработать, она отдавала Саше. В доме часто было не топлено и поэтому холодно. Она простыла, сильно кашляла, и ее кашель пугал сына. С каждым днем Анна таяла на глазах.
Почти в каждом доме села раздавался плач: умирали дети и старики. Голод и приближающаяся смерть натолкнули Анну Николаевну на мысль: отдать сына в детский дом.
Родная тетя Александра, Мария Ивановна Дьяконова (урожденная Матросова), утирая фартуком слезы, вспоминала, как однажды в декабре 1929 г. рано утром к ним в дом пришла Анна с Сашенькой, попросила ее мужа Федора найти повозку и довезти их до Мелекесса.
Родные сразу поняли, что задумала Анна Николаевна, и стали отговаривать, убеждая ее, что все обойдется, но она была непреклонна, ведь в бедной семье Марии четверо детей и престарелые родители (Дьяконовы сами жили впроголодь), а она сама тяжело болеет и доживает свои дни. Саша в детском доме будет сытый, одетый, да и под присмотром, а она, если поправится, то заберет его потом домой. Так успокаивала родных Анна Николаевна.
Ответить ей было нечего, и Мария Ивановна безучастно опустила глаза. Вскоре подъехал на розвальнях Фёдор, Анна Николаевна попросила листочек из численника и, мусоля химический карандаш, написала большими буквами: «МАТРОСОВ САША СЫН МАТВЕЕВ 24 ГОД 5 ФЕВРАЛЯ».
Интересно, что Е.Г. Ходысько живет в Смоленске, но смоленскую версию рождения Александра Матросова не пропагандирует. Хотя в калужском Кирове (Песочне), городе, который в 1937-1944 годах входил в состав Смоленской области, многие верят в совершенно другое.
Вот, например, как убежденно отстаивает совершенно иную географию Виктор Ефимочкин: «В конце 80-х годов мне на глаза попалась книга «Достоин бессмертия», повествующая о Героях Великой Отечественной войны, изданная Калининградским книжным издательством в 1980 году. Одна из глав книги посвящена подвигу Александра Матросова. Прочитав статью, я сильно удивился тому, что автор книги местом рождения Александра Матросова называет поселок Песочня Смоленской области, а не Днепропетровск. Это не могло не заинтересовать меня. Ведь Песочней до 1936 года назывался наш город. И возможно, что А. Матросов – наш земляк и наш Герой. Вот тогда и решил заняться этой историей. Сразу же направил письмо в Калининградское книжное издательство. Понимая, что они не могут иметь данных об Александре Матросове, прошу дать адрес автора книги Олега Павловского. А в это время сообщаю новость Анне Фёдоровне Саловской, работнику Дома пионеров г. Кирова, которая была активным участником изучения истории нашего района, в том числе и военной. Мое открытие (так мне тогда казалось) не удивило Анну Фёдоровну. Более того, Анна Фёдоровна рассказала, что в городе проживает человек, который уже занимался установлением места рождения А. Матросова.
Этим человеком был Александр Иванович Савельев. Вот какую историю рассказал нам этот человек. В 1930-1931 годах он работал в Брянской партийной школе председателем профсоюзного комитета и помнил молодую женщину, которая называла себя Еленой, или Екатериной Матросовой. Комитетом комсомола Песоченской фабрики (завод «Стройфарфор») она была направлена на партийную учебу. Особого значения этому знакомству Савельев не придал. Вскоре по окончании учебы она, как и многие другие общественники, вернулась на завод. С тех пор прошло тридцать лет.
В 60-х годах А.И. Савельев был направлен в село Бережки, где учительствовал в сельской школе. Здесь, в Бережках, ему на глаза попался очерк «Биография мужества», автора и издательства он не помнил. В очерке рассказывалось и о подвиге А. Матросова. Автор утверждал, что Матросов родом из рабочего поселка Песочня Смоленской области. Это удивило Александра Ивановича и подтолкнуло заняться поиском Матросовых в Кировском районе. Вот тогда он вспомнил о той женщине, что училась в Брянской партшколе. В разговорах с учениками и местными жителями села Бережки ему удалось установить, что в этом селе незадолго до войны бытовала фамилия «Матросовы». Но эта была фамилия «уличная», то есть происходила от прозвища человека. Этим человеком был старый уже мужчина, прибывший на проживание в Бережки из Днепропетровской области. Своим знакомым соседям он рассказывал, что долго служил на флоте, (за что и получил уличное прозвище «Матрос» и далее «Матросов»), что дочка его живет в Песочне, работает на фаянсовой фабрике. Другие старожилы говорили Савельеву, что Матросов была настоящая фамилия этого человека. Далее Савельеву рассказали, что Елена, или Екатерина Матросова, была либо дочерью этого человека, либо внучкой, либо какой-нибудь другой родственницей. Она часто с сыном приезжала в дом к этому человеку. Вскоре она трагически погибла. В это время мужа у нее уже не было, и сына забрал к себе родственник из Бережков – «Матросов». Однако мальчишка ушел из дому и попал в Большуховскую коммуну (детский дом в р-не Большуха). «Матросов» забрал его из детского дома и увез на родину, в Днепропетровск.
На этом все нити поиска у Савельева обрывались. Перед тем как мы покинули Александра Ивановича, он пообещал разыскать свой архив, который, возможно, забрала внучка, и ознакомить нас с имеющимися материалами.
Вскоре Калининградское книжное издательство прислало адрес О. Павловского. Ему я и направил письмо с просьбой указать источник, из которого он взял данные о месте рождения А. Матросова. Павловский сообщал, что книга писалась в конце 70-х годов, и он не может вспомнить, какими источниками пользовался. Единственно, что абсолютно точно, придумать сам этого он, безусловно, не мог.
Павловский сообщал, что где-то есть музей Александра Матросова и, скорее всего, в Уфе. И, конечно, в нем вся исчерпывающая информация о месте рождения Матросова должна быть. Написал в Уфу на имя председателя облисполкома и спустя полтора месяца получил ответ из самого музея. Завязалась переписка. Вскоре я получил фотобуклет «Музей Александра Матросова» и ознакомился со всеми его материалами. Нигде, включая воспоминания одноклассников, воспитателей и однополчан Матросова, не нашел даже намека на место его рождения в городе Кирове.
Прошло около года. За это время вместе с председателем Бережковского сельсовета Николаем Павловичем Серегиным мы опросили старых, в прямом смысле слова, жителей деревни и села Бережки. Их оставалось всего 5 человек, тех, кто в 30-е годы был взрослым. Никто из них ничего о «Матросове» не слышал.
Неожиданно Анна Фёдоровна Саловская передала мне письмо от Савельева. Он сообщал о том, что не смог разыскать свои архивные материалы. Однако Александр Иванович нашел в своих записях источники, в которых упоминается место рождения А. Матросова в поселке Песочня Смоленской области. Это статья И. Смирнова «Биография мужества» (Из истории комсомола Смоленщины), издательство «Московский рабочий», 1968 год, стр.154. и книга «Огненные годы», издательство «Молодая гвардия», 1965 год, стр.103. «В Бережках вы уже теперь ничего не найдете. Люди, которых я опрашивал, умерли. Попробую я запросить архив фаянсового завода, не найдут ли там фамилии, которые я укажу, работавших на фабрике Матвея Семеновича Матросова и Елены Ивановны Матросовой». Вскоре А.И. Савельев умер, и навсегда осталось загадкой, где Александр Иванович нашел фамилии Матросовых.
Направив письма в обком комсомола г. Смоленска и издательство «Молодая гвардия», обратился в отдел кадров завода «Стройфарфор» с просьбой посмотреть списки рабочих за 30-е годы. К сожалению, этих списков кадровые работники не нашли, и оставалось только ждать ответов из Смоленска и Москвы. А пока занялся поиском фамилий Матросовых в Кировском отделении ЗАГСа. Снова неудача. Архива найти не удалось. Вскоре получил ответ из Смоленска. Ответственные работники обкома комсомола сообщали, что не имеют достоверных данных о том, как, когда и кем готовились материалы по составлению книги о героях-комсомольцах Смоленской области, предполагая возможность использования данных «…по Александру Матросову материалы из книги «Огненные годы» издательства «Молодая гвардия» (Фонд партийной библиотеки № 31524). Таким образом, удалось выйти на исходный источник, где, вероятнее всего, впервые было указано место рождения А. Матросова – поселок Песочня Смоленской области. Это именно та книга, на которую указывал и Савельев.
С нетерпением и волнением ждал ответа от «Молодой гвардии». Напрасно. Ответ не пришел. Не пришел он и на второе письмо. Все имеющиеся наработанные материалы отправил в музей г. Уфы с просьбой направить официальный запрос в «Молодую гвардию» от имени руководства музея и результаты сообщить нам в Киров. Письма из Уфы и Калининграда больше не приходили. Поиск прекратил, понимая, что без подлинных источников большего не добьюсь, и все имеющиеся материалы отложил в домашний архив. Но из года в год я вновь возвращался к этой теме.
Найти фамилию Матросовых
Очередным этапом моего поиска было намерение найти фамилию Матросовых, проживавших на территории района, в сборнике «Словарь песоченских фамилий» А.А. Бауэра, изданного в Калуге в 2013 году. Фамилии Матросов в справочнике не оказалось. Следующим документом поиска стали списки граждан области, подвергшихся репрессиям, собранные Ю.И. Калиниченко в четырех томах «Из бездны Небытия». В данных сборниках нашлось более десятка фамилий Матросовых, проживавших на территории области и репрессированных в период с 1932 по 1940 годы. Такие фамилии встречались в населенных пунктах восьми районов области. Это говорит о том, что фамилия Матросов была довольно распространенной в наших местах. И, учитывая довольно распространенную фамилию Матросовых в районах области, нельзя исключать наличие та-кой фамилии и в нашем районе.
Воспоминания однополчанина
В дальнейших поисках мне помогала Ольга Торгашина, которая проживает в г. Миасс Свердловской области. Вместе с ней мы занимались установлением данных погибших воинов на территории нашего Кировского района, имен которых нет в Книге Памяти Калужской области. Вскоре Ольга нашла часть текста книги «Огненные годы», где, возможно, впервые упоминалось о том, что местом рождения А. Матросова был наш город. В заглавии главы, повествующей о подвиге А. Матросова, действительно записано следующее: «Матросов А.М. родился в 1924 году в г. Кирове (бывший поселок Песочное) Смоленской области». Основанием для такого утверждения автор называет газету «Советская Башкирия» от 20 марта 1958 года. Вот и найден еще один источник, на который ссылался теперь уже автор книги. Оставалось найти и ознакомиться с текстом статьи из указанной газеты. Ольга нашла и выслала мне адрес Управления по делам архивов в городе Уфа, куда следовало обратиться с просьбой – найти и выслать в мой адрес копию газеты. Что и было сделано. Но Уфа упорно продолжала молчать.
На одном из сайтов газеты «Дуэль» в номере 18-19 (467) от 2 мая 2006 года появилась статья с воспоминаниями М. Бардабаева. Невероятно, но этот человек был однополчанином А. Матросова. В своих воспоминаниях он пишет, что встретился и подружился с А. Матросовым в военном училище, откуда вместе попали на фронт и принимали участие во многих боях. Сведения, представленные М. Бардабаевым, говорят о том, что этот человек действительно хорошо знал прошлое А. Матросова. «…Рано лишился родителей и воспитывался в детских домах. Накануне войны жил и работал в Уфе. С самого начала войны стремился попасть на фронт…». Здесь же автор статьи указывает и место рождения А. Матросова: «Матросов Александр Матвеевич родился в 1924-м году в городе Киров (бывший поселок Песочное) Смоленской области…». В конце статьи стоит ссылка – «Советская Башкирия», 20 марта, 1958 год».
Если бы в Кирове жил краевед, наделенный целеустремленностью и энергией Н.А. Дубовик, то наверняка смоленская версия звучала бы в матросовской литературе куда чаще, чем звучит сейчас. Тем более что смоленский вариант как бы перекидывает мостик и к Днепропетровску, объединяя две истории.
Подготовил А. КАНАВЩИКОВ