Продолжая тему героизма советских детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, следует отметить, что жизнь или подвиг, а порой то и другое, у многих из них были связаны с нашим регионом. Независимо от того, выполнение каких боевых задач выпало на их долю, все они являются героями Отечества и подвиг каждого из них вписан золотыми буквами в героическую летопись Великой Победы. Оказавшись волею судьбы в большой беде, все они добровольно приняли решение наравне со взрослыми сражаться с врагом.
В жизнь Алёши Кириллова война ворвалась в неполных 9 лет. Его родная деревня Косорово Кудеверского района, вошедшего впоследствии в Великолукскую область, была оккупирована фашистами летом 1941 года. Участь этой деревни, как и многих других населенных пунктов нашей страны, была трагической. Гитлеровские каратели ее разграбили и сожгли. Родители Алёши, как и многие другие односельчане, были расстреляны. Мальчик чудом спасся от гибели. Вместе с братьями Семёном и Михаилом он нашел убежище в лесу. Их совсем еще маленькую сестренку Нину спасла от гибели родная тетя. А судьбу братьев Кирилловых определила встреча с партизанами. Получилось так, что все они впоследствии оказались в разных отрядах и долгое время друг о друге ничего не знали. Невзирая на детский возраст, все они вносили свой вклад в жизнедеятельность отрядов, выполняя различные задания командования.
В апреле 1944 года Алёша оказался в действующей армии. Его зачислили воспитанником в 134-й стрелковый полк 319-й стрелковой Двинской дивизии. Маленький солдат старательно выполнял все поручения командиров и прошел вместе со взрослыми однополчанами боевой путь от родных мест до Восточной Пруссии. Находясь при автопарке, он изучал автодело и помогал водителям готовить автотранспорт к выполнению боевых задач. Во время тяжелых и кровопролитных боев на Земландском полуострове и в районе Кенигсберга довелось Алёше выполнять обязанности связного. Проявляя мужество и смекалку, 11-летний мальчик, рискуя собственной жизнью, успешно обеспечивал поддержание связи между тылами и штабом полка, что способствовало успешному выполнению боевых задач, возложенных на все подразделения.
Родина достойно отметила его вклад в разгром фашизма. Летом 1945 года на гимнастерке сына полка сияли 3 медали – «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Гер- манией в Великой Отечественной войне». Послевоенная судьба привела его в Казань. В этом городе он жил и работал, имел семью, был удостоен еще нескольких наград Родины. Немало времени он потратил на поиски родных братьев и сестры. К счастью, все они уцелели во вре-мя войны, а дальнейшая жизнь разбросала их по разным городам нашей страны. Долгожданная встреча с ними состоялась, и родные люди вновь обрели друг друга. Как и Алексей, его братья тоже внесли достойный вклад в победу над коричневой чумой. К сожалению, Алексей Васильевич Кириллов ушел из жизни слишком рано. Его не стало в 1981 году в возрасте 48 лет.
Родившегося в Пустошке Яшу Урванта война застала в Белоруссии, где он в это время находился вместе со своей мамой. Десятилетний мальчик чудом уцелел и оказался в тылу, а его мама погибла в гетто, вместе с еврейским населением райцентра Копыль Минской области. С большим трудом Яше удалось добраться до Краснодара, где жила его бабушка. Но и туда приближались фашисты. А 9 августа 1942 года мальчик их увидел воочию, на противоположном берегу Кубани. Прибежав к бабушке и рассказав ей об этом, услышал в ответ лишь, что ему надо бежать. Сама она передвигалась с трудом, и потому покинуть город не могла.
На обезлюдевшем шоссе Яшу заметил офицер, находившийся в кабине грузовика, перевозившего документы райкома партии. Он забросил мальчика в кузов. Через считаные секунды после того, как они на полуторке проскочили через понтонный мост на левый берег Кубани, этот мост был взорван перед самым носом у выскочивших к реке немецких мотоциклистов. Так произошло еще одно спасение мальчика от неминуемой гибели. А после этого Яшу зачислили воспитанником в 16-й отдельный инженерный батальон 56-й армии, державшей оборону от Новороссийска до Туапсе. Его поселили в землянке вместе с политруком В.Т. Коломийцем и вначале поручали дневалить в штабе батальона и дежурить в полевом политуголке.
Яша быстро привык к налетам вражеской авиации на наши позиции и другим реалиям фронтовой жизни. Одной из задач батальона было минирование горных перевалов, преимущественно в ночное время. В горы бойцы выходили группами численностью 15-20 человек. Шли осторожно, с разведкой и условными сигналами. Стараясь максимально соблюдать тишину, рыли канавки под взрывчатку, прокладывали провода, устанавливали растяжки. Мины маскировали свежим дерном, стараясь не повредить его. Возвращались бойцы в расположение батальона уже к утру. Вначале Яше не разрешали участвовать в этих операциях, но спустя некоторое время мальчику такое доверие было оказано. Довелось ему быть наблюдателем. Забираясь на дерево, мальчик маскировался и высматривал происходящее по ту сторону перевала. За- метив что-либо подозрительное, подавал условный сигнал солдатам. В дальнейшем ему довелось принимать непосредственное участие и в минировании перевалов. Яша подружился с бойцами и командирами. Он мечтал бить фашистов до полной победы над ними. Но его фронтовой путь завершился так же неожиданно, как и начался.
Примерно через полгода после начала службы поступил соответствующий приказ вышестоящего командования, и мальчик был отправлен в тыл. Война для него закончилась, но служба продолжалась. Яша оказался в Ташкенте, где был зачислен в эвакуированное из Одессы военно-музыкальное училище воспитанников Красной армии. Обучение игре на различных музыкальных инструментах, строевая подготовка, занятия по общеобразовательным предметам, уборка хлопка – все это было в жизни мальчишек в военной форме, оказавшихся вдали от войны.
В победном сорок пятом на гимнастерке воспитанника Якова Урванта сияли медали «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Затем довелось ему служить воспитанником в отдельном образцово-показательном оркестре Министерства Вооруженных сил СССР. В этот период он участвовал во многих церемониальных мероприятиях и видел руководителей нашей страны. Дальнейшая армейская судьба забросила его в военный оркестр, дислоцированный в Калининграде. Он вполне мог связать свою жизнь с военной музыкой, но выбрал гражданскую стезю.
В конце 1947 года 17-летний юноша в звании младшего сержанта был демобилизован. За-тем была учеба в старших классах одной из ленинградских школ, а впоследствии – в пединституте. Став учителем географии, трудился в Оренбуржье, а затем в Пензенской области. Был учителем, завучем, директором школы, заведующим отделом народного образования, директором областного института усовершенствования учителей, доцентом кафедры педагогики Пензенского государственного педагогического университета. За труд удостоен наград Родины, среди которых – медаль им. Н.К. Крупской и почетное звание «Заслуженный учитель РФ». Также награжден юбилейными медалями, а в 1985 году – орденом Отечественной войны 2-й степени. Яков Миронович Урвант ушел из жизни в 2017 году.
Детство двенадцатилетнего Лёвы Николаева из деревни Добровитки Псковского района тоже было безжалостно оборвано войной. Все ужасы гитлеровской оккупации, начавшейся летом 1941 года, сельчане испытали сполна. А 5 декабря 1943 года в деревню вошли немецкие и эстонские каратели. Увидев приближавшихся фашистов, мама успела сказать Лёве, чтобы он спрятался, а он чудом успел исполнить последний материнский наказ. Попавшихся на глаза сельчан каратели согнали и заперли в церкви. Пытавшихся сбежать расстреливали на месте. Затем эти звери храм взорвали, и все те, кто в нем находился, погибли, в том числе родители и сестра Лёвы. Мальчик, находясь в укрытии, видел весь этот ужас. Дом, в котором жила семья Николаевых, гитлеровские ублюдки сожгли.
Пройдя немало испытаний, он встретил наступавшие части Красной армии и уговорил командование 122-го стрелкового корпуса взять его на фронт. В начале июня 1944 года начался его боевой путь. Вскоре юный воспитанник части прошел курс обучения в школе снайперов-разведчиков. Принимал участие в освобождении территории нынешней Псковской и Ленинградской областей, бил фашистов в Эстонии и Латвии. Проявил себя мужественным и дисциплинированным воином.
После прикомандирования к ремонтной базе наравне со взрослыми однополчанами, нередко при этом рискуя жизнью, выполнял качественно и в срок задания командования по возвращению в строй поврежденной автомобильной техники, что позволяло всем наступающим частям и подразделениям, входящим в состав стрелкового корпуса, должным образом выполнять боевые задачи.
В завершающий период войны стал комсомольцем, а также отличником боевой и политической подготовки. В мае сорок пятого гимнастерку Лёвы Николаева украшали медали «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Демобилизовали его летом 1945 года. Как и абсолютное большинство фронтовиков, он сразу же приступил к мирному созидательному труду, окончил вечернюю школу, а затем и среднее специальное учебное заведение, стал офицером запаса.
У Льва Николаева появилась семья, и своим детям он рассказывал правду о той страшной войне, победа в которой слишком дорого обошлась советским людям. А сейчас у него уже есть не только внуки, но и правнуки, и они тоже знают о трагических и героических страницах нашей истории. И хотя его мирная жизнь была связана с Ульяновской областью, вместе с детьми он приезжал в родные места, отдавая дань памяти погибшим родным и односельчанам.
Лев Николаевич достойно трудился в течение многих десятилетий, и к нему с огромным уважением относились все те, кто его знал. В различные годы он был награжден несколькими юбилейными медалями, а в 1987 году ему был вручен орден Отечественной войны 2-й степени. Проживая в Новоульяновске, Лев Николаевич Николаев встретил 60-летие Великой Победы. Он ушел из жизни в 2006 году.
Героизм советских детей и подростков в годы Великой Отечественной по своим масштабам не имел аналогов в мировой истории. Этим историческим фактом по праву могут гордиться не только наши современники, но и грядущие поколения сограждан. Но при этом следует помнить о командирах и бойцах, бок о бок с которыми сражались юные герои. Ведь практически во всех случаях, только благодаря отеческой заботе и милосердию этих людей, проявленным в той немилосердной войне, стало возможным выживание детей и подростков, оказавшихся в очень большой беде, их зачисление в ряды защитников Отечества, совершение в дальнейшем героических подвигов, а зачастую и адаптация к реалиям послевоенной жизни.
И примеры, когда после разгрома врага бойцы и командиры, заменившие в боевой обстановке обездоленным войной воспитанникам частей родных отцов, усыновляли этих ребят и забирали их в свои семьи, тоже не единичны. К сожалению, абсолютное большинство юных героев, приближавших Великую Победу, уже завершило свой земной путь. Мы должны знать и помнить о великом подвиге тех, кто сломал хребет фашизму и спас не только нашу страну, но и весь мир от катастрофы, которая была бы неизбежна в случае иного исхода войны. А публикации о жизни и подвиге тех, кто стал героями Отечества задолго до достижения призывного возраста, будут и в дальнейшем появляться на страницах нашей газеты.
М. Гарбер