Основательный фундамент всей финансово-экономической системы

8 сентября 2022 года отмечается значимая для всех финансистов юбилейная дата 220-летия создания Министерства финансов.

Начало системы государственного управления Российской империи положил манифест императора Александра I «Об учреждении Министерств» от 8 сентября 1802 г. Этим манифестом были созданы 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения, задача которых заключалась в том, чтобы «способствовать соблюдению и утверждению необходимого во всем порядка и умножению богатства…».

Определение функций Министерства финансов и формирование его структуры происходило в течение длительного времени. Главным при этом было расширение сферы деятельности, концентрация у Минфина дел, выполнявшихся ранее другими министерствами.

Особенно сильна была концентрация власти в Минфине в конце XIX – начале XX веков, когда во главе его стоял С.Ю. Витте. Минфин занимался не только бюджетными делами и налогами, но и промышленностью, торговлей, железными дорогами, судоходством, таможенной службой и многими другими вопросами. В его ведении находились Государственный банк, дворянский и крестьянский банки. Минфин имел своих дипломатических агентов за рубежом (отдельно от посольств), которые поставляли информацию о финансах, денежном обращении и экономике зарубежных стран, подготавливали почву для упрочения взаимоотношений этих стран с Россией.

По численности государственных служащих Минфин был одним из крупнейших в России, уступая лишь Военному министерству. Так, в 1906 г. численность госслужащих по министерствам (включая центральный аппарат и все подчиненные структуры) составляла: Минфин – 12 951, Военное министерство – 30 587, Морское министерство – 3 498, Министерство внутренних дел – 8 838, Министерство юстиции – 7 659, Министерство народного просвещения – 6 081 человек.

Сфера деятельности Минфина была чрезвычайно широкой на протяжении многих лет. Кроме того, министру финансов подчинялись все государственные кредитные учреждения: государственный банк с состоящими при нем управлениями сберегательных касс и по делам мелкого кредита, государственный дворянский банк, крестьянский поземельный банк, государственная комиссия погашения долгов, экспедиция заготовления государственных бумаг, петроградская и московская ссудные казны и касса городского и земского кредита.

Главной заботой Минфина всегда было упорядочение системы доходов и расходов государственной казны, борьба с частыми бюджетными дефицитами.

В первые послереволюционные годы Народный Комиссариат финансов РСФСР в значительной мере наследовал прежние традиции управления финансовой деятельностью. Это проявилось уже в принятом в мае 1918 г. постановлении Совнаркома РСФСР, вводившем единство кассы, обязавшем все предприятия, учреждения и должностные лица вносить все денежные средства в кассы Народного банка или Государственное казначейство.

В декрете ВЦИК РСФСР от 10 октября 1921 г. указывается, что «интересы народной казны возводятся на степень интересов высшего государственного порядка».

Не остался в стороне от исторических событий и наш древний город.

Сразу же после Октябрьской революции стали создаваться на местах органы управления финансами в лице финансовых отделов исполкомов Советов (губернских, уездных).

Великолукский уездный финансовый отдел был образован в марте 1918 года с первоначальным названием финансово-хозяйственная комиссия уисполкома, которая в конце 1918 года переименована в финансовый отдел уездного исполнительного комитета.

В своей деятельности УФО имел двойную подчиненность – уисполкому – как его отдел, Псковскому губфо – как своему отраслевому органу. Являлся руководящим органом в уезде по финансово-налоговой и бюджетной деятельности. В круг деятельности УФО входили контроль за правильным распределением местных налогов и сборов и их расходованием, проведение финансово-банковских операций, налоговых кампаний, взимание прямых и косвенных налогов.

До июня 1923 года при УФО существовало три подотдела: сметно-кассовый, налоговый и секретариат. Сметно-кассовый подотдел состоял из сметной части, бухгалтерии, кассы и контроля операций. В 1920 году к сметно-кассовому подотделу перешли функции упраздненных государственного казначейства и отделений народного банка.

В функции сметно-кассового подотдела входило счетоводство, предварительное рассмотрение смет и дача заключений по ним, наблюдение за использованием кредитов. Налоговый подотдел ведал учетом поступления налогов в пределах города и уезда, поступающих в доход казны и на местные нужды, следил за поступлением акциза и других поступлений, имеющих характер косвенного обложения. Секретариат вел контроль за поступлением и исполнением переписки.

В июле 1923 года в связи со слиянием УФО с упродкомом функции отдела расширялись, были организованы подотделы – местных финансов, налоговых доходов, хозяйственная часть и приходорасходная касса, которая выделилась из сметно-финансового подотдела. При отделе была также образована уездная налоговая комиссия.

Сложившаяся структура за немногими изменениями существовала до 1927 года, т.е. до упразднения УФО в связи с районированием Псковской губернии.

Финансовый отдел исполнительного комитета Великолукского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (окрфинотдел, окрфо) образован 1 октября 1927 г. в период районирования Псковской губернии и создания Великолукского округа, объединившего 23 района Ленинградской области. В своей деятельности имел двойную подчиненность – окружному исполнительному комитету и Ленинградскому областному финансовому отделу как вышестоящему отраслевому органу, являлся руководящим органом в округе по финансово-налоговой и бюджетной деятельности.

В круг деятельности окрфо входили: организация финансового аппарата учреждений округа, доходы налогового и неналогового характера, входящие в государственный и местный бюджет, сметно-бюджетное дело по местным финансам, исполнение государственного и местного бюджетов, ведение счетоводства и отчетности по оборотам государственного и местных бюджетов, реализация госзаймов, надзор за кредитной кооперацией.

Возглавлял окрфо заведующий, утверждаемый окрисполкомом. В штате отдела имелись секретариат и подотделы: бюджетный, доходов, налоговый, неналоговых доходов и кредитная инспекция. При окрфо состояла окружная налоговая комиссия. Заведующий окрфо осуществлял общее руководство окрфо и подведомственными ему финорганами. Структура окрфо была следующей: секретариат, подотделы – бюджетный, госдоходов, налоговый, неналоговых доходов, косвенных налогов.

На 1 ноября 1927 года окрфо были подведомственны 7 инспекторских участков по прямым налогам, 3 инспекторских участка по косвенным налогам, которые объединяли райфинчасти 23 райисполкомов и 2 приходорасходные кассы Холмского и Велижского районов. В 1927 году приходорасходные кассы окрфо ликвидировались и их функции переданы агентствам Госбанка.

В этот период финансовыми вопросами в городе руководила одна из секций горсовета – финансово-бюджетная секция.

В 1929 году Великолукский округ вошел в состав Западной области. Великолукский окрфо стал подчиняться Западному областному финансовому отделу.

С ликвидацией в 1930-1931 гг. административных округов были упразднены финотделы окрисполкомов и значительно расширены функции райфинотделов.

1 мая 1930 года организуется городской финансовый отдел, ему передаются все функции по бюджету, налогам и неналоговым доходам на территории города Великие Луки. Из состава ОКРФО выделено 9 сотрудников для горфо. Горфо является отделом горсовета и выполняет свои функции в порядке оперативных заданий от окрфо.

В 1935 году Великолукский округ был вновь восстановлен в составе Калининской области. В Великолукском окрфо с 1935 года была введена новая структура: секретариат, секторы – бюджета, госдоходов, налогов, финансово-бюджетная инспекция. В 1938 году в связи с ликвидацией округа Великолукский окрфо был упразднен.

Финансовый отдел исполнительного комитета Великолукского областного Совета депутатов трудящихся г. Великие Луки образован в составе исполнительного комитета Великолукского областного Совета депутатов трудящихся (облфо) 21.12.1944 года. На облфо были возложены задачи по мобилизации денежных средств, их распределению в соответствии с утвержденными высшими и местными органами государственной власти бюджетами, контроль за правильным использованием этих средств, за соблюдением режима экономии и финансовой дисциплины. В соответствии с этими задачами облфо через подведомственные ему районные финансовые отделы осуществлял контроль за выполнением всеми предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами области своих финансовых обязательств перед государством. Облфо осуществлял финансирование предприятий и организаций, открывал распределителям кредитов через банки кредиты в пределах бюджетных ассигнований и сметных назначений. Он же осуществлял ведомственный контроль и руководил работой рай- и горфо.

В 1947 году структура аппарата облфо была следующей: заведующий, его заместитель, ст. инспектор по оргмассовой работе и проверке исполнения, отделы – бюджетный, государственных доходов, финансирования народного хозяйства, налогов и сборов, штатный, госпособий одиноким и многодетным матерям, кадров, административно-хозяйственный и главная бухгалтерия. Каждый из отделов делился на секторы, которые в 1953 году заменились инспекторами по соответствующим направлениям работы. Облфо упразднен в октябре 1957 года.

Городской финансовый отдел возобновил свою деятельность после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Его штат состоял из

18 человек – инспекторы и бухгалтеры бюджета, по штатам, госдоходов, налогов, налоговые агенты. В ведение горфо входило распределение и взыскание всех прямых и косвенных государственных и местных налогов и сборов. Горфо подчинялся Великолукскому, с октября 1957 года – Псковскому облфо, в его штате появился контролер-ревизор КРУ.

На протяжении 60-80-х годов структура горфо оставалась стабильной: бухгалтерия, отделы – бюджетный, финансирования народного хозяйства, штатный, госдоходов, налоговая инспекция и ревизоры КРУ.

29.10.1991 г. горфо реорганизован в городской финансовый отдел Администрации г. Великие Луки со следующей структурой: бухгалтерия, отделы – бюджетный, финансов республиканских предприятий, выплат и возмещений, финансов предприятий местного подчинения, малых предприятий и кооперативов, контрольно-ревизионное управление. С 01.12.1997 г. горфо переименован в городское финансовое управление Администрации г. Великие Луки. По штатному расписанию в горфинуправление входят отделы: бюджетный, учета и отчетности, непроизводственных сфер, муниципальных предприятий.

В дальнейшем дважды финуправление переименовывалось, изменялась структурная подчиненность, с декабря 2009 года на основании приказа Главного государственного управления Псковской области ликвидировано.

С 29.12.2009 г. правопреемником ликвидированного органа является финансовое управление Администрации города Великие Луки, созданное и функционирующее по настоящее время в структуре Администрации города в системе органов местного самоуправления.

Перечень полномочий, возложенных законодательством на финансовое управление, с 2009 года претерпел значительные изменения. Передана на федеральный уровень работа КРУ.

В то же время в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, с 2014 года в структуре финансового управления создан отдел финансового муниципального контроля, наделенный полномочиями по проведению внутреннего муниципального финансового контроля.

Новым отделом, помимо контроля за эффективным и рациональным использованием средств муниципального бюджета и имущества, осуществляется контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основными задачами управления являются:

1) выполнение функций финансового органа Администрации города Великие Луки по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета города;

2) реализация единой финансовой и бюджетной политики в городе Великие Луки;

3) осуществление в пределах своих полномочий муниципального финансового контроля;

4) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития города в рамках исполнения бюджета города Великие Луки;

5) реализация муниципальной долговой политики.

Значимость деятельности городского финансового управления очень высока ввиду крайне важных задач, возложенных на него. Без грамотного управления муниципальными финансами невозможна стабильная работа всех городских жизнеобеспечивающих структур.

Коллектив финансового управления всегда состоял из людей высококомпетентных в своей профессии, а самое главное – неравнодушных, болеющих душой за свое дело, осознающих важность возложенных на них задач.

Сохранившиеся архивные фотографии правдиво передают дух того времени.

Вот пятидесятые годы, память о войне еще очень свежа. В составе коллектива – половина мужчины в форме, близкой к военной. Только две молодые сотрудницы, присевшие на траву, придают фотографии более спокойный, «мирный» вид.

А это уже шестидесятые годы прошлого столетия. Коллектив почти целиком женский, молодой. Совершенно другая мода в одежде, прическах. Взгляд у сотрудников серьезный, но уже не суровый – война отошла.

Шестидесятые – время перемен, масштабного строительства и развития экономики. Семьи переезжают в отдельные квартиры, рост благосостояния населения значительный, что заряжает оптимизмом.

Есть у нашего финансового органа и своя легенда, значимая историческая личность – ориентир для городских финансистов:

Чистяков Семён Васильевич.

Руководил финансовым отделом 25 лет (с 1965 года по 1990 год).

Семён Васильевич за свой многолетний труд заслужил уважение среди сотрудников, руководителей города, области и Министерства финансов, где неоднократно выступал и делился своим опытом работы.

Главным принципом своей работы Семён Васильевич считал следующее: на основании анализа подсказать руководителям промпредприятий и организаций города пути эффективного использования материальных и денежных средств и экономического роста предприятия. Он щедро делился своими знаниями и опытом с молодыми специалистами. Можно сказать, он создал целую школу финансовых работников, которые впоследствии возглавили финансовые учреждения и службы города.

За добросовестный труд награжден многочисленными грамотами, в 1969 году – знаком «Отличник финансовой работы», в 1980 году – медалью «Ветеран труда», а в 1983 году ему присвоили звание «Заслуженный экономист РСФСР».

Трудовой путь Семёна Васильевича Чистякова – пример того, чего можно достигнуть в профессиональной деятельности, обладая глубокими знаниями, высокой работоспособностью, стремлением к постоянному совершенствованию.

Он родился в деревне Большая Каменка Нелидовского района Тверской области в крестьянской семье. Свою трудовую деятельность начал с 16 лет в Нелидовском райфинотделе в должности инспектора, одновременно учился заочно в Калининском финансово-экономическом техникуме, который окончил с отличием.

В октябре 1940 года Семён Васильевич был призван в армию. Службу проходил в 141-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе, который располагался в Киеве. Там и встретил Великую Отечественную войну. Семён Васильевич прошел все этапы войны, участвовал в обороне Киева, Москвы, в Сталинградской битве. Награжден орденами Отечественной войны, «Знак Почета», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Демобилизован в 1946 году. Вернулся в г. Нелидово, поступил работать в финансовый отдел райфо на должность старшего инспектора. Одновременно окончил Московский финансово-экономический институт.

С 1948 по 1965 годы С.В. Чистяков работал заведующим райфо в Пореченском и Великолукском районах.

В город Великие Луки Семён Васильевич приехал в 1965 году и был назначен заведующим финансовым отделом исполкома горсовета. На этой должности в 1990 году закончил свою трудовую деятельность в связи с уходом на заслуженный отдых.

Тяжелейшее время для нашей страны – девяностые годы прошлого столетия – выпало на период руководства горфинотделом Людмилы Михайловны Копшиновой. Без малого восемнадцать лет (с 1994 года по 2011 год) занимала она эту должность, пройдя вместе со страной непростой период активных реформ, проводимых в том числе и в финансовой сфере, обвала и дальнейшего возрождения экономики страны в целом и нашего региона в частности.

Время перемен предъявляло и особенные требования к руководителям: гибкость, мобильность, готовность к нововведениям, умение сотрудничать и работать в команде, способность к принятию неординарных решений и подходов при решении поставленных задач. Все эти качества были свойственны Людмиле Михайловне, коллективу было чему у нее учиться. К сожалению, из-за тяжелой болезни она рано ушла из жизни.

С 2016 года и по настоящее время должность руководителя финансового управления Администрации города занимает ученица и во многом преемница Л.М. Копшиновой – Наталья Владимировна Дмитриева, начавшая свою трудовую деятельность в управлении после Осташковского финансового техникума в 1994 году, как раз под руководством Л.М. Копшиновой. По-прежнему жизнь ставит свои нелегкие задачи перед финансистами, по-прежнему востребованы профессионализм и компетентность. Труд Натальи Владимировны высоко оценен органами местной власти и региональным ведомственным комитетом: в 2014 году награждена почетной грамотой Великолукской городской Думы, в 2019 году – почетной грамотой Комитета по финансам Псковской области и в 2022 году – благодарственным письмом главы города Великие Луки.

Финансист – звучит гордо. Финансист – это призвание. Трудовой стаж в системе финансов многих из ныне здравствующих наших пенсионеров впечатляет: Людмила Васильевна Куренкова – 32 года (общий стаж 42 года); Татьяна Александровна Иванова – 31 год (такой же и общий стаж); Валентина Алексеевна Ионова – 28 лет (общий стаж 46 лет); Лариса Викторовна Штырина – 25 лет (общий стаж 46 лет).

Труд наших работников отмечен многочисленными наградами не только местного, но и областного и федерального уровней. Так, трое из здравствующих пенсионеров были награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» в соответствии с приказами Министерства финансов РФ: Татьяна Михайловна Федотова (главный бухгалтер в 1993-2011 годы); Лариса Викторовна Штырина (ушла на пенсию с должности начальника отдела финансового контроля в 2017 году); Валентина Алексеевна Ионова (основное место работы – бюджетный отдел). Благодарностью Министерства финансов РФ была отмечена Людмила Васильевна Куренкова (бухгалтер).

Не отстает и современное поколение финансистов. Практически каждый работник имеет тот или иной знак отличия. 3 работника награждены почетной грамотой регионального финансового комитета, 11 работников отмечены благодарностью Администрации города, 5 работников – почетной грамотой Администрации города.

Гордимся нашими работниками!

Неоднократно работники финансового управления города были отмечены за деловые и профессиональные качества повышением по службе, переводом по ведомственной структуре в вышестоящие органы. Так, уроженка Великих Лук Людмила Викторовна Павлова, работник финансового отдела Администрации города, с 2005 года успешно занимает должность первого заместителя руководителя финансового управления области.

Все, кто знает Людмилу Викторовну, отмечают ее высокий уровень компетентности в финансовой сфере, личное обаяние, неизменную доброжелательность и стремление решить вопросы наиболее оптимально и эффективно.

Людмила Викторовна, несмотря на теперь уже значительный период жизни в Пскове, свою малую родину не забыла, в ее лице наш город всегда находит искреннюю поддержку и участие. Постановлением главы города Великие Луки Н.Н. Козловского от 30 декабря 2016 г. № 196 Л.В. Павлова награждена юбилейной медалью «В память 850-летия Великих Лук» за значительный вклад в развитие города.

В начале 90-х годов прошлого века проводилась широкая реорганизация структуры финансово-экономических служб. Финансовый отдел стоял у истоков образования на местном уровне отделов казначейства, налоговой инспекции, пенсионного фонда. Финансисты составили ядро коллективов новых служб, передавая свой опыт, навыки другим работникам.

Так, руководителем городского отделения федерального казначейства с момента его образования – 1994 год, и в течение 26 лет – до 2020 года, являлась Ольга Фёдоровна Логинова, начавшая свой путь финансиста в горфинотделе и выросшая до должности заведующей горфинотделом. Для великолукских казначеев Ольга Фёдоровна, безусловно, является знаковой фигурой, руководителем номер один, чей жизненный опыт, высочайший профессионализм, полная самоотдача и преданность своему делу являются безусловным ориентиром и примером для многих.

Отличные, рабочие отношения и взаимопонимание между казначейством и финансовым управлением складывались с самого начала взаимодействия и продолжаются по сей день, что в немалой степени способствует высокому уровню организации и исполнения городского бюджета.

Финансовое управление было и есть альма-матер для сотрудников многих городских служб, крепкий основательный фундамент всей финансово-экономической системы города.

Минуло более ста лет с момента образования финансового органа города Великие Луки, вихрем пронеслись многочисленные перемены в общественной, политической и экономической жизни страны. Неизбежно затронули они и финансовую систему.

Тем не менее значимость работы в сфере управления муниципальными финансами не только не упала, а значительно выросла. По-прежнему востребованными остаются профессионализм, деловые качества и целеустремленность работников финансовой сферы. Мы гордимся и не забываем свое славное прошлое и уверенно глядим в будущее.

Поделиться ссылкой: