Ничто не бывает просто так. Мысли материальны. Сохранилось множество рисунков, где Роман Щеблыкин изображает бои, военную технику. Сейчас этот факт стал особенно символичным. Сейчас, когда гвардии ефрейтор 2-й бригады спецназа ГРУ Щеблыкин пал смертью храбрых в ходе специальной военной операции на Украине и посмертно награжден орденом Мужества. Снайпер. Русский солдат. Великие Луки прощались с героем 30 августа 2022 года. У Свято-Вознесенского кафедрального собора. Похороны прошли на кладбище «Мордовичи».
28 декабря в Администрации Великих Лук семье на вечное хранение был передан орден Мужества.
ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ
Что произошло на поле боя? Об этом сообщается скупо и кратко: «Разведгруппа, в которой находился Роман Александрович, захватила важнейшие документы противника. В ходе ожесточенного боя великолучанин получил тяжелое ранение. Несмотря на это, он выполнял боевую задачу до конца и лично прикрывал отход сослуживцев». Хотя…
Где-то с лета 2022-го иногда в Сети можно найти историю под названием «Неизвестный подвиг: история русского отряда на «Тиграх». Там сообщается, что вместе с Романом 27 февраля в центре Харькова псковские разведчики спецназа сражались более 10 часов. Бой шел в районе школы № 134.
Говорится там следующее: «…Наши разведчики укрылись в здании школы. Отстреливаясь, они спалили проходящий мимо украинский БТР-4 «Буцефал». К школе постепенно стянулись различные отряды местных боевиков (вэсэушники 92-й бригады, полицейский спецназ «Корд», «Омега» и тероборонцы) и военная техника, в том числе танк, который начал расстреливать засевших там ребят. Русские, по словам очевидцев, отказались сдаться в плен и вели неравный бой около десяти часов (!), до наступления темноты. Ребята выдержали три штурма! Наконец поздно вечером второй раз подъехал танк, который теперь уже начал стрелять зажигательными снарядами». Нет, понятно, что пока еще всех подробностей никто не расскажет. Пока не время. Но очевидно, что снайпер Щеблыкин погиб именно героем. Без всяких сомнений. Что подтверждается многочисленными свидетельствами и нашей, и украинской сторон.
ОДНА ДОЛЯ
Потрясенный гибелью сына, в ряды участников СВО встал его отец. Гибель Романа не только для семьи оказалась тяжелой потерей. Романа Щеблыкина многие знали. Спортивный, с активной гражданской позицией. После окончания московской гимназии № 1290 окончил Великолукский механико-технологический колледж. Занимался в центре допризывной подготовки «Отечество».
Юнармеец Елизавета Щербакова посвятила стихи маме отважного бойца, Татьяне Николаевне.
И всем матерям этой войны тоже.
И сколько ни дай ей наград,
И сколько слов ни скажи,
Она на земле осталась одна…
Просто осталась жить…
По семейной традиции Роман занимался гимнастикой. Еще плаванием и водным поло. Когда семья вернулась в родной город после окончания им 9 классов, началась новая страница короткой, но такой насыщенной и глубокой биографии.
Рассказывает Т.Н. Щеблыкина:
– Во время учебы он познакомился с ребятами, которые вели военно-патриотическую подготовку. Кирилл, Владимир Матрунич… Занимался в «Отечестве» у И.И. Чередниченко в лицее № 10. Там Роману сразу понравилось. В центре допризывной подготовки проводятся занятия по огневой, тактической, спортивной и военно-медицинской подготовке, рукопашному бою, воздушно-десантной подготовке…
Руководитель центра Иван Иванович Чередниченко – ветеран спецназа, участник двух чеченских войн, награжден медалью «За отвагу», говорит:
– Роман учился в училище № 24, и там у нас проводились занятия. Ребят тогда зацепили идеалы боевого братства, товарищества. Им все было интересно и важно. И физическая, и морально-волевая подготовка. Раза два в неделю занятия проводились. И было сразу видно, что Роман изначально хотел служить в армии. Это и мать его говорит, и я это видел. Он другой для себя доли и не видел.
Хорошо говорит Иван Иванович: доля! Именно так. Армия стала осознанным выбором Романа Щеблыкина. Не просто возможной профессией, а жизненным ориентиром, тем, что определяет и направляет личность.
ПО ВЫСШЕМУ РАЗРЯДУ
В минуты отдыха парень работал с деревом, читал книги. И рисовал. Эти рисунки, кажется, можно рассматривать бесконечно. Потому что в них не просто точная и поставленная рука, не просто любовно выписанные бойцы, выполняющие обязательно самые-самые важные в жизни задания, а некая судьба звучит, некий камертон.
Сильные люди, графика и минимализм изобразительного ряда, а также потаенное ощущение тревоги, натянутой пружины, закрученного внутри сюжета. Постоянно не отпускает ощущение, что Роман готовился. К своему будущему подвигу готовился. Словно знал все заранее. Почему и тренировался с полной отдачей, прыгал с парашютом, любил занятия по армейскому рукопашному бою.
– Парень стремился все выполнить по высшему разряду, – говорит И.И. Чередниченко. – Например, для разминки, бегал вокруг школы 400 метров. Делал 8 кругов. Надевал еще на себя бронежилет весом 12 кг и специальный бетонный нагрудник. Если казалось, что слишком легко, цеплял на себя еще гриф от штанги. Уверен, что Роман был готов к будущим боевым действиям и физически, и морально. Выбор идти или не идти в бой он сделал не тогда, когда этот выбор встал перед ним, а гораздо раньше.
Т.Н. Щеблыкина вспоминает:
– Когда поступил приказ, отец знал, что ребята едут воевать. Я не знала, а он знал. Была возможность снять Романа с поезда. Прервать командировку. Все остановить. Но Роман сказал: «Я пацанов не оставлю». И все! И ничего больше. Меня Бог, конечно, наградил тем, что у меня такой сын. Способный на поступок, ответственный. Сыновняя поддержка самая настоящая. С детства он – мой защитник, мой заступник. Он всегда умел и постоять за меня, и сказать, что следует, и поддержать в трудные моменты. Всегда были рядышком. Мы практически не расставались. Связь у нас была очень близкая.
ДО КОНЦА, БЕЗ ОСТАТКА
Примером и образцом остался Роман и для своих товарищей по центру допризывной подготовки, и для всех друзей. Это всегда чувствуется, когда человек настоящий, со стержнем в душе, цельный, собранный, четко знающий, что для него важно, а что – наоборот.
Вспоминает Александр Медведев, с которым будущий герой занимался в центре «Отечество»:
– Я тогда был в девятом классе. Со всеми познакомился. Увидел, как Ромка занимается, что очень воодушевляло. Тоже бегал, старался так же, как он. Я тоже, как и Рома, с детства мечтаю в армии служить.
Личный пример всегда – самый лучший пример. Когда человек не доказывает себе или окружающим что-то, а живет этим. От начала и до конца, без остатка. А когда с душой в ладах, тогда и дело спорится.
Полина Поздарина таким сохранила в своей памяти Романа Щеблыкина:
– Он всегда был с улыбкой на лице. Всегда любил шутки. Глаза у него были такие счастливые, какие бывают у людей, делающих свое и только свое дело. Никогда не видела его с отрицательными эмоциями.
ГЛАВНЫЙ ВЫБОР
И, конечно, ничего бы не было – личности бы состоявшейся не было – если бы не постоянная поддержка семьи. Роман искренне любил родных, но и они так же искренне любили его. По-настоящему любили. Но не прятали за спинами других. Они отпустили его на войну. Но тот же отец первый не смог быть простым статистом, когда сын погиб в 21 год.
Татьяна Николаевна так сказала супругу, когда тот озвучил свое решение идти в зону СВО: «Саш, я ничего не могу сделать. Это твой настоящий мужской поступок».
Страшно, когда гибнут молодые ребята. В смерти, вообще, ничего хорошего нет. Но важно, что Роман не был легкой целью врагу. Смерть за идею в корне отличается от случайной. В ней есть смысл. И прежде, всего, это тот самый мужской поступок. Это и поступок Романа, и поступок его отца… Жизнь мужчины всегда состоит из поступков. И чем они важнее и нужнее, тем больше жизнь эта оправдана во времени и пространстве. В этом и есть истинный долг. Не в том смысле, что ты кому-то что-то должен, а в том смысле, что ты сам себе должен соответствовать. Соответствовать своей мужской природе защитника семьи, родной земли. Выбирая свой поступок. Выбирая свой путь.
А. КАНАВЩИКОВ