И.В. Юдин – устроитель музея истории великолукского локомотивного депо

Во второй половине 60-х гг. прошлого века в Великолукском локомотивном депо, насчитывающем уже более 50 лет своей истории, шло бурное развитие. Начиналась новая эпоха: переход с паровозной тяги на дизельную, взамен легендарных отечественных паровозов «Л», «ФД» и трофейных «52» появляются первые тепловозы – грузовые ТЭ3 и пассажирские ТЭП60. Начинается реконструкция ремонтных цехов и оснащение их новым технологическим оборудованием, строятся новые производственные объекты: станция реостатных испытаний, служебно-бытовые помещения отдельно для ремонтных и локомотивных бригад, котельная. Новосокольническое локомотивное депо переходит в состав Великолукского депо – объединяются два родственных предприятия, и в новом укрупненном коллективе насчитывается уже более 1000 человек. Боль-шинство из них – участники минувшей войны и труженики тыла. Они, прошедшие тяжелейшие испытания, вновь заняли свои рабочие места в паровозной будке и у станков. Так и хочется назвать это время «золотым веком» краеведа или историка, когда запросто можно было встретить героев Великой Отечественной войны, партизан и подпольщиков, свидетелей и участников как довоенных событий, так и восстановления разрушенного хозяйства в послевоенные годы.
В коллективе локомотивного депо возникли и неосознанное желание, и объективная потребность сохранить память о создании и развитии родного предприятия, о главных событиях и замечательных людях, которые своим трудом и ратными подвигами писали славную историю депо. Были обращения к руководству ветеранов производства и участников войны. Но, как обычно для любого начинания, нужен был застрельщик, инициатор этой, хотя и интересной, но объемной по масштабам и ответственной работы.

И такой человек нашелся в лице машиниста Великолукского локомотивного депо И.В. Юдина. Иван Васильевич в начале 70-х гг. был избран на должность председателя профсоюзного или, как раньше называли – местного, комитета работниками депо. А до этого обычная по тем временам биография: родился в 1925 г., окончил среднюю школу и на железной дороге оказался в 1942 г. В годы войны был участником трудового фронта, находился в составе специальных формирований Народ-ного комиссариата путей сообщений, создаваемых на базе прифронтовых отделений железной дороги: ВЭО-9 на станции Торопец и ВЭО-101 на станции Любимка. В паровозном депо на станции Великие Луки начал работать с мая 1944 г. сначала помощником, а через год машинистом паровоза. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Уже после войны без отрыва от производства получил среднее техническое образование, стал техником-механиком тепловозного хозяйства. В 1950-1957 гг. был откомандирован на Северную железную дорогу, стал машинистом-инструктором. С 1957 г. и до последних дней трудился в Великолукском локомотивном депо.
И.В. Юдин, работая над повышением своего технического уровня, вырос до специалиста высокой квалификации. В годы семилетки (1959-1965 гг.) первым в депо стал машинистом-гагановцем. До этого паровозная бригада Ивана Васильевича добилась звания «Кол-лектив коммунистического труда», но он сознательно перешел на паровоз, который систематически пережигал топливо, и обязался в кратчайшие сроки вывести отстающие бригады этого паровоза в передовые. В одном из информационных листков по распространению передового опыта дорожного Центра научно-технической информации за 1970 г. говорится:
«Многие машинисты, допускающие перерасход топлива, склонны утверждать, что они не могут экономить топливо и даже укладываться в заданные нормы потому, что на некоторых паровозах этого достичь нельзя. В этих условиях замечательную инициативу проявил один из лучших наших машинистов И.В. Юдин. Он изъявил желание перейти работать на любой паровоз, который ему предложат, и вывести коллектив этого паровоза в передовые. Примеру тов. Юдина последовали другие машинисты».
Чтобы убедить всех на собственном примере, был взят паровоз Л-650, один из самых неблагополучных по расходу топлива. Но через три месяца упорного труда и учебы «пережигающие» паровозные бригады этого локомотива стали одними из лучших в депо по экономии горючего при вождении грузовых поездов. И только на этом паровозе была получена экономия в 31 тонну топочного мазута.
Талантливый человек талантлив во всем. Активно занимаясь рационализаторской деятельностью разработал и внедрил множество предложений по улучшению теплотехнического состояния паровозов, а одно из них, «Универсальная форсунка для паровозов с нефтяным отоплением», было удостоено представлять депо на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве, за что автору было выдано удостоверение участника ВДНХ 1964 г. Впоследствии Иван Васильевич не раз назначался руководителем школы передового опыта, обучал молодых машинистов умелому вождению поездов и экономному расходованию топлива. Своими навыками и опытом в деле экономии топливных ресурсов он щедро делился с коллегами, его достижения тиражировались в информационно-технических листках – брошюрах, и были доступны локомотивным бригадам далеко за пределами Октябрьской железной дороги. За свою трудовую и общественную деятельность, новаторскую и рационализаторскую работу в 1974 г. он был удостоен звания «Почетный железнодорожник».
Будучи общественным инспектором по безопасности движения поездов И.В. Юдин говорил: «Заботливый машинист может многое подметить и предотвратить». Таким он и был: заботливым, активным, внимательным и неравнодушным к людям и технике. Неслучайно, что такой человек и возглавил работу по созданию музея боевой и трудовой славы локомотивного депо города Великие Луки.
Началась скрупулезная работа по сбору, систематизации документов и формированию будущей экспозиции. Начинание нашло поддержку всего коллектива депо и родственных предприятий железнодорожного узла. В течение трех лет собирался документальный материал об истории депо, участии железнодорожников в революционных событиях, в Гражданской и Великой Отечественной войнах, послевоенном строительстве, о развитии предприятия и трудовых достижениях в последующие пятилетки. В результате было собрано свыше 700 экспонатов и документов – чуть ли не половина имеющихся в фондах нашего музея в настоящее время. Да каких экспонатов! Проводив-шаяся недавно ведомственная инвентаризация самодеятельных производственных музеев вы-делила раритеты, которые могли бы украсить экспозицию даже му-зея железных дорог России в Санкт-Петербурге.
Торжественное открытие му-зея состоялось в День железнодорожника, 4 августа 1971 г. При-сутствовали ветераны труда и войны, пионеры и комсомольцы подшефных школ, представители партийных и общественных организаций города. Немного сохранилось материалов об этом событии, которому в следующем году исполнится 50 лет. Наверное, никто не задумывался тогда том, какая важная общественная и патриотическая работа совершается. Но сохранился рукописный листок с наброском плана мероприятий, относящийся ориентировочно к 1967 г. Среди прочих пунктов работы намечалось:

  • надо организовать цикл бесед по истории города и предприятия;
  • экскурсии сотрудников по городу Великие Луки и в другие города с целью знакомства с памятниками;
  • создать группу летописцев по написанию истории локомотивного депо…
    И это не осталось на бумаге. Организовывались тематические вечера и встречи с железнодорожниками – участниками войны, воинами 8-го Эстонского стрелкового корпуса, танкистами 47-й механизированной бригады, освобождавшими наш город, дважды встречались с ветеранами 57-го дивизиона бронепоездов. Ста-ли традиционными ежегодные автобусные экскурсии и железнодорожные поездки по городам-героям, к нашим соседям по Псковской, Новгородской и Ле-нинградской областям, в Белоруссию, Латвию и Эстонию. Со-бирались воспоминания и записывались рассказы ветеранов войны и труда, в результате чего общими усилиями энтузиастов музейного дела была создана летопись паровозного локомотивного депо.
    Сохранился приказ начальника депо А.М. Орловича от 9 марта 1983 г., добавляющий еще один штрих к кругу интересов И.В. Юдина и характеризующий его как специалиста в своем деле:
    …тов[арища] ЮДИНА Ивана Васильевича … командировать в локомотивное депо Ховрино Ок-тябрьской ж.д. сроком на один месяц для восстановления паровоза С-245.
    С 1980 г. Иван Васильевич как машинист, имеющий право на льготный трудовой стаж по достижению 55-летнего возраста, выходит на заслуженный отдых, но не отходит от активной общественной работы. Он становится заведующим музеем, его главным хранителем и возглавляет работу созданного в депо совета музея, ведет просветительскую, пропагандистскую и поисковую работу. Эту деятельность иначе как краеведением в малой форме, касающейся родного депо и железнодорожного узла, не назовешь.
    Конечно же, чтобы начать и преодолеть эту «длинную дорогу», нельзя было обойтись без единомышленников и помощников. Вдохновителем и организатором работ по созданию музея был начальник депо А.М. Орлович, почетный железнодорожник, заслуженный работник транспорта РСФСР, кавалер многих орденов и медалей – целая эпоха в истории Великолукского локомотивного депо, руководил полуторатысячным коллективом 33 года. Арнольд Миронович внес значительный вклад в развитие и укрепление технической базы депо, не оставлял без внимания и социальную сферу. В последний период своей деятельности возглавлял координационный совет железнодорожного узла и остался в памяти как грамотный, строгий, человечный, уважаемый и любимый начальник не одного поколения железнодорожников и деповчан.
    Проект экспозиции будущего музея, художественное оформление, декорации, макеты, неповторимые живописные портреты и многое другое разработал и воплотил в жизнь деповский художник В.Э. Януш. О нем можно сказать, что Владислав Эдуардович был мастер на все руки: одинаково умело владел карандашом и кистью, резцом и чеканкой, лепкой и выжиганием. Его мастерская была полна различными станками и приспособлениями. Он воздвиг себе рукотворный памятник, когда горком партии поставил перед руководством локомотивного депо задачу украшения сквера у железнодорожного моста на перекрестке улиц Гагарина и Вокзальной. В результате появился спроектированный в яркой и лаконичной форме и изготовленный руками В.Э. Януша монумент «Орден Отечественной войны», который и сейчас радует своим видом жителей и гостей города.
    Но имя Ивана Васильевича Юдина – устроителя музея, который продолжает жить и развиваться, теперь с благодарностью упоминается в истории нашего депо.

biblio-vluki.ru

Поделиться ссылкой: