Ее звали Элен

Ничего не бывает случайно… Как бы ни были совершенны современные средства коммуникаций, а по привычке тянет в книжный магазин. И вот однажды бродила я вдоль книжных полок, как вдруг внимание мое привлекли книжицы из серии ЖЗЛ. Листаю трехтомник Николая Долгополова «Легендарные разведчики», вижу известные и не очень фамилии и натыкаюсь на статью о моей хорошей знакомой. Меня удивило, что именно о ней, а не о ее муже – генерале. И сразу вспомнились те времена – 90-е годы, когда мы встречались. Здесь надо рассказать предысторию.

Волей судьбы или случая я входила в круг очень интересных людей. Начать с того, что все были примерно ровесниками моих родителей. Мне были удивительны их биографии, разносторонние интересы, активная деятельность и, соответственно, интересные события.

В ассоциацию «Равенство и мир» меня пригласила ее руководитель Наталья Артёмовна Бережная. Не поручусь за точность изложения ее биографии, но вспоминаю ее рассказы о работе за рубежом многие годы. Упоминалась деятельность в представительстве ООН, работе с Валентиной Терешковой. В числе членов этой организации я была на различных форумах и конференциях по вопросам защиты прав женщин. Самостоятельность в жизни и активная позиция в обществе, проблемы работающей женщины были мне тоже близки. Поэтому я с удовольствием общалась с единомышленниками.

С Натальей Артёмовной мы дружили много лет, ходили друг к другу на дни рождения и даже отправлялись в далекие края – участвовали в международных проектах. Летали в Македонию для встреч с внуками русских эмигрантов. Когда она мне звонила и сообщала время и адрес проведения очередного мероприятия, я была уверена, что меня ждет что-то необычное, захватывающе интересное и уникальное. Интересны были и место встречи, и люди.

Очень важным в моей жизни была и встреча с Галиной Владимировной Утехиной. Жила она неподалеку, и виделись мы часто. Она была переводчицей, много ездила по работе, интересно рассказывала о своих впечатлениях от командировок и специфике работы. Круг ее знакомых был широк и очень интересен: и люди искусства, и общественные деятели. Помню свое первое посещение тогда созданного элитарного клуба: на приеме в посольстве (одном из находящихся на Мосфильмовской улице) множество мужчин и всего несколько женщин. Обычно раз в месяц собирались ученые, представители бизнеса и деятели культуры. После представления гостей слушали интересное сообщение на актуальные темы, общались. Выходила книжечка: коротко об участниках встреч. Надо было, например, сферу своих интересов уложить в 3 слова. У меня это было обычно экономика, путешествия, танцы, а у Галины Владимировны этикет, протокол и церемониал. Вот это она сама соблюдала и учила меня.

А однажды я получила приглашение в мастерскую скульптора. В старом доме с мезонином близ Селезневской улицы на пути к театру Советской Армии творила Елена Александровна Косова. Тогда я поняла, что она тоже переводчица, тоже много жила за пределами страны, а к 50 годам увлеклась творчеством. Обычно во время таких встреч народу бывает не один десяток и разговор носит светский характер, т.е. без подробностей. В основном о творчестве. И с их легкой руки я как-то после очередного знакомства попала на показ моделей вышитых платьев (из пуховых платков – для зала народного творчества в Эрмитаже): один день в АПН (Агентстве печати и новостей) с режиссером, фотографом и такими же ровесницами.

Но тогда, в суете работы, семьи, детей, было некогда задуматься. И вот теперь передо мной небольшой рассказ о жизни, работе и творчестве женщины редкой судьбы. Начать с того, что она, 1925 г.р., хотела быть снайпером, но так получилось, что занялась еще более рисковым делом. Домашние были против ее учебы в Высшей школе МГБ.

И вот она в представительстве СССР при ООН. Елену быстро приняли во всегда довольно своеобразную, разборчивую и закрытую для чужаков дипломатическую среду. Коллеги оценили благожелательность, элегантный вид и редкое трудолюбие коллеги.

Итак, дама-переводчица?! – и факт, и легенда прикрытия. Ее дипломатической специализацией была защита прав женщин в области международного права, но главным, скрытым от глаз остальных делом была работа в разведке, продолжавшаяся 7 лет пребывания в Нью-Йорке. Иностранные дипломаты называли ее Элен. Сама она никого не вербовала, однако на связь ей передали двух наших «друзей».

Ни разу Косова не попала под подозрение. Да, были и «наружка» ФБР, и некий риск. Чтобы избежать лишних проблем, вместе с резидентом придумали несколько уловок: в машине, рядом с сиденьем водителя – небольшой металлический ящичек – для ключей, сигарет, в котором всегда лежали зажигалка и спички, чтобы в случае необходимости можно было сжечь, уничтожить следы (зажигалку она всегда носила с собой). И еще метод работы старшего лейтенанта – моментальные встречи: в маленьких закусочных, порой в парикмахерских, иногда буквально на ходу, на бегу. Ухоженные дамы не вызывали подозрений.

С появлением сына и возвращением в Союз службу пришлось оставить. И она уже только с мужем – Николаем Косовым выезжала в командировки. В этих передвижениях по свету супруга, прошедшая отличную и суровую школу борьбы с контрразведкой в США, могла быть полезна мужу.

Как-то, находясь с мужем в Будапеште, Елена Александровна увлеклась лепкой. Говорили, что ее вдохновило творчество классика венгерской поэзии Шандора Петефи. Первым произведением стал его скульптурный портрет и постепенно увлечение превратилось в профессию. Кто только не становился героем ее скульптур?

Она встречалась с «железной леди»: премьеру Соединенного Королевства работа русской понравилась, и она поместила подаренную скульптуру на своем столе. Удавались Косовой и скульптурные портреты президентов США, Франции, Индии и… Брежнева, а как же?! Были еще Лист, Бетховен и Таривердиев, Пушкин и Чайковский.

Действительный член Международной академии творчества Елена Косова – автор 60 памятников, скульптур. Возможно, у Вучетича и Церетели их больше, но они же не были еще и разведчиками. Да и начала Елена Александровна заниматься лепкой в 50 годков, доказав, что в жизни не бывает, не может быть рано или поздно. Если творчество приносит радость, значит, по силам начать и немало успеть. Когда произошло наше знакомство, Елена Александровна была в трудах над бюстом Маяковского. Ее работы выставляли и на вернисажах художников – разведчиков в Москве.

Позже мы виделись еще в санатории в Подмосковье. А Николай Долгополов начал и закончил свой рассказ утверждением о том, что в разведке работают способные и талантливые люди.

Н.В. Котова

Москва

Поделиться ссылкой: