Земснаряд на водном объекте
Материалы, посвященные комплексному использованию и охране водных ресурсов, а также обеспечению безопасности граждан на водных объектах, в нашей газете публиковались неоднократно. Вне всяких сомнений, данная тематика актуальна всегда, поскольку для обеспечения нормальной жизнедеятельности любого государства и каждого из его граждан поддержание абсолютного большинства водоемов в надлежащем состоянии играет огромную роль. Кроме того, большое внимание решению столь важных вопросов уделяется и на государственном уровне. Во всех без исключения регионах и муниципальных образованиях нашей необъятной страны этим заняты как государственные, так и общественные организации, как правило, эффективно взаимодействующие друг с другом.
14 мая нынешнего года состоялась рабочая встреча автора с В.А. Зиновьевым, возглавляющим Великолукское отделение Всероссийского общества спасания на водах, и государственным инспектором по маломерным судам Р.А. Смирновым, служебная деятельность которого охватывает водные объекты нашего города, а также Великолукского района и еще семи муниципальных образований региона.
Обсуждаемые в ходе данной встречи вопросы касались оптимального подхода к реализации задач по охране водных ресурсов, а также обеспечению безопасности граждан на водных объектах, с учетом специфики местных условий и наличия соответствующих возможностей. Виктор Алексеевич, прошедший путь на флоте от юнги до капитана дальнего плавания, а после возвращения в Великие Луки занимавшийся проведением дноуглубительных и дноочистительных работ в нашем регионе и не понаслышке знающий специфику работы технического флота, отметил, что вне зависимости от того, отнесен ли соответствующий участок водной артерии к числу судоходных внутренних водных путей или нет, необходимо регулярно проводить соответствующие русловые работы.
Ведь от этого зависит не только сохранение экологического баланса, но и хозяйственное значение водного объекта, включая рыбоводство и аквакультуру, а также его безопасное использование в различных целях. Каждый из нас желает отдыхать на чистых берегах, купаться в чистых реках и озерах, безопасно осуществлять по ним движение на маломерных судах, употреблять в пищу не загрязненную рыбу. Да и возрождение судоходства от Великих Лук вниз по Ловати, при условии проведения на ряде ее участков дноуглубительных, дноочистительных и берегоукрепительных работ, возможно и востребовано.
Великолучане старшего поколения помнят эпизоды истории города, когда Ловать была судоходной. Невозможно переоценить огромную роль правильно организованных мероприятий по охране водных ресурсов в предотвращении катастрофических последствий разгула стихии.
Примером, не имеющим аналогов не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, является работа технического флота столичного предприятия «Мосводосток». Здесь на страже чистоты рек несут свою вахту экипажи более чем 30 судов. Земснаряды и грунтоотвозные шаланды, мусоросборщики, нефтесборщики и катера быстрого реагирования, буксиры и плавкраны выполняют огромный объем работы в период технической навигации, продолжающейся ежегодно с апреля до ноября. А зимой на вахту заступают экипажи двух речных ледоколов.
Флот предприятия обслуживает около 80 километров внутренних водных путей, работая не только на Москве-реке, но и на Яузе, а также на Обводном канале. На участках с небольшими глубинами работают маломерные суда.
Большая часть судов технического флота предприятия имеет небольшую осадку, что позволяет успешно выполнять возложенные задачи даже вне границ судового хода. Удаление плавающего мусора и уничтожение нефтяных пятен, проведение дноочистительных работ и еще множество задач, возложенных на тех, кто стоит на страже чистоты столичных рек, выполняется на очень высоком уровне.
Только в минувшую техническую навигацию благодаря слаженной работе судовых экипажей было собрано около 600 тонн плавающего поверхностного мусора, ликвидировано почти 100 загрязнений, со дна было извлечено около 21 тысячи тонн песка и грунта. А кроме этого, со дна было извлечено огромное количество ила, древесины, бытового и технологического мусора, и других загрязняющих ре- ки предметов, попавших туда в силу различных причин, как вследствие жизнедеятельности промышленных предприятий и граждан, так и в результате природных факторов.
И это – далеко не полный перечень результатов работы флота предприятия. Предотвращение образования мелей, а также противостояние возможным последствиям паводковых явлений тоже отнесены к числу задач, с которыми уже давно успешно справляются речники. Поэтому нет сомнений в том, что технический флот необходим и нашему городу, как и любому другому, располагающему водными объектами. Вопрос лишь в том, какое количество и какие типы судов необходимы для поддержания водных артерий в приемлемом состоянии, а также для обеспечения безопасного их использования и предотвращения катастроф природного и техногенного характера.
Беря за основу пример технического флота «Мосводостока», вполне допустимо провести расчеты на местах, применив пропорциональный подход, в частности, к условиям Великих Лук и сопредельных муниципальных образований. Например, для поддержания в надлежащем состоянии акватории Ловати в городе и окрестностях, а также устья реки Лазавица, водоема в районе улицы Запрудной и ряда других водных объектов необходимо
как минимум наличие двух земснарядов производительностью от 500 до 1200 кубометров в час, небольшого судна-мусоросборщика, а также двух-трех маломерных судов, предназначенных для уборки мусора и иных загрязнений на мелководных участках.
Для надлежащего выполнения работ на земснаряде оптимальное количество членов экипажа составляет 5-6 человек, на мусоросборщике – 3 человека, на маломерных судах – 1–2 человека. Используемая и в настоящее время для покоса водорослей водная косилка, обслуживаемая одним человеком, так- же будет востребована для выполнения работ в русле Ловати.
Важно, чтобы весь плавсостав прошел профессиональную подготовку либо переподготовку в образовательных организациях водного транспорта, а технический флот находился на балансе ближайшего речного порта либо предприятия водных путей и судоходства. Жизненные примеры неопровержимо свидетельствуют о том, что нахождение судов на балансе организаций, не относящихся к водному транспорту, и привлечение к работе на них лиц, не прошедших специальную подготовку в профильных образовательных организациях, неизбежно повлечет неблагоприятные последствия, в том числе преждевременный выход из строя всего технического флота. Отметил Виктор Алексеевич и то, что среди великолучан есть немало выпускников учебных заведений ВМФ, а также морского и речного флота, поэтому с подбором и расстановкой кадров проблем не будет.
Возможно, некоторым из них придется пройти дополнительную курсовую подготовку для получения допусков и рабочих дипломов, но для тех, кто уже имеет профильное флотское образование и опыт работы или службы в должностях плавсостава, освоить специфику работы на судах технического флота вполне реально. Эти специалисты, в зависимости от поставленных задач, смогут работать на судах всех типов и в условиях взаимозаменяемости. А знания и опыт В.А. Зиновьева могут и должны быть востребованы при решении множества вопросов, связанных с проведением работ на водных объектах. Ведь он не только информирован о том, где и как эти работы правильно организовать, но и может предоставить актуальную документацию, позволяющую во многих случаях оптимизировать производственный процесс.
Роман Алексеевич в ходе рабочей встречи отметил, что его служебная деятельность непосредственно связана с водными объектами нашего города и региона и обеспечением безопасности движения маломерных судов, а также граждан, находящихся на воде и в непосредственной близости от нее.
Вне всяких сомнений, для обеспечения жизнедеятельности водных артерий нашего города и сопредельных муниципальных образований технический флот необходим. Ведь многие виды работ производятся именно на воде. Уборка поверхностного и глубинного речного мусора, углубление и очистка дна, другие русловые работы, добыча речного песка играют огромную роль в выполнении множества задач, важность которых невозможно переоценить.
Вода – это основа жизни, и только грамотный государственный подход в состоянии обеспечить надлежащее использование и охрану водных ресурсов.
В результате систематического проведения речных работ появится возможность обустройства новых зон отдыха, появятся новые участки для эксплуатации маломерных судов. Инспекторский состав ГИМС, как и члены ВОСВОД, примет меры по обеспечению безопасности граждан на всех водных объектах, входящих в зону обслуживания подразделений.
Некоторые из судов технического флота являются маломерными. Они поднадзорны не Речному регистру, а ГИМС, к компетенции которой отнесены как регистрационная работа, так и другие вопросы жизнедеятельности, включая подготовку судоводителей. Кроме того, правильно организованная работа технического флота позволит в значительной части случаев предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, аналогичных тем, которые произошли нынешней весной в ряде регионов нашей страны в результате паводка.
К примеру, своевременное удаление ила повышает пропускную способность реки. А это ведь не только оздоровление водной среды, но еще и серьезнейшая мера по предотвращению катастрофических последствий паводка.
Понимая, насколько важными для государства, региона и города являются все перечисленные задачи, инспекторский состав подразделения ГИМС готов в пределах предоставленных полномочий оказывать содействие тем, на кого будет возложено их выполнение.
Автору довелось не только увидеть работу различных судов технического флота предприятия «Мосводосток», но и услышать отзывы жителей столицы, свидетельствующие о высочайшем уровне профессионализма речников, одной из главных обязанностей которых является контроль и поддержание чистоты водных артерий Москвы.
Содержание судов, как и решение других вопросов, связанных с организацией производственного процесса, требует немалых затрат. Ведь любое предприятие водного транспорта – это не только флот, но и береговая инфраструктура, роль которой огромна не только во время навигации, но и в межнавигационный период, когда, помимо организации зимнего отстоя флота, необходим еще и судоремонт, к участию в котором привлекаются и члены экипажей.
Оптимальное решение данного вопроса требует наличия сухого дока по месту базирования флота. Сравнительно небольшие размеры судов в большинстве случаев способствуют их мобильному перемещению к месту проведения работ, не только водным путем, но и по суше.
Если вести речь о рентабельности предприятия, то эта цель со временем может быть достигнута благодаря добыче земснарядами речного песка и выполнению некоторых других работ. Хотя, даже если и не принимать во внимание данный фактор, содержание необходимого количества судов технического флота и все связанные с этим затраты все равно будут экономически обоснованными, даже если хотя бы приблизительно учитывать сумму вреда, предотвращаемого в результате умелой организации русловых работ.
Именно поэтому решение вопроса о появлении не только в Великих Луках, но и во многих других городах нашей страны судов данной категории не должно откладываться на неопределенный срок. Актуальность изложенных задач очевидна, а сами задачи реально выполнимы. А значит, нет и не может быть сомнений в появлении в обозримом будущем на Ловати и ее притоках современных судов технического флота.
М. Гарбер