Депутат Великолукской городской Думы, заместитель главы города Великие Луки, генеральный директор ЗАО «ЗЭТО» Денис Мунштуков принял участие в программе «Гайд-парк на псковской радиостанции «ПЛН ФМ».
– Добрый день, Денис Валерьевич!
– Добрый день, уважаемые радиослушатели!
– Рад, что вы приехали в Псков. Сегодня мы поговорим о том, как развивается промышленный комплекс нашей южной столицы, как обстоят дела в политической сфере, а также поговорим о ситуации в городе на Ловати в это непростое время. Начнем с вашей основной деятельности. Вы руководитель крупнейшего предприятия нашей области, лидера индустриального комплекса – ЗАО «ЗЭТО». Как на сегодняшний день и ваше предприятие, и предприятия Великих Лук переживают режим новой экономической реальности, с санкциями, нарушением логистических цепочек?
– Многие предприятия города столкнулись с такой непростой проблемой, когда многие логистические цепочки были прерваны. В первую очередь это поставки комплектующих материалов, которые у нас были из западных стран. Не могу сказать, что мы были к этому не готовы. На нашем предприятии выстроен такой принцип работы, что нужно иметь несколько поставщиков любых комплектующих. У нас не один десяток тысяч таких комплектующих. Мы были ко многому готовы, но есть, конечно, и проблемы. Проблемы не в том, что отсутствуют поставщики, а в отсутствии логистики. Не всегда получается вовремя привозить. Сегодня основные наши поставщики – азиатские страны: Индия, Китай. Там есть определенные сложности в поставках, в частности, большие очереди в портах. Тем не менее мы в этих реалиях работаем не один месяц и понимаем, что сегодня нужно вопросы поставок планировать еще ранее. В этом случае риск срыва сроков поставок и выпуска своей продукции минимизируется.
– Насколько известно, у вашего предприятия было достаточно много контрагентов за пределами Российской Федерации. ЗАО «ЗЭТО» выполняло заказы для зарубежных партнеров. Как сейчас? Вы полностью переориентировались на внутренний рынок или на Азию?
– На сегодняшний день те поставки, которые были у нас в страны СНГ, они остались. В Европу мы поставляли продукцию в меньшей степени, поэтому на загрузке нашего предприятия последние события не сильно отразились. В основном сейчас мы работаем на внутренний рынок, он составляет около 95 % поставок. Хочу сказать, что с внутреннего рынка ушли наши западные конкуренты, что дало нам возможность занять на этом рынке определенные ниши.
– Уход зарубежных производителей освободил определенные ниши, и работать на внутреннем рынке стало проще?
– С одной стороны проще, с другой – на внутренний рынок активно заходят и наши конкуренты. В первую очередь, это Китай. С точки зрения цены они очень конкурентоспособны. Сегодня расслабляться не получается, наоборот, мы ищем новые пути по снижению своих затрат и снижению себестоимости выпускаемой продукции.
– Как в целом вы считаете, этот кризис 2022 года, вызванный международной ситуацией, может ли стать новым окном возможностей для российского крупного бизнеса?
– На мой взгляд, это совершенно реально. Никто нам не поможет, кроме нас самих. Тем более мы видим, что в нашей стране есть большой промышленный потенциал, есть хорошие человеческие и мозговые ресурсы, которые позволяют нам быстро ориентироваться. Не могу сказать, что именно кризис 2022 года даст нам толчок к развитию, потому что это уже происходит несколько лет подряд еще с 2014 года, когда мы начинали активно заниматься импортозамещением. Уже тогда мы понимали, что нужно в этом направлении двигаться и развиваться. Конечно, не все так однозначно. В определенных направлениях мы не можем все заменить внутренними возможностями производства, но стремиться к этому необходимо, включая не только IT-технологии, но и станкостроение. Импортозамещение в этом направлении очень важно возобновлять, потому что чисто российских станков и оборудования сегодня практически нет.
– Импортозамещение в высокотехнологичных и наукоемких технологиях – это все-таки миф или реальность? Насколько мы конкурентоспособны здесь?
– У нас есть оборудование еще с советских времен, и оно достаточно успешно работает и выполняет свои функции. Есть оборудование и 2000-х годов, и более современное. Но на сегодняшний день все современное оборудование – оно импортное. Даже если где-то и прописывается, что оно российского производства, мы понимаем, что те же стойки ЧПУ – они импортные, а у нас только собраны. Импортозамещение как таковое нам дало толчок к развитию нашей электротехнической продукции. В 2016 году мы создали в Псковской области промышленный электротехнический кластер, и в рамках кластера были реализованы несколько проектов, и более 10 видов высоковольтной продукции мы смогли освоить, причем уровень локализации более 90 % на нашем предприятии ЗАО «ЗЭТО». Должен сказать, что импортозамещение позволило полностью возместить затраты на НИОКР, технологические разработки, изготовление оснастки, закупку инструмента, на освоение новых технологий. Мы в рамках данного направления получали субсидирование от Минпромторга, что позволило нам закупить достаточно современное и высокотехнологичное оборудование, которое сегодня позволяет нам выпускать качественную электротехническую продукцию и быть конкурентоспособными.
До 2014 года на нашем рынке присутствовали иностранные производители, тот же Siemens, которые чувствовали себя здесь вольготно. Сегодня мы приложили максимум усилий с помощью правительственных программ поддержки, чтобы их потеснить. Мое глубокое убеждение, что на российских энергообъектах необходимо эксплуатировать оборудование отечественного производства. Более того, сегодня многие наши заказчики обращаются к нам с просьбой изготовить запасные части к продукции и изделиям иностранного производства.
– Вы упомянули электротехнический кластер. Оппоненты, в первую очередь политические, говорят, что это всего лишь механизм для получения субсидий от государства, а кроме ЗЭТО в этом кластере никаких других предприятий и нет. Есть ли у электротехнического кластера и региональная составляющая?
– Конечно, есть. На сегодняшний день в кластер входят 18 предприятий, которые участвуют в кооперационных связях. На мой взгляд, в кластер может войти любое предприятие со своей программой, проектом и получать поддержку через Минпромторг. Главное, чтобы проект и изделия входили в реестр импортозамещающей продукции, необходимой для страны, и можно участвовать и получать субсидии, которые идут на развитие промышленности, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение, на модернизацию целых производственных участков. На мой взгляд, кластер проявил себя на все 100 % с положительной стороны, и это хороший инструмент для развития.
– Поговорим о последних событиях. Насколько ударила частичная мобилизация по промышленным предприятиям?
– Вопрос непростой. К нему мы меньше всего были готовы. У нас часть сотрудников была призвана, но пока справляемся. Где-то реорганизовываем работу в подразделениях, поэтому на сегодняшний день на работе предприятия в целом это не отражается. Наше предприятие ориентировано на выпуск продукции по сохранению энергобезопасности страны, то есть без нашего оборудования не может быть стабильной работы промышленных предприятий ОПК, различных учреждений первой необходимости. Поэтому нам идут на встречу со стороны Минпромторга, Россетей. Мы готовим списки забронированных сотрудников, которые позволят предприятию работать стабильно и выполнять все имеющиеся обязательства, в том числе перед нашим основным заказчиком, которым являются Россети.
– Многие промышленники говорят о том, что чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных решений, и вслед за частичной мобилизацией должна произойти промышленная мобилизация. Власти должны прийти к производственникам, расширить понятие Гособоронзаказа и, по сути дела, обеспечить предприятия за счет внутренних ресурсов государства этим самим заказом. То есть поставить предприятия на крепкую основу, поддержав субсидиями, заказами, освобождением от проверок. Как вы относитесь к таким предложениям?
– На мой взгляд, в такие трудные времена мы должны в первую очередь сплотиться. И если государство помогает и финансово, и помогает получать стабильные заказы, нужно этим заниматься.
– Говорят, что в Великих Луках есть традиция определенной кооперации между различными предприятиями. Насколько вы с коллегами можете договориться, помочь друг другу теми же трудовыми ресурсами? Есть ли такое явление или каждый сам за себя?
– Мы очень дружно живем, общаемся. Предприятия друг друга знают, и мы максимально пользуемся продукцией друг друга. У нас на предприятии эксплуатируется оборудование наших соседей. Например, крановое оборудование Великолукского опытного машиностроительного завода. Также мы пользуемся оборудованием, которое производит Великолукский механический завод – они производят продукцию для механической обработки металлических поверхностей. Буквально недавно мы запустили дробеметную установку проходного типа. Это тоже продукция промышленного кластера Великих Лук. Есть предприятия помельче, которые занимаются обработкой, сваркой деталей, где мы также размещаем заказы и поддерживаем их, а также помогаем по различным кооперационным связям, например, покрываем у себя детали сторонних предприятий. Мы максимально друг друга поддерживаем. Такая взаимовыручка позволит каждому получить преимущества.
– Поговорим о социальной ответственности бизнеса. ЗАО «ЗЭТО» – это же градообразующая структура. В каких социальных программах работает предприятие? Знаю, что вы немало делаете для города в целом.
– Уже на протяжении не одного десятка лет предприятие занимается социальной поддержкой и населения, и своих сотрудников, городской инфраструктуры, помогаем школам, детским садам, помогаем спорту. Являемся одним из спонсоров такого важного и красивого мероприятия, как встречи воздухоплавателей, которые ежегодно проходят в Великих Луках. Для своих сотрудников на предприятии сохранена медсанчасть, где проводятся бесплатные обследования, оказывается различная помощь. Есть тренажерные залы, функционирует детский оздоровительный лагерь. В этом году там прошли целые три смены, чего раньше никогда не было. Отдых оказался востребован, было много желающих. Мы стремимся развивать социальную инфраструктуру, привлекать для этого субсидии, средства по разным программам. Буквально недавно получили субсидию на модернизацию нашего детского лагеря «Солнечный».
– Затронем тему политики. Недавно состоялась первая сессия нового созыва Великолукской городской Думы. Как оцениваете результаты прошедших выборов?
– Те результаты, которые партия «Единая Россия» получила, – это результат планомерной работы. За последние пять лет в городе очень много делалось под эгидой партии. В первую очередь это ремонты дворовых территорий. За данный период было отремонтировано более 350 дворов с заменой асфальтового покрытия, тротуаров – с заменой въездной части. Устанавливались детские и спортивные площадки, строились спортивные сооружения. 1 сентября открыли новую школу.
– Все это, на ваш взгляд, дало электоральный результат.
– Да, все это привело к тому, что результат нашей работы был виден. Но мы будем и дальше продолжать активно работать, поэтому полученный на выборах результат небезоснователен.
– Как опытный депутат, как вы считаете, великолукский парламент – это место для дискуссий?
– Это однозначно место для дискуссий, потому что в городской думе представлены депутаты из разных сфер деятельности. Это и врачи, и учителя, и промышленники, и общественные деятели, которые имеют свою точку зрения, ее высказывают. Мы всегда активно обсуждаем, не всегда все проходит гладко. За этой активностью и дискуссиями приходим к общему мнению. Естественно, глава города для нас является надежным, опытным, авторитетным человеком, к которому прислушиваются, потому что этот опыт важен и виден результат его деятельности. Остальные депутаты также проявляют свою активность и являются квалифицированными и компетентными парламентариями.
Беседовал Максим Костиков