Будни заслоновцев

Это образовательное учреждение, до 2013 года именовавшееся Великолукским техникумом железнодорожного транспорта имени К.С. Заслонова, а в настоящее время являющееся структурным подразделением Великолукского филиала Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра 1, старейшее в городе и не нуждается в рекламе. Начав свой путь в виде технического железнодорожного училища еще в 1902 году, обретя в 1925 году статус техникума, выпустив за свою более чем вековую историю более 14 тысяч специалистов высокого уровня квалификации, оно по-прежнему ежегодно привлекает сотни юношей и девушек из разных уголков России, желающих посвятить себя нелегкой, но престижной и всеми уважаемой профессии железнодорожника.

Ни для кого из великолучан не является секретом и то, что в стенах техникума получили путевку в жизнь многие выдающиеся люди. Некоторые из них известны далеко за пределами нашей страны. О сегодняшнем дне кузницы кадров для предприятий и организаций железнодорожного транспорта автор узнал во время рабочей встречи с начальником учебно-методического отдела подразделения по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием Аллой Борисовной Малышевой. Свой путь в образовательной сфере она начала в 1993 году. За добросовестный труд, посвященный преподавательской, воспитательной и административной работе, награждена грамотами от имени руководства города и образовательных учреждений, отмечена множеством других поощрений.

– Алла Борисовна, расскажите о специальностях, по которым в настоящее время ведется подготовка специалистов среднего звена.

– В настоящее время подготовка специалистов со средним профессиональным образованием ведется по четырем специальностям: организация перевозок и управление на транспорте; техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы); техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны); строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

– Для тех, кто лишь стоит перед выбором профессии, актуальной является информация о том, на какие должности они смогут претендовать при условии успешного окончания обучения.

– Выпускники, успешно завершившие обучение по специальности – организация перевозок и управление на транспорте, могут работать дежурными по станции, операторами при дежурном по станции, дежурными стрелочного поста, товарными кассирами, операторами станционного технологического центра. Завершившие обучение по профилю технической эксплуатации локомотивов трудятся машинистами и помощниками машинистов локомотивов, машинистами-инструкторами, мастерами и бригадирами по ремонту подвижного состава. Выпускники отделения технической эксплуатации вагонов могут работать начальниками поездов и бригадирами, проводниками и электромеханиками, осмотрщиками вагонов и мастерами по ремонту подвижного состава. Выпускники путейского отделения применяют полученные знания, работая дорожными мастерами и диспетчерами дистанции пути, шифровальщиками вагонов путеизмерителей и мастерами – строителями железных дорог. Приведенный перечень должностей не является исчерпывающим. Высокий уровень подготовки наших выпускников – факт общепризнанный. Именно поэтому они востребованы не только в качестве квалифицированных рабочих и служащих. Можно привести множество примеров их назначения на должности руководителей различного уровня.

– Есть ли в образовательном учреждении распределение выпускников, или вопросы трудоустройства они вынуждены решать самостоятельно?

Участники конкурса профессионального мастерства

– Распределением охватывается 100% выпускников. Все они направляются на работу в подразделения ОАО «РЖД», расположенные в пределах Октябрьской железной дороги, преимущественно в Санкт-Петербурге и Великих Луках. Некоторые выпускники трудятся и в других городах.

– Какие основные требования предъявляются к тем, кто желает получить одну из перечисленных специальностей среднего профессионального образования?

– На все специальности СПО принимаются выпускники 9-х и 11-х классов (за исключением специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», куда с нынешнего года будут принимать лишь выпускников 9-х классов), успешно освоившие школьные программы и годные по состоянию здоровья к обучению в нашем образовательном учреждении. Особое внимание уделяется состоянию здоровья тех, кому предстоит работать на подвижном составе. Будущие помощники машинистов тепловозов в канун преддипломной практики проходят тщательный медицинский и психологический отбор. Обучение возможно как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. Также предусмотрена возможность целевой подготовки специалистов по направлениям предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Помимо очной формы обучения, предусмотрена возможность заочного получения образования данного уровня. На заочное обучение принимаются выпускники школ, имеющие образование не ниже среднего общего.

– Каковы нормативные сроки освоения образовательных программ?

– Срок обучения по всем специальностям для выпускников 9-х классов составляет 3 года 10 месяцев. Для тех, кто до поступления получил среднее общее образование, срок обучения составит 2 года 10 месяцев. Для получения образования по заочной форме срок обучения составит 3 года 10 месяцев.

– А есть ли возможность получить рабочую профессию в стенах образовательного учреждения?

– Отделение дополнительного профессионального образования реализует программы подготовки по различным рабочим профессиям для организаций железнодорожного транспорта. Пройти такую подготовку могут как обучающиеся в образовательном учреждении, так и другие граждане. Обучение возможно как по направлениям организаций, так и на договорной основе за счет средств граждан. Начало занятий – по мере комплектования групп. Продолжительность обучения зависит от сложности получаемой профессии. В настоящее время проводится подготовка приемосдатчиков груза и багажа, слесарей по ремонту подвижного состава и монтеров пути. Есть возможность получения и других рабочих профессий, востребованных на железнодорожном транспорте.

– Могут ли зачисленные на обучение иногородние юноши и девушки рассчитывать на предоставление общежития?

– Все иногородние обучающиеся могут рассчитывать на заселение в одно из трех благоустроенных общежитий, которыми располагает образовательное учреждение. Кроме комфортных бытовых условий в каждом из общежитий, созданы необходимые условия как для сомоподготовки, так и для проведения культурно-досуговых мероприятий.

– Расскажите о преподавательском составе подразделения среднего профессионального образования.

– Образовательное учреждение в целом и подразделение СПО в частности укомплектованы высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Почти все те, кто посвятил себя подготовке специалистов среднего звена, имеют огромный опыт преподавательской деятельности. У некоторых из них он составляет более 40 лет. Многие имеют высшую квалификационную категорию. Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения имеют большой опыт работы по специальности в организациях железнодорожного транспорта, что является, как и наличие высшего профессионального образования, обязательным условием для назначения на должность.

– Для юношей, желающих поступить на обучение, представляет интерес информация о возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

– В соответствии с нормами действующего законодательства юношам, обучающимся по очной форме, в том числе и по программам среднего профессионального образования, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу до завершения обучения, в пределах нормативных сроков освоения образовательных программ.

– Расскажите о материально-техническом обеспечении учебного процесса.

– Подготовка кадров для железнодорожного транспорта – процесс не только сложный и трудоемкий, но еще и требующий серьезной материальной оснащенности. Кроме хорошо оборудованных учебных корпусов подразделение СПО располагает лабораторным корпусом, гаражами, учебными мастерскими, полигоном технической эксплуатации и ремонта пути, двумя открытыми стадионами, физкультурно-оздоровительным комплексом и другими необходимыми для обеспечения учебного процесса возможностями. В период обучения должным образом организована производственная практика в различных структурных подразделениях РЖД, что также способствует достижению высокого уровня подготовки будущих железнодорожников. В текущем учебном году был оборудован новый учебный класс по специальности «поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции». Класс оснащен новым тренажером ПТ. ДНЦДСП-018.Р, позволяющий в режиме реального времени моделировать работу диспетчерского участка, железнодорожной станции, устройств электрической централизации на станциях, блокировки на перегонах и движения поездных единиц. Не каждое образовательное учреждение, реализующее программы подготовки специалистов данного профиля, оснащено подобным оборудованием. Наше подразделение прошло аккредитацию площадки для проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по компетенции «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте», что позволяет принимать участие в молодежном движении WorldSkills Pussia, целью которого является совершенствование профессиональных навыков по рабочим профессиям. Также в мае минувшего года и в марте нынешнего года подразделение успешно прошло профессионально-общественную аккредитацию по всем реализуемым образовательным программам.

11 и 12 марта нынешнего года был проведен конкурс профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей среднего профессионального образования «техника и технология наземного транспорта». В конкурсе приняли участие также учащиеся железнодорожного техникума из г. Дно, приезжавшие вместе с мастером производственного обучения. Первое место заняла Яна Усова, обучающаяся на 4-м курсе. В дальнейшем она будет представлять наше подразделение СПО на конкурсах профессионального мастерства более высокого уровня в других городах, включая Всероссийский конкурс. В минувшем году Яна получила заслуженную награду за участие в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills Pussia по компетенции «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте».

– Внесла ли эпидемиологическая ситуация коррективы в образовательный процесс?

– В связи с необходимостью соблюдения мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции с весны и до начала осени 2020 года, а затем с октября 2020 года по январь 2021 года включительно обучение проводилось дистанционно. Данное обстоятельство внесло коррективы в организацию учебного и воспитательного процесса. В настоящее время очное обучение возобновлено.

– Студенческая жизнь – это не только сложный и напряженный учебный процесс. Как она организована в свободное от занятий время?

– Спортивные, культурно-массовые и военно-патриотические мероприятия являются неотъемлемой частью повседневной жизни не только обучающихся, но и преподавателей. Участие в общегородских спортивных и культурных мероприятиях, заслуженные призовые места – это тоже часть жизни заслоновцев, как принято называть тех, кто связан с железнодорожным техникумом, носящим имя Героя Советского Союза К. С. Заслонова, тоже получившего путевку в жизнь в нашем техникуме. Кружки, спортивные секции, вокально-инструментальный ансамбль – все это доступно любому зачисленному на обучение, в зависимости от его способностей и увлечений.

– Многие юноши и девушки, получив диплом о среднем профессиональном образовании, желают продолжить обучение в вузе. Существует ли у них такая возможность?

– У тех, кто успешно освоил образовательные программы СПО, велика возможность стать студентом, в том числе и Великолукского филиала Университета путей сообщения. Получение высшего профильного образования является еще более серьезной предпосылкой карьерного роста для тех, кто связал свою жизнь с работой на транспорте.

Ни для кого не является секретом, что уровень подготовки специалистов железнодорожного транспорта как в СССР, так и в современной России, был и остается самым высоким в мире. Работа в этой отрасли практически на любой из должностей предполагает не только высокий уровень профессионализма, но еще и огромную ответственность за качество ее выполнения. Любая ошибка, допущенная при выполнении служебных обязанностей, слишком дорого обходится государству, а порой еще и влечет человеческие жертвы. Именно поэтому требования к уровню подготовки специалистов очень серьезные. Не является исключением и Великолукский железнодорожный техникум транспорта, как по сей день его и называют великолучане. Но тем, кто стоит перед выбором жизненного пути и связывает свое будущее со стальными магистралями, не следует бояться трудностей. Только трудолюбие и уверенность в своих силах сделают возможным достижение цели реализовать себя на столь престижной стезе. Многих интересует вопрос возможности применения полученных знаний в иных сферах профессиональной деятельности. Жизнь показала, что выпускники Великолукского техникума железнодорожного транспорта, в силу различных причин решившие реализовать себя на ином поприще, востребованы и достигли успехов в различных областях жизнедеятельности. Во время прохождения службы в авиационном гарнизоне автору довелось встретить нескольких из них, решивших стать кадровыми военнослужащими. Они прекрасно зарекомендовали себя на воинских должностях инженерно-технического состава в различных подразделениях, входящих в состав полка и авиационно-технической базы.

Согласно нормам действующего законодательства, воинское звание прапорщик им было присвоено без обучения в школе прапорщиков. Разумеется, полученное образование при желании поможет реализовать себя и на службе в железнодорожных войсках, где высококвалифицированные специалисты со средним профессиональным образованием могут быть назначены на штатные воинские должности, подлежащие замещению не только прапорщиками, но в ряде случаев и офицерским составом. Известны и другие примеры успешной самореализации выпускников-заслоновцев в различных силовых структурах, а также в гражданском секторе экономики, включая должности рядового и командного плавсостава на судах морского флота. Некоторым из них ранее были посвящены публикации на страницах нашей газеты. Среди уважаемых великолучан, окончивших в различные периоды Великолукский техникум железнодорожного транспорта, следует назвать и капитана внутренней службы Алексея Николаевича Мартинкевича. В настоящее время он проходит службу в должности заместителя начальника пожарно-спасательного отряда, а до этого возглавлял старейшую в городе пожарную часть № 6. За безупречную службу и личное мужество, проявленное в различных ситуациях, удостоен наград Родины и множества других поощрений приказами вышестоящего руководства.

Ни для кого не является секретом и то, что дни открытых дверей и другие мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию молодежи, здесь проводят регулярно и на достаточно высоком уровне. Профессия железнодорожника – это мирный и созидательный труд во благо Отечества. Но при этом нельзя забывать и о героических периодах в истории отрасли. Личное мужество железнодорожников, выполнявших важнейшие государственные задачи как в годы Великой Отечественной, так и в другие исторические периоды, должно стать темой отдельных публикаций на страницах нашей газеты.

Выбор профессии – это судьбоносное решение в жизни каждого вчерашнего школьника. И этот выбор должен быть осознанным, чтобы впоследствии не было сожаления о допущенной ошибке. Тем же, кого манит романтика стальных магистралей, кого не пугают вполне преодолимые трудности в учебе, кто считает труд в столь важной отрасли престижным и почетным, следует сказать лишь одно: «ВАМ – СЮДА». Ну и пожелать им здоровья и удачи. Ведь и то, и другое, необходимо для дальнейшей успешной работы и безопасной жизнедеятельности отрасли, в которой рано или поздно многие из этих юношей и девушек займут ключевые посты.

Аналогичные пожелания и всему профессорско-преподавательскому составу, а также начальнику учебно-методического отдела Алле Борисовне Малышевой, посвятившей большой отрезок жизни работе в образовательной сфере. Люди, благодаря которым образовательное учреждение обрело престиж не только на Северо-Западе России, но и во многих уголках страны, расположенных за тысячи километров от Великих Лук, заслуживают глубокого уважения. Совсем скоро старейшая в городе кузница кадров достойно и с новыми достижениями встретит 120-летний юбилей со дня своего основания. А город всегда гордился и будет гордиться теми, кого называют заслоновцами.

М. ГАРБЕР

Поделиться ссылкой: