И был остановлен враг

Речникам-героям Великой Отечественной посвящается

Героизм советских речников в годы Великой Отечественной войны был явлением массовым. И если о подвигах военных моряков написано огромное количество книг, снято немало фильмов, то вклад в Великую Победу тех, кто трудился на флоте гражданского назначения, освещен в значительно меньшей степени. В сознании многих сограждан героизм данной категории тружеников войны чаще всего связан с перевозкой грузов для фронта и личного состава войсковых частей под бесконечными бомбовыми ударами и артиллерийскими обстрелами противника. И такое представление является абсолютно верным, но все же далеко не полным.

О существовании канала имени Москвы (до 1947 года – канал Москва – Волга) знают не только в нашей стране, но и многие граждане стран ближнего и дальнего зарубежья. Это уникальное гидротехническое сооружение, соединившее реку Москву с Волгой и построенное в рекордно короткие сроки, с 1932 по 1937 годы, играет огромную роль в экономике страны. Благодаря именно этому каналу столица нашей Родины стала портом пяти морей. Предприятием водного транспорта, занятым эксплуатацией канала, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы». На данную категорию речников среди множества задач возложено: выставление, обслуживание и снятие судоходной обстановки; тральные, дноуглубительные и дноочистительные работы; изыскательские работы; буксировка судов; отстой флота.

Одно из структурных подразделений ФГБУ «Канал имени Москвы» расположено в городе Осташкове Тверской области (в 30-е годы минувшего столетия входил в состав Великолукского округа) и обслуживает водные пути, проходящие по озеру Селигер.

О героизме речников Селигера в годы Великой Отечественной на страницах нашей газеты рассказывалось сравнительно недавно. Большинство членов судовых экипажей и береговых работников канала в начале войны ушло на фронт. Оставшиеся труженики готовились дать достойный отпор врагу. Саперы с участием тружеников береговой инфраструктуры канала превратили его в мощный оборонительный рубеж. На всем его протяжении были вырыты траншейные ходы и гнезда для пулеметов и малых орудий. Чтобы спасти гидроузлы от налетов вражеской авиации, применили светомаскировку и ложное макетирование, в том числе в целях сокрытия местонахождения важной для столицы Химкинской плотины – перед ней на плотах были выстроены макеты деревянных домов.

Осенью 1941 года канал стал линией фронта. Он имел стратегическое и оборонное значение для столицы. И советское, и немецкое военное командование понимало огромную значимость этого гидросооружения. 80% питьевой воды подавалось именно благодаря каналу Москва – Волга.

Гидроэлектростанции канала играли огромную роль в энергоснабжении Москвы и Московской области. По этому водному пути перевозились военные грузы. Неудивительно, что немцы пытались им овладеть, стремясь перерезать столь необходимую для Москвы транспортную и водоэнергетическую артерию.

Во второй половине ноября 1941 года на северо-западных подступах к столице сложилась крайне тяжелая для Красной армии обстановка. После неудач на Волоколамском направлении основным направлением вражеского удара стало северное. И тогда совместно с Инженерным управлением Западного фронта специалистами канала Москва – Волга Д. Ф. Агафоновым, Л. С. Кусковым, Б. М. Фрадкиным, А. А. Ярустовским, И. Н. Дыментом и В. С. Ждановым был разработан проект водной преграды, которая должна была остановить врага.

Выполнение поставленной задачи контролировал лично Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин, вызвавший к себе начальника Иваньковской ГЭС Г. Фёдорова, главного энергетика канала Б. Фрадкина и главного инженера В. Жданова. На подготовку к операции, проводимой в обстановке строгой секретности, было дано два дня.

В конце ноября 1941 года фашисты рвались в направлении от Калинина к Большой Волге. Началось форсирование Иваньковского водохранилища, скованного к тому времени довольно прочным льдом. И в этот момент специалисты канала начали интенсивный сброс воды через плотину Иваньковской ГЭС. Уровень воды в водохранилище снизился на два метра, лед проломился, и под него стала уходить тяжелая техника противника. Кроме военной техники, в холодной воде оказалось огромное количество живой силы противника. Фашисты вынуждены были отступить. А 24 ноября 1941 года была взорвана плотина на Истринском водохранилище.

К 1 декабря 1941 года по приказу командующего Западным фронтом Г. К. Жукова, несмотря на налеты вражеской авиации, начался сброс воды в реку Сестру (приток р. Дубны, впадающей в Волгу). В результате поймы Сестры и Яхромы оказались затопленными. Врага удалось остановить.

«Войска 1-й ударной армии в ноябре-декабре 1941 года, опираясь на водный рубеж, созданный на трассе канала Москва – Волга и долинам рек Сестра и Яхрома, остановили наступление немецких войск на северных подступах к столице. Водный рубеж был создан силами работников канала, правильно решивших задачу использования канала в военных целях» – такую оценку проведенной операции дал в 1942 году член Военного Совета 1-й ударной армии генерал Я. С. Колесов.

Кроме водных преград, созданных перед неприятелем, канал оказал нашим войскам и другую помощь, в том числе в обеспечении связью и продовольствием прибывших войсковых резервов. Выполнив роль мощного оборонительного и опорного рубежа, сотрудники канала Москва – Волга вписали яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой.

В память о героической обороне столицы на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в декабре 1941 года. Рукотворный водный барьер, растянувшийся более чем на 60 километров от Яхромы до Иваньковского водохранилища, вполне можно назвать одним из ярких примеров героизма советских водников, соединенного с полководческим и инженерным талантом тех, кто руководил его созданием.

Поскольку в результате боевых действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали, для своевременной организации перевозок, водоснабжения предприятий и организаций столицы и области Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении канала и его допуске к навигации

1942 года. Уже в мае 1942 года по этому важнейшему водному пути возобновилось сквозное движение судов, а в 1943 году полностью завершилось восстановление пострадавших объектов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1943 года за образцовое выполнение задания правительства по восстановлению сооружений канала Москва – Волга 40 его сотрудников награждены орденами и медалями. Начальник Управления канала Москва – Волга Дмитрий Филиппович Агафонов и заместитель начальника службы пути Андрей Александрович Ярустовский награждены орденом Трудового Красного Знамени, руководитель электромеханической группы Владимир Сергеевич Жданов, начальник дистанции Лев Сергеевич Кусков и начальник службы энергетики Бениамин Менделеевич Фрадкин награждены орденом «Знак Почета».

Высоких наград Родины удостоены и другие работники канала. Медалью «За оборону Москвы» награждены инженер-капитан Иосиф Наумович Дымент  и 10 работников канала Москва – Волга. Вне всяких сомнений, мужество и самоотверженный труд работавших на важном стратегическом объекте и их огромный вклад в оборону столицы нашей Родины достойны более высоких наград. Да и количество награжденных водников за участие в обороне Москвы и восстановлении канала должно быть гораздо большим. Возможно, жизнь внесет коррективы в решение данного вопроса.

 Справедливость все же должна восторжествовать, как и в вопросе о награждении государственной наградой речной пристани Осташков за мужество и героизм ее коллектива в годы Великой Отечественной войны. Ведь благодаря плавсоставу и работникам береговой инфраструктуры селигерского флота, коллектива канала Москва – Волга, других организаций водного транспорта, внесших весомый вклад в Великую Победу советского народа над фашизмом, на Селигере и других внутренних водных путях сегодня несут мирную вахту речники нашей страны.

И среди замечательных представителей этой уважаемой и мужественной профессии нельзя не назвать капитана теплохода «Капитан Марков» Романа Викторовича Бойкова. Вот уже второе десятилетие этот высококвалифицированный специалист и прекрасный человек трудится в коллективе речной пристани Осташков, выполняя рейсы в одном из красивейших уголков Отечества, на краю земель великолукских, под мирным селигерским небом.

М. ГАРБЕР

Поделиться ссылкой: